Участие прокурора в арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:53, дипломная работа

Описание работы

Объектом дипломного исследования является участие прокурора в арбитражном процессе.
Предметом исследования данной темы являются нормативно-правовые акты, регулирующие участие прокурора в арбитражном процессе.
Цель данной работы – изучить участие прокурора в арбитражном процессе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Задачи и основные направления деятельности прокурора в арбитражном процессе 5
1.1. Понятие и сущность участия прокурора в арбитражном процессе, как самостоятельного субъекта 5
Глава 2. Полномочия прокурора в арбитражном процессе 11
2.1. Формы реализации полномочий прокурора в указанной сфере 11
Глава 3. Иск прокурора в арбитражном процессе, как средство защиты государственных и общественных интересов 17
3.1. Иск как средство прокурорского реагирования 17
3.2. Особенности арбитражного процесса и требования к оформлению материалов, направленных в арбитражный суд 28
Глава 4. Участие прокурора при рассмотрении дел в арбитражном суде первой инстанции 40
4.1. Особенности правового положения прокурора в суде первой инстанции 40
4.2. Процессуальный интерес прокурора в арбитражном суде – как специфика государственных функций 44
Глава 5. Основания и особенности участия прокурора в арбитражном суде по делам, вступившим в законную силу 47
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75

Файлы: 1 файл

диплом Прокурорский надзор Участие прокурора в арбитражном процессе.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

В представлении указывается, какие документы приобщаются к нему.

Прокурор направляет представление в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

Новым АПК РФ существенно изменена процедура судебной проверки постановлений в порядке надзора.

Представление соответствующего прокурора рассматривается в течение одного месяца со дня поступления представления либо истребованного дела в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора (ст. 293, 299 АПК РФ).

По результатам рассмотрения представления выносится определение о передаче или об отказе в передаче дела для пересмотра оспариваемого акта в порядке надзора (ст. 299 АПК РФ). В первом случае Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению прокурора рассматривает дело по существу. Лица, участвующие в деле, и прокурор, внесший представление, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению (ст. 302 АПК РФ). Срок рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ — три месяца со дня вынесения определения о передаче дела на его рассмотрение (ст. 303 АПК РФ).

Прокурор, принесший представление, дает объяснение первым после выступления докладчика по делу (ст. 303 АПК РФ). По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит постановление. В нем реализуется одно из полномочий надзорной инстанции, предусмотренных ст. 305 АПК РФ:

1) оставить оспариваемый судебный  акт без изменения, представление  прокурора о пересмотре дела  в порядке надзора — без удовлетворения;

2) отменить судебный акт полностью  или в части и передать дело  на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен;

3) отменить судебный акт полностью  или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение; 4) отменить судебный акт полностью либо в части и прекратить производство по делу или оставить заявление без рассмотрения;

5) оставить без изменения один  из ранее принятых по делу  судебных актов.

Будучи лицом, участвующим в деле, прокурор наделен правом подачи заявления о пересмотре дела, возбужденного по его иску, по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр решений арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам — это самостоятельная стадия арбитражного процесса. Объектом пересмотра в этой стадии являются вступившие в законную силу решения и определения, принятые в первой инстанции, а также постановления и определения апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, которыми был изменен судебный акт или принят новый судебный акт. Пересмотрено может быть также определение об окончании процесса, т. е. о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения. Все прочие определения суда первой инстанции не служат предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам. Поскольку закрепляемые в них выводы не носят необратимого характера и не окончательны, суд вправе корректировать их в процессе продолжающегося рассмотрения без предварительной отмены определения. Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам являются также определения и постановления вышестоящих судебных инстанций. Однако и здесь имеются в виду лишь такие акты, которыми оканчивается судопроизводство, т. е. определения или постановления об оставлении заявления без рассмотрения, о прекращении производства по делу, об изменении обжалованного решения, а также новые решения вышестоящих судов, выносимые по существу спора, без передачи дела на новое рассмотрение.

Вновь открывшиеся обстоятельства — это факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Поэтому их надо четко отличать от доказательств, целевое назначение которых ограничивается установлением таких юридических фактов. Обнаружение новых доказательств, ставящих под сомнение обоснованность вынесенного решения, создает повод для пересмотра его в порядке судебного надзора. Для пересмотра решения необходимо, чтобы вновь открывшееся обстоятельство имело существенное значение для дела.

Фальсификация доказательств и их исследования также являются основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но для этого необходим вступивший в законную силу приговор, подтверждающий виновность свидетеля, эксперта или переводчика в заведомо ложном показании, заключении или заведомо неправильном переводе. Такое же значение имеет приговор, подтверждающий факт использования кем-либо из участвующих в деле лиц подложных документов. Фальсификация вызывает пересмотр решения при том условии, что она повлекла постановление незаконного или необоснованного решения. По совершенно однозначному смыслу закона преступная фальсификация материалов дела составляет основание к пересмотру постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, если она установлена вступившим в силу приговором суда. Любые другие акты,  например постановления прокурорско-следственных органов о прекращении уголовного преследования, не создают повода к пересмотру арбитражного дела.

