Виды государственной социально-экономической политики. Общая классификация социально-экономической политики. Сроки реализации социальн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время для Российской Федерации с ее обширной территорией, разнообразием природно-климатических и социально-экономических условий, национальных и конфессиональных различий ведущую роль играет социально-экономическая политика, осуществляемая государством. Последние десятилетия ознаменовались необыкновенным технологическим размахом, который превосходит по своей значимости феномен промышленной революции. Достижения телекоммуникационных систем, компьютерной техники, биотехнологий и т.д. привели мировое сообщество к новому этапу его развития в условиях формирования мировой социально-экономической системы.

Файлы: 1 файл

гос.политика соц.-эк..doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра: «Макроэкономическое регулирование»

Факультет: заочный экономики

Специальность (направление): экономика

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственная политика социально-экономического развития России»

Тема: «Виды государственной социально-экономической политики. Общая классификация социально-экономической политики. Сроки реализации социально-экономической политики.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014 год

Содержание:

 

 

 

Введение

В настоящее время для Российской Федерации с ее обширной территорией, разнообразием природно-климатических и социально-экономических условий, национальных и конфессиональных различий ведущую роль играет социально-экономическая политика, осуществляемая государством. Последние десятилетия ознаменовались необыкновенным технологическим размахом, который превосходит по своей значимости феномен промышленной революции. Достижения телекоммуникационных систем, компьютерной техники, биотехнологий и т.д. привели мировое сообщество к новому этапу его развития в условиях формирования мировой социально-экономической системы.

Для стремительно изменяющегося экономического мира характерно также и то, что в общественном сознании происходят качественные изменения в понимании динамики социально-экономических и духовных законов, видоизменяется научное представление о явлениях, происходящих в последние десятилетия. Причем изменения, происходящие в социально-экономических системах, меняются стремительнее, чем процесс их познания. Весь мир, в том числе и Россия под влиянием экономического кризиса переживает сложный период изменений в социально-экономических системах. В связи с чем, ключевыми целями и задачами для российской экономики являются познание и осмысление инновационных процессов и явлений, которые отражают трансформацию ее социально-экономической системы, прогноз развития в исторической ретроспективе. Поэтому происходящие в данное время процессы в социально-экономической системе государства требуют изучения и уточнения научных представлений о их возможных тенденциях и закономерностях.

 

 

1. Государственная социально-экономическая политика: понятие, сущность, виды

Социально-экономическая политика представляет собой политику в области социального и экономического развития, а также социального обеспечения, является системой мероприятий, осуществляемых государством и ориентированных на повышения качества и уровня жизни определённых социальных групп. Как правило, под социально-экономической политикой в практическом смысле понимают не только систему определенных мер, которые ориентированы на качественное улучшение жизнеобеспечения граждан, сколько систему взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами и слоями общества.

Социально-экономическую политику государство обычно проводит с помощью местных и региональных органов власти.Объектами государственной социально-экономической политики обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Целью государственной социально-экономической политики является улучшение здоровья нации, обеспечение достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, создание для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социально-экономическая политика является составным элементом всеобщей стратегии государства, которая относится к социальной и экономической сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, которая опирается на общественную поддержку государственная социально-экономическая политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социально-экономическая политика обладает рядом функций, которые определяют гуманистический характер государства, намеревающееся посредством политически создаваемых общественных фондов поддержать состояние граждан в подходящем для них социальном статусе. К этим функциям можно отнести следующие функции:

  • компенсаторную, которая ориентирована на ликвидацию внешних ограничивающих условий, не дающих возможность человеку быть активным участником сложившихся в обществе отношений;
  • элективную, которая направлена на рассмотрение обстоятельств и свойств самого гражданина, которые способны отнести его в разряд нуждающихся;
  • кумулятивную, накапливающая социальный потенциал государства, который выражается в зависимости населения от социально-политической политики государства.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социально-экономической политике государства, чем в большей степени социально-экономическая политика находится в тесной зависимости от политики государства в целом.

