Учение Гегеля о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:26, реферат

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа". Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся.

Файлы: 1 файл

Учение Гегеля о государстве и праве.docx

— 39.45 Кб (Скачать файл)

Учение Гегеля о государстве  и праве

 

 

  Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа". 
 
 Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики: 
 
 1) закона единства и борьбы противоположностей; 
 
 2) закона перехода количественных изменений в качественные; 
 
 3) закона отрицания отрицания. 
 
 Гегель заимствует у французского Просвещения идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать существующее положение вещей. По мнению Гегеля, "все действительное - разумно, всё разумное - действительно". Целью философа является примирение с действительностью. 
 
 Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т.е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. 
 
 Понятие права. Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т.е. понятие права и его осуществление. Право, наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований. Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании. Тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство. 
Абстрактное право представляет собой возможность, ещё не конкретизированную в поступке. Здесь Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей, отрицая как требования фактического равенства, так рабство и крепостничество. 
 
 Мораль является следующей ступенью конкретизации права, когда свободная личность проявляет себя в поступке. На этой ступени приобретают значение мотивы и цели поступка.  
 
  Последней ступенью конкретизации права, где свобода приобретает объективный характер в виде семьи, гражданского общества и государства становиться нравственность. 
 
 Гражданское общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех, где ещё не достигнута полная свобода. По существу под гражданским обществом Гегель понимает современное ему буржуазное общество. Это царство нужды и рассудка. Существуя как система потребностей, основанное на частной собственности и разделении труда, гражданское общество не может само по себе разрешить противоречия между частным интересом и всеобщим. 
 
 В структуре гражданского общества существует три сословия:  
 
 1) субстанциальное (землевладельцы - помещики и крестьяне);  
 
 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);  
 
 3) всеобщее (чиновники).  
 
 К сфере гражданского общества Гегель относит также правосудие и полицию, поскольку на эти институты возлагается задача защиты собственности. Гегель высказывается за публичное оглашение законов, публичное судопроизводство и суд присяжных. Вместе с тем, Гегель отмечает, что в гражданском обществе регулирование отношений происходит не разумно, а случайно. Для преодоления противоречий гражданского общества необходимо государство. 
 
 Государство. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций  объективного идеализма критикует  теорию договорного происхождения  государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным  идеалистом, Гегель выводил государство  и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников  договорной теории о том, что государство  создано людьми для обеспечения  и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может  быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе  говоря, государство не служит, а  господствует, оно не средство, а  цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право  в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.

Гегель отвергает  народный суверенитет как основание  государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ  не только не знает, чего хочет «разумная  воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения  государства, естественных и неотчуждаемых  прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью. 

Идея государства, по Гегелю, распадается  на три элемента:  
 
 1) индивидуальное государство (внутреннее государственное право);  
 
 2) государство в отношениях с другими государствами (внешнее государственное право);  
 
 3) государство во всемирной истории. 
 
 Развитое до своего понятия индивидуальное государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Тремя различными властями являются: законодательная власть, правительственная власть и власть монарха. Гегель критикует противопоставление различных властей друг другу, считая, что они должны составлять органически единую систему, на которой основывается государственный суверенитет. Гегель критикует идею народного суверенитета. По его мнению, суверенитет должен принадлежать наследственному монарху. 
 
 Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Она представлена двух палатным парламентом. Здесь Гегель высказывается за свободу печати и публичность прений в палатах. Правительственная власть (в т.ч. и судебная) - это власть подводить особенное под всеобщее. Правительственная власть должна руководствоваться законами и волей монарха. 
 
 Суверенитет государства - это абсолютная власть всеобщего над частным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Индивидуальные государства относятся друг к другу как самостоятельные и свободные. Их взаимоотношения устанавливаются на договорной, правовой основе. Вместе с тем, Гегель критикует кантовскую идею вечного мира и считает, что одним из средств разрешения межгосударственных споров является война. 
 
 Всемирная история представляет собой прогресс свободы, её воплощения в различных государствах. Развитие всемирной истории проходит четыре стадии: восточную, греческую, римскую и германскую. Им соответствуют четыре формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, конституционная монархия. 
 
 Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

 

Политико-правовая концепция Гегель

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (Hegel), 1770-1831, гениальный мыслитель-диалектик, внес колоссальный вклад в развитие политической и правовой мысли.Его труд "Философия права" - одна из самых известных во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она выделяется в историческом ряде даже таких классических трудов по политической и правовой философии, как "Государство" и "Законы" Платона, "Политика" Аристотеля, "О государстве" и "О законах" Цицерона, "Государь" Макиавелли, "Левиафан "Гоббс," Политический трактат "Спинозы," О духе законов "Монтескье," Об общественном договоре "Руссо.

На всех этапах творчества Гегеля, начиная от студенческих лет  и заканчивая последней работой "Английский билль о реформе 1831", в центре его внимания были проблемы государства и права. И собственно "Философия права" является синтезом философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении десятилетий.

