Тоталитарные и демократические формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Своеобразие конкретной формы управления государством любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.

Содержание работы

Введение
3
1. Понятие государства
5
2. Форма правления и политический режим
8
3. Тоталитарные формы правления
11
4. Авторитарные формы правления
16
5. Демократические формы правления
19
Заключение
25
Список использованной литературы
27

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 163.13 Кб (Скачать файл)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                    

 

Гуманитарный факультет    

Кафедра государственного права

 

 

 

                                           КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Тоталитарные и демократические формы правления»

 

 

                Выполнил: студент 1 курса

заочной формы обучения

группы Ю-12св

Валеева Е.Г. ________________

 

Научный руководитель:

старший преподаватель  Гареева З.Р.

 

 

 

                                                      Нефтекамск 2013

 СОДЕРЖАНИЕ

 

           Введение

3

1. Понятие государства

5

2. Форма правления и политический режим

8

3. Тоталитарные формы правления

11

4. Авторитарные формы правления

16

5. Демократические формы правления

19

Заключение

25

Список использованной литературы

27


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Своеобразие конкретной формы управления государством любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.

Форма правления обуславливается также конкретной расстановкой социально - политических сил и результатами борьбы между ними; историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно, например, объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностям культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, с которыми встречалась на своем пути становления демократической формы правления Россия, во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе и военных.

Политический режим, будучи сам обусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяя те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.

 

 

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Государство - это особая политическая организация, располагающая аппаратом подавления и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Государство - основное орудие политической власти в обществе. Понятие «общество» более широкое, чем понятие «государство». Общество представляет собой продукт взаимодействия всех людей на определенной ступени исторического развития. Оно охватывает все экономические, политические и духовные отношения, находящиеся в тесном взаимоотношении и постоянном развитии. Основу, или экономический базис, общества составляет совокупность производственных отношений. Государственные отношения - это только часть политической надстройки общества над экономическим базисом.

Сущность и социальное значение всякого государства проявляются в его задачах и основных функциях.

Под основными функциями государства понимают главные направления деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним задач.

Основные функции любого государства делятся на внутренние и внешние. Причем всякое государство имеет не одну, а несколько внутренних и несколько внешних функций. Во внутренних функциях проявляется роль государства внутри данной страны. Во внешних - выражается назначение и роль во взаимоотношениях с другими государствами и народами. Однако между внутренними и внешними функциями существует тесная связь, ибо внешняя политика находится в неразрывной связи с внутренней политикой и условиями существования государства, прежде всего экономическими.

Внутренние функции государства подразделяются на охранительные и регулятивные.

Внешние функции государства подразделяются на международное сотрудничество (внешнеполитическое и внешнеэкономическое) и оборону страны.

Иначе говоря, государство осуществляет все свои функции путем издания законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности в виде надзора и контроля за исполнением правовых предписаний.

Важное значение имеют также методы осуществления функций. В любом государстве таковыми являются принуждение и убеждение.

Сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность - самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направление деятельности.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т.п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

Сущностью государства определяется его социальное назначение: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечивать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботится о социально слабых слоях населения, т.е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения и т.д.

В идеале назначение государства - служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек - высшая из ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку - не простая задача.

 

2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

Форма правления - принцип организации государственной власти, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними.

Под формой правления обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная.

Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления:

Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору).

В принципе, при абсолютизме, мы можем говорить о тоталитарном государстве.

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.

Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Для конституционной же монархии характерна демократия.

Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

При вышеуказанном определении, кажется, можно с полной уверенностью говорить о демократическом режиме в государствах - республиках, однако, не все так просто, и при своем статусе республики, тот же СССР был тоталитарным государством. Ярчайший тому пример - правление И.Сталина - культ личности, непрерывные репрессии, атмосфера страха и подозрительности по всей стране.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального глав государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа;

- юридическая ответственность главы государства;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства;

- взаимная ответственность личности и государства.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть либо парламентарные, либо президентские, либо смешанные.

Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно отобразить их общие и отличительные черты в одной сводной таблице (см. Приложение 1).

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Режим - это управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: по тому, в чьих руках власть и как эта власть используется.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Совокупность способов и методов осуществления власти государством называется формой государственного режима.

В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными).

Не смотря на то, что идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности (см. Приложение 2).

Поскольку особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства.

 

 

 

 

 

 

3. ТОТАЛИТАРНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

- наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

Информация о работе Тоталитарные и демократические формы правления