Тоталитарные и демократические формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы – изучить принципы тоталитарной и демократической форм правления, историю из развития, их отражение в современном мире.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
изучить основные принципы построения формы правления;
рассмотреть историю возникновения тоталитарных идей;
исследовать сущность и отличительные черты тоталитаризма

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 5
ГЛАВА 2. ТОТАЛИТАРНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 9
2.1. Формирование теории тоталитаризма 9
2.2. Предпосылки возникновения, сущность, отличительные черты тоталитаризма 12
2.3. Тоталитаризм и современность 16
ГЛАВА 3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 20
3.1. Возникновение демократии и принципы построения демократического режима 20
3.2. Особенности демократической политической системы 24
3.3. Демократизм и современность 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 32

Файлы: 1 файл

kursovaya2.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Итак, отличительными чертами демократической  системы являются: механизм сдержек и противовесов, разделение властей, всеобщие равные и прямые выборы при тайном голосовании, многопартийность, принцип принятие решения большинством.

3.3. Демократизм  и современность

По мнению Клода Лефора «современная демократия имеет другую природу, нежели демократия античная»9. Ей можно поставить в вину тиранию общественного мнения, неустойчивость правительств и то, что называлось когда-то дворцовыми интригами. Но, по крайней мере, ее не назовешь режимом беззакония. Суверенитет народа осуществляется здесь лишь в рамках, строго ограниченных конституцией. Не только размеры страны и количество граждан делают невозможным волеизъявление народа как единого целого, но и из современных представлений о свободе следует, что каждый имеет право высказать свое мнение, не подвергаясь опасности со стороны какой-нибудь группы, без нажима или угрозы со стороны существующей власти. Условия осуществления политических прав, в том числе формирования представительных органов или правительства, далеки от того, чтобы реформировать значение демократического режима.

Современная демократия немыслима, если в ней не признается политическая форма общества. То есть она предполагает воплощение человеческих контактов, отношений между людьми и миром и одновременно стремится утвердить целый ряд принципов, которые дают уверенность в законности отделения реального от воображаемого, справедливости от несправедливости, добра от зла, правды от лжи, допустимого от запретного.

Отличительное свойство современной  демократии - либерализм, проявляющийся  в уважении и легитимной защите прав оппозиции, прав на выживание и отстаивание мнения тех, кто находится в меньшинстве (в Древней Греции именно их изгоняли из полиса), права ставить под сомнение правильность курса действующего правительства и отстаивать необходимость альтернативной политики.

Современное видение процедурных  основ демократии не может игнорировать техническое развитие современного общества. Появление и нарастание роли электронных систем в структуре  массовых коммуникаций неизбежно вызвало  к жизни идеи теледемократии («киберократии»). В данном случае наличие традиционных для демократии процедур неразрывно связывается с уровнем технической оснащенности власти и гражданских структур системами интерактивного взаимодействия (ТВ, Интернет) во время выборов, референдумов, плебисцитов и так далее. Эта виртуализация политики ставит новые проблемы в области обеспечения интеграции общества, налаживания отношений с новыми общностями граждан, изменения форм контроля власти за общественностью и, наоборот, снятия ряда ограничений на политическое участие, оценки квалифицированности массового мнения, способов его учета и т. д.

Под политическим действием понимается только электоральное поведение, в рамках которого акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка» или «инвестиция», а избиратели в основном рассматриваются как пассивные «потребители». Так что главная задача демократии состоит в применении избирательных стратегий, которые должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. И хотя это создает простор для манипулирования волей граждан, такая «сфабрикованная воля» не меняет сути этой «демократии напрокат» (У. Грайдер).

Таким образом, в отличие от античной, современная демократия включает в  себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции  на соучастие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что с ходом  истории содержание понятия «демократия» также эволюционировало, приобретало те качественные характеристики, многие из которых сегодня обрели статус неотъемлемых принципов современной демократической системы. В их числе – правовое государство, системное законодательное регулирование, конституционные гарантии прав личности, развитые институты гражданского общества и др. Более того, современное демократическое государство на сегодня немыслимо без развитой экономики, основанной на созидательной деятельности экономически независимых и политически свободных граждан, а также без существенной социальной составляющей в деятельности государственных институтов.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог всему  вышесказанному, стоит отметить, что  строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального устройства.

Для характеристики формы государства  имеет важное значение политический режим, как в узком смысле слова, так и в широком понимании. Следует отметить, что изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становиться также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

Рассматривая тоталитарную политическую систему, необходимо помнить, что  тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Кроме того, тоталитаризм появляется на свет не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса.