"Философия права", согласно  гегелевской концепции, представляет  собой философскую науку о  праве, предметом исследования  которой является идея права,  то есть понятие права и  его осуществления. Идея - это  единство наличного бытия и  понятия. Она не только их  гармония, но и полное их взаимопроникновение.  Идея права - это свобода, и  истинное ее понимание достигается  только тогда, когда она познается  в ее понятии и в наличном  бытии этого понятия.

Наука о праве является частью философии. Поэтому ее цель - развить из понятия идею. Главная  задача философии права - научное  познание государства и права, а  не указание на то, какие они должны быть. В отличие от позитивной юриспруденции, которая изучает юридические  законы, то есть позитивное право, философская  наука о государстве и право  имеет своей задачей познания базовых идей государства и права.

Значение философии Гегеля в развитии идеала правового государства  заключается в том, что она  доказывает этот идеал к его кульминационной точки: правовое государство объявляется им божественной и приводит человеческое развитие в его морального завершения. Итак, правовое государство - это вершина развития человеческого общества.

Рассматривая философию  права Гегеля, прежде всего нужно выяснить ее основу. Такой основой является понятие свободы воли. Возлагая это понятие в основу своих философско-теоретических конструкций, Гегель прослеживает зарождение и развитие всей системы общественных отношений. Для предшественников Гегеля или не самой сложной проблемой было согласование принципов свободы и человеческого общения, которое необходимо требует ограничения этой свободы. Они считали, что эти понятия ограничивают друг друга, и поэтому каждое из них бралось во всей крайности своего абстрактного выражения. Вместо Гегель стремился показать, что свобода заключается не только в состоянии выбора и в отсутствии ограничения, но и в свободном выборе какого-то определенного конкретного решения. Такое конкретное решение есть вместе с тем ограничением свободы, но ограничением, которое вытекает из ее свободного выбора. Выбирая для себя определенное определение, воля не перестает быть свободным, поскольку она сама выбирает это определение. Итак, самоограничение свободы не противоречит ее сущности. Наоборот, это - закономерный момент ее свободного проявления. Отсюда легко вывести необходимую связь свободы с законом и индивидуума с обществом. Прослеживая зарождение и развитие свободной воли, Гегель указывает, что она создается постепенно из природных наклонностей и стремлений. На низших формах своего проявления она подчинена этим стремлениям, которые сами по себе противоречивы и находятся в борьбе друг с другом. Но воля может достичь господства над ними, выбирая те из них, которые отвечают ее сущности. Вследствие этого природные стремление освобождаются от своей случайности и субъективности и приобретают значение свободной воли. В этом процессе воля достигает истинного своего развития. В связи с таким пониманием свободы Гегель видел в общении не только ограничения, а прежде полноту личности. В обществе человек находит те ограничения, которые вытекают из ее разумной сущности, с самого основания его свободы. И именно с этих позиций Гегель считал возможной гармонию между индивидом и обществом. И этот неизбежный и бесспорный связь индивида и общества приобретает в мыслителя характера высшей нравственной правды. Именно общество является живым воплощением идеи добра, которая без него или вне его остается абстрактной и бессильной. Чистая субъективность лишает человека прочных основ, и у него может возникнуть такое страстное стремление к объективному порядке, что она будет готова скорее унижаться до полной и рабской зависимости, чтобы избежать мук, которые связаны с внутренней пустотой и бессодержательность. Однако, подчиняясь этому порядку, индивид находит в нем собственную сущность, поскольку объективная мораль не является чем-то чуждым субъекту. Создавая для него обязанности, она не ограничивает, а скорее освобождает его - от подчинения непосредственным стремлениям и от гнета субъективной неопределенности. Она указывает ему путь к высшей нравственной свободы и, формируя его характер, превращает склонность к добру в постоянную свойство, делает ее правом, привычкой, второй природой. Итак, вместе с утверждением и осуществлением объективной морали получает прочную основу и субъективная мораль. Произвол отдельного индивида, который противостоял общем порядке, исчезает. Субъективность как необходимая почва для бытия свободы становится адекватной самому понятию и сущности свободы. Однако надо заметить, что Гегель имел в виду не личные эмпирические явления, а их моральную основу. Идеальной формой примирения он считал не любое проявление государственной идеи, а только ее выше завершения, венец истории, последнюю универсальную форму мирового духа. По этому поводу он писал: "Государство в себе и для себя является моральная целостность, осуществление свободы, и абсолютная цель разума заключается в том, чтобы свобода действительно была. Государство есть дух, который находится в мире и реализуется в нем сознательно, тогда как в природе он получает действительность только как другого себя, как дремлющем духа. Только как существующий в сознании, знающий самого себя как существующий предмет, он является государство. В свободе надо исходить не из одиночного и поодинокости сознания, а только с его сущности, ибо эта сущность, независимо от того, знает человек об этом или нет, реализуется как самостоятельная сила, в которой отдельные индивиды не более чем моменты: государство -- это шествие Бога в мире; ее основой служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не отдельные государства, не отдельные институты, а идею для себя, этого действительного Бога ".

