Учение о правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

Содержание работы

Введение. - 3 -
Глава 1. Учение о правовом государстве. - 5 -
1.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве - 5 -
1.2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства. - 8 -
Глава 2. Правовое государство в современной России. - 20 -
2.1. Идеи правового государства в России - 20 -
2.2. Практика становления правового государства в России. - 28 -
Заключение. - 33 -
Список использованной литературы: - 34 -

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение

На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или  даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически  во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе мы попытаемся в данной работе.

Цель исследования: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства в контексте соотношения с феноменом гражданского общества.

Правовое государство - объект изучения в работе - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России. Что также говорит об актуальности обращения к данной теме.

Специфика феномена правового государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России выступит предметом нашего рассмотрения.

Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:

1. Анализ теоретических  основ концепции правового государства,  включающий: краткий экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности и знакомство с исходными положениями современной теории правового государства.

2. Рассмотрение особенностей  конституционной модели российской  правовой государственности.

3. Выделение проблем  формирования правового государства  в России.

Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно-организованного общества на правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ, несомненно, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.

 

Глава 1. Учение о правовом государстве

1.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Идея правового государства  имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях  прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства  родилась как противовес самовластию и произволу правящих индивидов.

Сам термин «правовое  государство» сформировался и утвердился довольно поздно в первой четверти 19 века – в немецкой юридической литературе (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.А. Покровский и др.

Представление о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.[5]

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась  справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…”[11]. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося  разложения феодализма  идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного  права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку  свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование  демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд  прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил  о господстве закона, как обеспечивающего  естественные, неотчуждаемые права  собственности, индивидуальной свободы  и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад  в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и  детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное  место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”.

Философская концепция  правового государства по Канту  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы при всей новизне их концепций правового государства оттачивали элементы теории с позиций своего времени, опираясь на опыт прошлого, на достижения предшествующей  социальной, политической и правовой теории и практики. Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.[16]

1.2. Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Понятие правового государства.

  Демократическое  реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти.[19]

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.[18]

Правовое государство  — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.[20]

Правовое государство  по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного  индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.[7]

Правовое государство  – объективная необходимость  и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации  общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Признаки  правового государства.

Основными признаками правового  государства являются: 

Разделение властей; 

  • Верховенство закона;
  • Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; 
  • Социальная и юридическая защищенность личности; 
  • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права; 
  • Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; 
  • Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; 
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
  • Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • Верховенство и прямое действие конституции; 
  • Единство прав и обязанностей граждан. 
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать.[21]

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает  соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения.[6] Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей  – это показатель развитости права  и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона , принятого законодательным органом.

В настоящее время  наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле  деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией прежде всего правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.[18]

Существенный признак  исполнительной власти — ее универсальный и предметный характер: исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии, органам безопасности, милиции.

Исполнительная власть — это вторичная подзаконная  ветвь государственной власти, имеющая  универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение  исполнения законов и других актов законодательной власти.[1]

Информация о работе Учение о правовом государстве