В числе важнейших предпосылок  возникновения тоталитаризма является своеобразие исторических условий, в которых оказываются те или  иные государства на переломе своего развития. Экономические и политические проблемы развития, а также проблемы политического устройства зачастую требуют волевого решения. При этом общество готово к тому, что им будут управлять.

Идеи тоталитаризма получили свое развитие в XX веке и основывались на принципах тотального контроля над обществом, ликвидации конституционных прав и свобод гражданина и уничтожении политических партий. В настоящее время тоталитаризм-это не конкурентно способная система власти, с устаревшими социально-экономическими и общественно-политическими сферами.

В отличие от тоталитаризма, демократия начала свое развитие в Древней Греции и Древнем Риме, и получила свое дальнейшее усиление в традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. С ходом истории менялась и демократия, пока, наконец, не приняла современный, привычный для нас вид. Идеи демократии нашли свое отражение в работах множества ученых, что позволило наглядно наблюдать развитие и изменения данной политической системы.

Отличительными чертами демократической  системы являются: механизм сдержек  и противовесов, разделение властей, всеобщие равные и прямые выборы при  тайном голосовании, многопартийность, принцип принятие решения большинством.

В отличие от античной, современная  демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на соучастие  в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно.

С ходом истории содержание понятия «демократия» эволюционировало, приобретало те качественные характеристики, многие из которых сегодня обрели статус неотъемлемых принципов современной демократической системы. В частности: правовое государство, системное законодательное регулирование, конституционные гарантии прав личности, развитые институты гражданского общества и др. Современное демократическое государство на сегодня немыслимо без развитой экономики, основанной на созидательной деятельности экономически независимых и политически свободных граждан, а также без существенной социальной составляющей в деятельности государственных институтов.  

Таким образом, тоталитаризм и демократизм  две совершенно разных политических системы, каждая со своей историей и своими принципами организации власти. Тоталитаризм - устаревшая форма правления, являющаяся не конкурентно способной в наше время. Демократизм-это политическая система экономически развитых государств, признающих идеи правового государства, конституционные права личности, разделение властей и др.

Однако не стоит умалять значение одной формы правления и возвышать  другую. Для каждой страны та или  иная форма правления имеет особую важность на определенном этапе ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. – М.:ЦентрКом,1996. – 671 с.
  2. Аристотель Политика. Сочинения: В 4 т. / Перевод с древне-греч. С.Жебелева.– М.: «Мысль», 1983. – Т. 4. – С. 376–644.
  3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. Г.И.Семенова. – М.: Текст, 1993. – 303 с.
  4. Безбородов А.Б. Отечественная история новейшего времени 1985-2005. –М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. – 800 с.
  5. В.Киреев  Идея суверенной демократии на политическом горизонте России // Российская газета Федеральный выпуск №4338. 2007. С.10.
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Ученбик. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
  7. Данильян О.Г., Байрачная Л.Д., Максимов С.И. Философия права: Учебник.– М.: Эксмо, 2005. – 412 с.
  8. Джилас М. Лицо тоталитаризма / Пер. с сербохорватского П.А.Щетинин, Е.А.Полак, О.А.Кириллова. – М.: Новости,1992. –540с.
  9. Клямкин И. М. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России. – 1993. –18 с.
  10. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. – М.: Норма, 2008. – 258 с.
  11. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах/Пер.с  англ. Б.И.Макаренко. – М.: Аспент Пресс,1997. – 276 с.
  12. Под ред. Афанасьева Ю.Н. и Ферро М. 50/50 Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс, 1989. – 554 с.
  13. Под ред. Лейста О.Э.История политических и правовых учении: Учебное пособие. – М.: Зерцало,2006. –  556 с.

14.Под.ред. Прохорова А.М. БЭС: В 2 т.–М.: Советская энциклопедия–1991. – Т.2. –740 с.

15. Соловьев А.И.Политология. Политическая теория. Политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 389 с.

16.Цыганков А.П. Современные политические  режимы: Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1995. – 295 с.

1 Под ред. Лейста О.Э.  История политических и правовых учений. – М.: Изд. Зерцало – 2006. – С.553

2 Под ред. Прохорова А.М. Большой энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия – 1991. – С.487

3 Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом – 1996. – С.624

4 Цыганков А.П. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика.1995-2006 гг. – М.: Интерпракс – 1995. – С.182

5 Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. – М.: Аспект Пресс – 2000. – С.178

6 Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. – М.: Аспект Пресс – 2000. – С.183

7 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах – М.:. Аспент Пресс – 1997 С.7

8 Аристотель. Политика. — Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 457

9 Под ред. Афанасьева Ю.Н., Ферро М. 50/50 Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс – 1989 OCR сентябрь 2009. – С.464


Информация о работе Тоталитарные и демократические формы правления