Тоталитарные и демократические формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы – изучить принципы тоталитарной и демократической форм правления, историю из развития, их отражение в современном мире.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
изучить основные принципы построения формы правления;
рассмотреть историю возникновения тоталитарных идей;
исследовать сущность и отличительные черты тоталитаризма

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 5
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 9
2.1. Формирование теории тоталитаризма 9
2.2. Предпосылки возникновения, сущность, отличительные черты тоталитаризма 12
2.3. Тоталитаризм и современность 16
ГЛАВА 3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 20
3.1. Возникновение демократии и принципы построения демократического режима 20
3.2. Особенности демократической политической системы 24
3.3. Демократизм и современность 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 32

Файлы: 1 файл

kursovaya2.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Юго-Западный Государственный Университет»

 
Кафедра «Теории государства и права»

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) 
По дисциплине «Теория государства и права»

На  тему «Тоталитарные и демократические формы правления»

Специальность (направление подготовки) 030500.62 «Юриспруденция»

 

Автор работы (проекта): Д.Ю.Гончаров                                       ____________ 
Группа ЗЮ-22д

Руководитель работы (проекта): Е.Н.Ламанов                             ____________

 
Работа защищена ________________ 

Председатель  комиссии __________________                ___________________ 
 
 
Члены комиссии:  _______________                                 ___________________ 
 
                                _______________                                ___________________ 
 
                                _______________                                ___________________ 

 

 
Курск, 2013г.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе  рассмотрены  две формы правления: тоталитарная и демократическая.  Актуальность проблемы исследования заключается в том, что Россия в данное время находится на пути становления демократической политической системы, имея в своей истории опыт тоталитарного режима, итоги которого были неудачны. Это привело к длительному процессу становления российской демократии, который не завершен и по сей день. Интерес к данной проблематике в России продолжает оставаться достаточно высоким. Это во многом обусловлено спецификой тех конкретных проблем, которые приходится решать руководству страны. Стоящие перед страной задачи, а именно: модернизация в экономических и социальных сферах, политические реформы, формирование гражданского общества и правового государства можно решить разными путями. Диапазон приемов и методов реализации указанных задач достаточно широк и подразумевает сразу несколько моделей поведения руководителей страны, в зависимости от временных рамок, масштаба преобразований базовых условий для их осуществлений и др. В этой связи изучение различных моделей государственного устройства как демократических, так и авторитарных и даже тоталитарных имеет большую практическую ценность.

Объектом исследования в работе являются тоталитаризм и демократизм как формы правления.

Предмет исследования – тоталитарные и демократические политические системы.

Цель исследования курсовой работы – изучить принципы тоталитарной и демократической форм правления, историю из развития, их отражение в современном мире.

В соответствии с поставленной целью  основными задачами исследования являются:

    • изучить основные принципы построения формы правления;
    • рассмотреть историю возникновения тоталитарных идей;
    • исследовать сущность и отличительные черты тоталитаризма;
    • рассмотреть действие тоталитарных систем в современном мире;
    • изучить возникновение демократии;
    • раскрыть основные принципы построения демократической системы;
    • выделить особенности демократической политической системы;
    • рассмотреть действия демократической системы в современных государствах.

Информационную базу данной курсовой работы составили монографические работы Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», М.Джиласа «Лицо тоталитаризма», Р.Арона «Демократия и тоталитаризм», А.И. Соловьева «Политология. Политическая теория. Политические технологии», кроме того учебные пособия А.П.Цыганкова «Современные политические режимы», «История политических и правовых учений» под ред. О.Э.Лейста.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, 2 из которых включают в себя по 3 пункта, заключения и библиографического списка, включающего 16 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

Строение государства традиционно  характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

С точки зрения формы правления, подразумевающей  определенную структуру и правовое положение высших органов государственной власти, а также порядок их формирования, принято выделять монархии и республики.

Монархии (от греч. manarchia – единовластие) представляют собой такую форму государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти, в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Монархии бывают как абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар), так и конституционными, где власть правителя, реальный механизм властвования действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных (прежде всего законодательных) органов власти. Последние, в свою очередь, делятся на дуалистические, где монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко), и парламентские, где «первые лица» в основном обладают представительскими функциями, не имея возможности существенно влиять на политические решения (Великобритания, Испания, Швеция и др.). В последнем случае монархи скорее олицетворяют собой национальные традиции, уважение граждан к власти и играют роль определенного национального символа, сплачивающего общество.

Республики (от лат. res publica – общественное дело) означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. В свою очередь республики разделяются на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Так, в парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительными функциями. Правительство же во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответственность. Глава кабинета является первым лицом в государстве.

При президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент  занимают независимое по отношению  друг к другу положение. Президент  является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, не подотчетное парламенту, обладает высшей распорядительной властью, важнейшими прерогативами в области руководства вооруженными силами, гражданской администрацией. Парламент здесь лишен права отправлять правительство в отставку, хотя и президент не может распустить парламент, в основном обладая лишь правом отлагательного вето на законопроекты парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством или 2/3 парламента при повторном голосовании.

Наряду с этими устоявшимися моделями организации государственной власти в мире сложились и такие формы правления, которые трудно отнести однозначно к тому или иному типу правления. Среди смешанных форм правления можно отметить так называемую суперпрезидентскую республику (Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт президентства предельно концентрирует все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве. В то же время прерогативы законодательных и судебных ветвей власти здесь резко ограничены. Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская, или полупрезидентская, республика (Ирландия, Португалия, Франция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем за правительством со стороны парламента.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. 20 века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, так как это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах - государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Получается, что  для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как  в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Таким образом, изучение методов и  способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становиться  также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

2.1. Формирование  теории тоталитаризма

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые вывели для характеристики политического движения в Италии в 1925 году. Основатель и глава фашистского государства Бенито Муссолини саму идею Stato totalitaro выражал так: «Все для Государства, ничего кроме Государства, ничего против Государства»1.

Термин «тоталитаризм» стал активно употребляться журналистами (в частности, газетой «Таймс») и политиками в конце 1920-х—начале 30-х годов и практически всегда в его определениях имелись ссылки либо на российский, либо на германский опыт. Этот опыт не был обойден вниманием и в Советском Союзе, свидетельством чего стало включение термина «тоталитаризм» в издававшиеся энциклопедии (хотя, содержание термина по идеологическим мотивам было, конечно же, существенно искажено).

Теория тоталитаризма складывалась в 40—50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма — работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

В немецком энциклопедическом словаре, ссылаясь на опыт нацистской Германии, фашистской Италии и коммунистической России, писалось: «Тоталитаризм представляет собой крайнюю форму возвышения тенденции к централизации, унификации и одностороннему регламентированию всей политической, общественной и духовной жизни».

Существуют и другие примеры. Английская Британика: «Тоталитарное государство — выражение, используемое по отношению к нацистскому правительству в Германии, к фашистскому в Италии и к коммунистическому в России, в которых существует полная централизация контроля. В тоталитарных государствах политические партии уничтожены или «координированы» в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве».

Большая Советская Энциклопедия: «Тоталитарное государство — разновидность буржуазного государства с открытой террористической диктатурой наиболее реакционных империалистических элементов. Тоталитарными государствами были гитлеровская Германия и фашистская Италия».

Наконец, Большой энциклопедический  словарь: «Тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся  его полным (тотальным) контролем  над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих»2.

Согласно Х. Арендт, «тоталитаризм - это прежде всего система массового  террора, обеспечивающая в стране атмосферу  всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора»3.

Информация о работе Тоталитарные и демократические формы правления