Учение Гегеля о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:26, реферат

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа". Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся.

Файлы: 1 файл

Учение Гегеля о государстве и праве.docx

— 39.45 Кб (Скачать файл)

Священным долгом центральной  власти (правительства) есть, согласно Гегелю, как предоставление гражданам  такой свободы и самостоятельности, так и ее защита от различных посягательств. Гегель подчеркивал, что государственная организация централизованного типа имеет существенный недостаток по сравнению с децентрализованной, поскольку не может рассчитывать на свободную поддержку своих подданных, на их чувство собственного достоинства и желание служить опорой государству - тот могучий дух, который проявляется только в таком государстве, где все, что возможно, верховная власть передает на решения самим гражданам. Гегель подчеркивал, что в государстве следует различать, с одной стороны, то, что нужно государственной власти, а, следовательно, должно находиться в ее компетенции; с другой - то, что необходимо организованном в общество народу, но является случайным или необязательным для государственной власти. Счастливым Гегель считал народ, которому государство оказывает значительную свободу деятельности в вопросах общего характера, не имеющих первоочередное значение для государства в целом. В таком случае и само государство, опираясь на свободный дух своего народа, становится бесконечно сильной и мощной. Ввиду этого, Гегель большое внимание уделял механизмам, которые призваны обеспечивать развитие общества и его взаимодействие с государством. В организации представительных собраний с публичными дебатами, в свободе мысли и развития прессы он усматривал гарантию того, что общий интерес проникает в массы народа и проходит через сознание граждан.

Рассматривая политико-правовую концепцию Гегеля, важно отметить, что большое внимание он уделял национальным особенностям того или иного народа, как определяющему фактору его  государственно-правового развития. Мыслитель подчеркивал, что модернизация государственно-правовой жизни является результатом самобытного развития каждой отдельной нации и не может  быть решена путем простого заимствования  достижений других народов.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального  государства, т.е. в данном аспекте  речь идет о государственном устройстве и внутреннее государственное право, 2) в отношениях между государствами  как внешнее государственное  право, 3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и  разумном виде такое государство  представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Тремя разными властями, на которые  делится политическое государство, являются: законодательная власть, представительная власть и власть монарха. Гегель не соглашается со взглядом Локка и Монтескье о самостоятельности властей с их взаимным сдерживанием, поскольку в данном случае прогнозируется их взаимная враждебность и противостояние. По Гегелю же, все эти власти исходят из интересов мощи целого и все они подчиняются интересам государства. Представительная власть, в которую Гегель относит и судебную, определяется им, как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под общее. Задача представительной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательная власть - это власть, функцией которой является определять и устанавливать основы законодательства и устройства государства. В второй аспекте государства относятся друг к другу, как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. В этом контексте он рассматривает и проблемы войны и мира, анализирует взаимосвязь внутренней и внешней политики государства, представляет характеристику войны как фактора и формы политики. При этом следует отметить реализм, с которым он подходит к рассмотрению этой проблемы. Взаимоотношения разных государств Гегель трактует, как коллизионные, конфликтные столкновения противоположных интересов, прав и сил. Делом комбинации сил и политического решения есть ответ на вопрос о защите интересов и прав, которым угрожает опасность. И в условиях конфликта война решает вопрос не о том, какое из двух прав, столкнулись, является настоящее, поскольку, по сути, оба эти права являются подлинными, а вопрос о том, какое право должно уступить другому. Именно поэтому Гегель подчеркивал, что гарантией независимости государства является ее вооруженные силы, развитым состоянием которых является постоянная армия.

Всемирная история как  прогресс в осознании свободы  представляет собой, по сути, историю  суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в  государственных формированиях.

Что же касается понятия права, то в гегелевской концепции оно  имеет несколько значений: 1) право  как свобода (идея права); 2) право  как определенная степень и форма  свободы (особое право); 3) право как  закон (позитивное право).

На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают один смысл. В этом аспекте  философии права можно было бы назвать философией свободы.

Во втором аспекте система  права как царство реализованной  свободы представляет собой иерархию особых прав от абстрактных форм до конкретных. На вершине иерархии "особых прав" стоит право государства, над которым есть только право мирового духа. Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) данные одновременно, то окончательно истинно право следующей степени.

И право как закон, или  позитивное право, является одним из "особых прав". Превращение права  в себе в закон путем законодательства придает праву формы всеобщности  и подлинной определенности. Предметом  законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, а не их внутренняя сфера. Различая право и закон, Гегель одновременно стремился избежать их противопоставление. Он считал неправильным превращать различие между естественным или философским, правом и позитивным правом в их противопоставление. Вместе с тем мыслитель признает, что содержание права может быть искажен в законодательном процессе, поэтому он допускает, что не все данное в форме закона есть право. Однако, в "Философии права" Гегель пишет: "... то обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для последнего чем-то случайным и не касается его природы". По своему определению, положительное право как ступень самого понятия права умное. Закон - это конкретная форма выражения права. В законах находит свое воплощение национальный характер народа, уровень его исторического развития, естественные условия его жизни. Но эти факторы не влияют на сущность права. В гегелевском учении тремя главными формами свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение о абстрактное право включает в себя проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали - умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности - семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право является первым уровнем в развитии понятия  права от абстрактного к конкретному. Это право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права содержится свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право - это способность всех последующих более конкретных определений свободы и права. На этой стадии положительный закон выражается единой формуле - "будь лицом и уважай других как человек".

Свою реализацию свобода  личности находит, согласно Гегелю прежде всего в праве частной собственности. Итак, философ обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, однако не в размере владения собственностью. Основываясь на таком утверждении, Гегель отвергает рабство, крепостничество, общность имущества. Отчуждение правоспособности, личной свободы, нравственности, религиозности является несправедливым и подлежит преодолению. "Естественной вещью является абсолютное право раба освободиться", - подчеркивал Гегель. Важное место в этом аспекте Гегель отводит договора, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельца частной собственности. Он подчеркивал, что предметом договора можно считать лишь единственную вещь, которая только и может быть отчуждена. Общее же содержится в моральности и государству. То есть ни семья, ни государство не является и не может быть предметом договора. Договорные отношения - это отношения частной собственности.

Другим важным направлением учение о абстрактное право есть понятие лжи (простая ложь, обман, принуждение и преступление). Преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Наказание преступления, по Гегелю, есть, по сути, конкретизацией абстрактного права к морали. На этом уровне, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъектов. Требования субъективной свободы состоят в том, чтобы о человеке судили по ее самоопределения. Только через поступок субъективная воля достигает объективности и соответственно сферы действия закона, поскольку моральная воля не может быть уголовным.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительности и конкретности в нравственности, когда понятие свободы обьективуеться в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

 


Информация о работе Учение Гегеля о государстве и праве