Социально-экономическая политика обеспечивает населению минимальный доход, обязуется защищать граждан от инвалидности, болезней, безработицы, старости. При этом гарантирование государством базовых условий жизни касается только тех, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Государственная социально-экономическая политика государства осуществляется посредством механизма государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом большая часть национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Самым эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы).

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и осуществляются переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также отражены тарифные сетки, систему компенсирующих и стимулирующих выплат, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня профессионализма. С 1 января 2014 года МРОТ в России составляет 5554 рубля. В планах правительства довести МРОТ к 2018 году до величины прожиточного минимума.

Ведущее значение приобретает проблема защиты денежных доходов (пенсий, заработной платы, пособий) от инфляции. С этой целью государство применяет индексирование, т.е. повышение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Вместе с тем индексирование широко распространено для поддержки уровня жизни пенсионеров и других лиц с лимитированными доходами. В России индексация денежных доходов влияет на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимального размера оплаты труда.

Важнейшим направлением в социально-экономической политике при решении вопросов защиты граждан является поддержка слоев населения, находящихся на грани нищеты. Определяющим значением в социальной защите этих слоев населения является развитая система натуральных и денежных пособий. Подобная система существует во всех странах с развитой рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие отрицательные последствия ее развития. Для отнесения конкретных категорий населения к числу людей, претендующих на получение социальной помощи, применяются показатели, устанавливающие уровень бедности.

Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социально-экономической защиты. Отношения социально-экономической защиты представляют собой отношения, которые позволяют людям, которые находятся под их защитой, сохранять свои функции и положительный статус в обществе. В силу того, что социальную защиту могут обеспечивать и другие объединения кроме государства, социально-экономическая политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Государство на базе социальной защиты создает систему социального обеспечения, которая состоит из совокупности административных норм и организаций, выполняющих эти нормы в административном порядке. Основным принципом системы социального обеспечения, которая осуществляется государством, является принцип обязательного государственного страхования.

Ключевым показателем развитости системы социального обеспечения, а также типичным признаком государственной социально-экономической политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике указан такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще.

Главным в определении государственной социально-экономической политики являются источники финансирования социальных расходов. Источниками финансирования обычно бывают бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники накапливаются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные наполняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае наполнение может осуществляться как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.

Вместе с тем наиболее важной проблемой структурных преобразований в близлежащие годы является развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. прежде всего в отношении незащищенных слоев населения, смягчение последствий кризиса, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах, повышения гарантий предоставления социальных услуг, кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, реализация данных целей и задач должна способствовать повышению уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к стабильному рынку.

С точки зрения функционирования экономической системы, социально-экономическая политика выполняет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, аккумулирования национального богатства создание благоприятных социальных условий для населения становится первоочередной целью социально-экономической деятельности, и в этом смысле в социально-экономической политике концентрируются цели экономического роста и все остальные фактора экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социально-экономическая политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди теряют мотивацию к высокоэффективной экономической деятельности.

2. Общая классификация государственной социально-экономической политики

Проводить классификацию государственной социально-экономической политики можно различным основаниям. В зависимости от типа базового процесса:

  • социальная помощь - безвозмездная и благотворительная поддержка малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных граждан. В России в последние десятилетия реализовывался именно такой подход, что привело к резкому снижению эффективности реализуемой социальной политики, свертыванию социальных функций государства;
  • социальное попечительство - компенсация негативных социальных факторов, возникших вследствие неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы хозяйствования. Целью модели является уменьшение дифференциации в уровне жизни населения на заявительной основе;
  • социальное страхование - финансирование социальных выплат и услуг за счет страховых взносов работников и работодателей. Идеей модели является формирование многочисленного среднего класса, повышение ответственности населения за свое будущее;
  • социальное развитие - повышение уровня социальных показателей качества жизни: занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр. Основным направлением социально-экономической политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения, сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.

Информация о работе Виды государственной социально-экономической политики. Общая классификация социально-экономической политики. Сроки реализации социальн