Признавая правовое государство  высшей ценностью, высшим воплощением  Бога на земле, Гегель одновременно неразрывно связывает ее с идеей свободы. По сути, его целью является согласовать  общее и конкретное, свободу и  закон, личность и государство. Согласно гегелевской диалектической схемой, субъективность - это необходимая  почва для бытия свободы и  необходимое требование нравственной идеи. Однако, чтобы стать реальностью, она должна прийти в тесной связи с объективным порядком. Очень важно подчеркнуть, что в данном случае Гегель имеет в виду не любое государство и не любой ее проявление. Собственно в труде "Философия права" он стремится представить идеальную основу действительного государства. Идея мыслителя заключается в том, что в государстве следует уважать проявление Божественного духа, подобно тому, как мы уважаем и видим его в физической природе. Эта установка только подчеркивает требование, чтобы государство отвечало своей идее, или, другими словами, "в государстве не следует стремиться ничего другого, кроме того, что является воплощением разумности". Именно в этом смысле Гегель говорит о государстве как о реальности нравственной идеи, проявления в государстве силы ума. Поэтому, собственно, говоря о государстве, он постоянно подчеркивает, что речь идет о "развитые государства нашего времени", те же государства, которые не соответствуют указанным требованиям, он считал незавершенными. По словам Гегеля, такие государства только существуют, однако не имеют действительности - той действительности, которая определяется разумом и требуется моральной идеей. Именно в этом контексте следует понимать утверждения Гегеля: "Все действительное разумно, все разумное действительное", поскольку мыслитель не все существующее считал действительным. Под действительностью он понимал ту высшую реальность мирового и исторического процесса, в которой осуществляется закономерное движение духа.

Рассматривая политико-правовую концепцию Гегеля, важно отметить и то, что он был первым, и не только в немецкой философии права, кто между индивидом и государством указал на общественную среду, т.е. на гражданское  общество, как на особый элемент, который  имеет значение и для личности, и для государства. Общественная среда является выражением частных  интересов индивидов, и именно эта  среда - гражданское общество - является одной из принципиальных отличий, отличающих старый и новый мир. Развивая свои взгляды на государство, мыслитель  подчеркивал необходимость единства государственной жизни, как основы нормального политического бытия, и именно с ней он связывал сферу  личной свободы. Итак, идея государства осмысливается Гегелем с двух сторон: с одной стороны, устанавливается принцип единства власти, как необходимой основы юридического порядка, с другой - развивается идея о гарантиях личности против всеобъемлющей могущества государства. Эти два момента постоянно вступают между собой в противоречие. В государственно-правовой жизни это и есть воплощение диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. В этом аспекте важно подчеркнуть, что Гегель ставит государство наравне с обществом, которое он считал организацией практических интересов и личной свободы, независимой от объединяющих функций государства.

Как же Гегель понимает единство государства?

Основной принцип единства касается устройства власти. Организация  власти требует ее структурализации. Разнообразные функции и связанные с ними полномочия поручаются отдельным органам. Но это распределение властей не следует понимать, как абсолютную их самостоятельность. Все государственные органы - это только моменты единого целого. По мнению Гегеля, это единство должно иметь свое воплощение в одному конкретному лицу - монарху, который представляет собой своеобразное живое воплощение государственного объединения. Однако речь идет о такой монархию, в которой монарх ограничен законом, и, подчеркивает Гегель, если конституционный строй крепкий, то часто монарху не остается ничего более, как просто поставить свое имя, что и означает завершено решения данной проблемы. В таком аспекте все отдельные власти и дела в государстве не могут иметь ни самостоятельного значения, ни зависеть от индивидуальных интересов. В этом контексте Гегель рассматривает и суверенитет государства. Для него суверенитет - это воплощение органического единства государства. Поэтому истинное воплощение суверенитета он считал возможным только по конституционной монархии, которая одна только и может быть должным структуризована и организована. Поэтому объединяющий влияние суверенитета является продолжением той внутренней субстанциарнои единства, которая присуща государственному организму и проявляется в сознании граждан в виде чувства патриотизма. Исходя из этих соображений Гегель придавал большое значение органическом строении общества, которая проявляется в развитии общественного и корпоративного жизни. Только органическое развитие и единство частных сфер позволяют говорить о правомерности власти в государстве, только при этом условии целое, то есть государство, является действительной силой и властью. В противном случае, по Гегелю, это целое превращается в массу отдельных атомов, поэтому государственная власть должна оставлять нетронутой органическое строение общества и законодательство должно учитывать эту органическую строение народа. А в законодательной власти должны быть представлены не отдельные лица как таковые, а народ как целое, со своим органическим разделением на сословия и корпорации. В целом в концепции Гегеля идея органического разделения общества имеет очень большое значение. В этом мыслитель видел воплощение нравственной жизненности государства. В развитии духа общественности, общественного единства, по мнению Гегеля, заключается глубина и сила государства. Это внутреннее, самобытное жизни общества обеспечивает государству его моральный и правомерный характер и создает для власти нормальное и правомерное положение. Именно поэтому Гегель предпочитает сильной, но децентрализованной государстве, где центральная государственная власть предоставляет своим подданным свободу во всем, что не относится к прямому назначения государственной власти, т.е. ее организация и хранения, внутренняя и внешняя безопасность.

Информация о работе Учение Гегеля о государстве и праве