Законом перечисляются основания для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 311 АПК РФ). Ими являются:

существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательств, заведомо ложные заключение эксперта, показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела;

отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;

признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ;

установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

При пересмотре решений арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять по материалам дела правильность применения судом закона, совершения тех или иных процессуальных действий, исследования и оценки доказательств, как это имеет место при пересмотре решений в порядке надзора. Здесь главная задача суда — выяснить наличие или отсутствие вновь открывшихся обстоятельств и установить, повлияли ли они на правильность вынесенного решения.

В соответствии со смыслом ст. 310 АПК РФ право пересмотра принятого решения по вновь открывшимся обстоятельствам принадлежит тому арбитражному суду, который вынес данное решение.

По вновь открывшимся обстоятельствам решение пересматривается в том же порядке, в котором рассматривался спор соответствующим судом (первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции).

Такое заявление должно быть подано в трехмесячный срок со дня установления обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра решения.

Прокурор обязан направить другой стороне копии своего заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у этой стороны.

При нарушении установленного срока или отсутствии доказательства направления копий заявления и документов другой стороне заявление возвращается без рассмотрения. О возвращении заявления выносится определение, которое может быть обжаловано (ст. 315 АПК РФ).

Трехмесячный срок на подачу заявления относится к процессуальным срокам, которые могут быть восстановлены по ходатайству заинтересованного лица.

Арбитражный суд, рассмотрев заявление, вправе оставить решение в силе, если вновь открывшиеся обстоятельства не опровергают выводы и оценки материалов по делу, сделанные при первоначальном рассмотрении спора. При этом выносится определение, которое может быть обжаловано (ст. 317 АПК РФ).

В случае удовлетворения заявления арбитражный суд отменяет судебный акт, и дело рассматривается судом по правилам, установленным арбитражным процессуальным законом.

 

 

Заключение

 

За последние 2,5 года арбитражными судами рассмотрено около 21 тысячи исков (заявлений) прокуроров в защиту экономических интересов государства и общества. Большинство из них (около 85%) судами удовлетворено, что означает их законность и обоснованность, а также меру эффективности прокурорского вмешательства. Сумма, на которую удовлетворены иски прокуроров, весьма значительна и составила около 30 млрд. рублей.

Основную массу удовлетворенных исков составляют иски: об изменении, расторжении и исполнении договоров; о неисполнении обязательств в пользу государства; о защите прав государственной и муниципальной собственности; заявления о признании недействительными актов государственных и иных органов; о несостоятельности (банкротстве) и др.

Кроме того, прокурорами обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции около 800, судебных актов, принесено более 300 надзорных протестов, которые были в основном удовлетворены, что также является дополнительной гарантией защиты экономических интересов государства и общества.

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор в соответствии с п. 4 ст. 27 Федеральною закона «О прокуратуре Российской Федерации» предъявляет и поддерживает в арбитражном суде иск в интересах пострадавших, если они сами по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут отстаивать свои интересы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств правонарушение приобрело особое общественное значение.

Статус прокуратуры как государственного органа, имеющего цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, предопределяет условия, при которых прокурор реализует свои полномочия по участию в арбитражном процессе.

Нередко поводом для предъявления прокурором иска в арбитражный суд служат содержащиеся в материалах об отказе в возбуждении уголовных дел и уголовных делах данные о нарушенных государственных и общественных (публичных) интересах в сфере экономики. В таких случаях его обращение в арбитражный суд одновременно выступает и в качестве дополнительного средства реализации закрепленного в уголовно-процессуальном законодательстве требования о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела и выполнения возложенной на прокурора обязанности принимать на всех стадиях уголовного судопроизводства предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Обращение прокурора с иском (заявлением) в арбитражный суд как составная часть обшей деятельности прокуратуры часто является завершающим этапом надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля и их должностными лицами за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, то есть принятием мер к устранению выявленных нарушений.

Поэтому было бы неправильным перелагать выполнение данных функций, присущих только прокуратуре, на иные государственные органы в лице антимонопольных, природоохранных, по управлению государственным и муниципальным имуществом и других, либо юридические фирмы.

Все это свидетельствует о том, что участие прокурора в арбитражном процессе, который отстаивает государственные и общественные интересы в экономической сфере, является вполне оправданным и необходимым. Тем более что ряд федеральных законов, например, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит нормы, которые прямо предусматривают обращения прокурора в арбитражный суд с исками (заявлениями).

Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной зашиты, участие прокурора в арбитражном судопроизводстве является реальным вкладом в укрепление законности в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. – 1993. - № 1. – Ст. 1121.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 2002. - № 30. – Ст. 3021.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
  4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 18. – Ст. 1589.
  5. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 1. – Ст. 1.
  6. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 205-1 «О государственной пошлине» (с измен. от 08.12.2003 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - № 11. – Ст. 521.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. - № 47. – Ст. 4472.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 222.
  9. Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22 августа 2001 г. № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Информация о работе Участие прокурора в арбитражном процессе