Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:28, реферат

Описание работы

В истории каждого из государств присутствуют некоторые стадии, постепенно сменяющие друг друга и имеющие свои особенности. Но можно найти общие черты, присущие каждому государству, развивающемуся в определенный период. Тем не менее, нельзя каждую отличительную черту присудить каждому государству, так как для этого необходимы индивидуальные причины, на которые повлияла государственная история, обычаи, традиции и даже географическое положение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-4
I. Вехорев Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства»……………………………………………………………………5-9
II. Цивилизационный подход к типологии государства по статье Вехорева Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства»…………………………………………………………………10-12
III. Формационный подход к типологии государства по учебнику Мелехина А.В. «Теория государства и права»………………………….13-16
Заключение………………………………………………………………….......17
Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Правительство  Российской Федерации

                                                           

 

 

Национальный исследовательский  университет 

Высшая школа экономики –  Нижний Новгород

 

 

 

 

Факультет Права

Кафедра конституционного и административного  права

 

 

 

Реферат

 по дисциплине

Теория государства  и права

 

на тему:

Типология государств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнил студент группы 12Ю1

Железнякова О.А.

 

научный руководитель

(проверил)

 к.ю.н., доцент

Тенилова Т.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3-4

I. Вехорев Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства»……………………………………………………………………5-9

II. Цивилизационный подход к типологии государства по статье Вехорева Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства»…………………………………………………………………10-12

III. Формационный подход к типологии государства по учебнику Мелехина А.В. «Теория государства и права»………………………….13-16

Заключение………………………………………………………………….......17

Список литературы…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории каждого  из государств присутствуют некоторые  стадии, постепенно сменяющие друг друга и имеющие свои особенности. Но можно найти общие черты, присущие каждому государству, развивающемуся в определенный период. Тем не менее, нельзя каждую отличительную черту присудить каждому государству, так как для этого необходимы индивидуальные причины, на которые повлияла государственная история, обычаи, традиции и даже географическое положение.

Еще с древних времен великие философы пробовали найти нечто схожее в процессе формирования различных государств, понять по какому принципу происходит их классификация и выявить все типы государств.

Классификация формы государства – систематизация государства, которая относится к организации и устройству государственной власти.

Типизация государства - деление государств при помощи учета факторов развития народовластия как родовой сущности государства.

Типология является одним  из действующих и распространенных способов познания государства и права в целом.  Познание государства и права в свою очередь представляет собой одну из главных частей развития цивилизации и истории.

В зависимости от политического  режима, принятого в определенном государстве, необходимо разделять  на типы государства. Права и свободы гражданина почти во всех странах обладают высшей ценностью, и многие государства создали разумную программу для обеспечения их защиты.

В своей работе, я обращалась ко многим источникам. В их числе  были: статья Вехорева Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства», учебник по теории государства и права Мелехова А.В., а также сочинения великих людей, таких как К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.

Прочитав учебные пособия  по теории государства и права, мы можем выделить два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. Ниже мы рассмотрим подробнее эти подходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Верхов Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства».

 

     Типология - греческое слово, в переводе на русский язык означает учение о форме, идеале, образце, эталоне.1

Изучение форм государства значительно  отличается от изучения типологии. В первом случае основное внимание уделяется территориальному устройству, организации и устройству верховной государственной власти и способов ее осуществления. Во втором случае акцент делается на подробном изучении демократии. Из этого можно сделать вывод о том, что, даже не смотря на взаимосвязь, типологию государства нельзя приравнивать к форме государства.

Вообще, изучение типов  государства производится с философской  и теоретической стороны. Складывание  таких критерий, как общественный прогресс и разбирая понятие государство  на основной смысл и полугосударство, исходящих из русла философии, можно различить формационные и цивилизационные типы государств.

Основой теоретической  типологии является большое количество различных сторон родовой сущности государства, его понятий и значений.

Из сочинений Маркса и Энгельса известно, что лицом  родовой сущности государства является народовластие, т.е. демократия, так как вся территория, где проживает народ, принадлежит ему, как и государственная власть, которая там существует.

Собственно государство  – это единство трех его составных  элементов: территории, населения и политической власти. Олицетворением этой целостности является как раз народ потому, что от него исходят остальные ветви.

Собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.2 

 Политологическая типология в свою очередь делится на непосредственные типы государства и абстрактные. К непосредственным относят непосредственную монархию, непосредственную демократию и непосредственную аристократию.

Любая политическая власть берет свое начало на территории и частной собственности. Особенностью непосредственных типов государств является то, что власть и собственность отделены от общества с помощью перемещения их на общее политическое начало, которым управляет:

  1. одно лицо (непосредственная монархия);
  2. все свободные граждане (непосредственная демократия);
  3. несколько частных земельных собственников (непосредственная аристократия).

Следовательно, мы можем  сделать вывод, что тип государства  – обычное представление формы государства в какой-то период истории.

История развития непосредственных типов  государства берет свое начало с  появления непосредственных монархий – древневосточных деспотий.3

В самом деле, именно при  изучении государства и права  древневосточных стран, мы сталкиваемся с деспотизмом, где власть принадлежит одному лицу – деспоту, и другие лица не допускаются к управлению государством. Как правило, деспотия характеризовалась жестокостью и множеством запретов.

Второй, наиболее развившийся за всю  историю тип государство – непосредственная демократия. Он сложился в эпоху античности. Для этого периода была характерна свобода, при которой каждый гражданин был в праве участвовать в делах государство, в том числе и осуществлять какую-либо власть, и отсутствие свободного вмешательства государства в личную жизнь.

Непосредственная аристократия в  качестве специфического политического  типа государства впервые возникла в классическом виде в Германии, в период средневековья.4

В этом государстве властью обладает земельный собственник (аристократ). Любая сфера в средневековье была основана по типу земельной собственности феодала и, можно сказать, имела политический характер.

В дальнейшем начали развиваться  товарно-денежные отношения, и они  не могли существовать вместе с феодальными междоусобицами и раздробленностью. И при борьбе политической власти с властью землевладельцев произошло отделение их друг от друга. Господствующей стала суверенная государственная власть.

Вследствие этого появляется абсолютная монархия. Все притязающие на суверенные права светские и духовные власти, все суверенные местные, территориальные, городские и провинциальные "особые власти" упраздняются.5

И в самом деле, происходит так называемый возврат к деспотическому государству. Абсолютная монархия привела к тому, что произошло отделение политического власти от частной собственности.

Абсолютная монархия образовала хорошие  условия для развития товарно-денежных отношений. В результате, начало развиваться рыночное хозяйство, которое было не совместимо с частной земельной собственностью феодалов.

В дальнейшем начались буржуазно-демократические  революции, которые привели к  устранению абсолютной монархии и отделению законодательной власти от исполнительной. Это помогло свободно развиваться капиталистической частной собственности и капиталистическим товарно-денежным отношениям. В результате этого, государство отделилось от общества и стало абстрактным типом государства. Видимо, абстрактная демократия – первая стадия государства данного типа.

Но этого мало для  возникновения развитого абстрактного государства. Также необходимо признание властью народа независимости частной собственности от любых других властей – исполнительной и законодательной. Это признание предоставляет основы для превращения государства из демократического в либеральное, а в будущем для государства с плюралистической демократической основой.

Главным инструментом организации общества и государства становятся юридические нормы.6

В результате деятельности юридических норм в государстве  происходит бюрократизация общественности и государственного строя. Армия и чиновники в этом раскладе являются продуктом гражданского общества, основой которого признаются товарно-денежные отношения людей.

Таким образом, в рамках естественно-исторической типологии  различаются два типа государства: религиозное (теистическое) и бюрократическое.7

Большое значение имеет  социологическая типология государства. В этом русле различие людей по отношению к власти происходит по двум принципам:

  1. неравенство людей и зависимость одного человека от другого;
  2. равенство и свобода любого человека.

Поэтому выделяют два  социологических типа государства: демократическое и сословное.

Сословным называется такое  государство, в котором юридически закреплены личная зависимость одной  части общества (непосредственных производителей) от другой (частных собственников) и неравенство людей в зависимости от их происхождения, имущественного положения и рода занятий в системе общественного разделения труда.8

В свою очередь сословное  общество состоит из слоев, в котором действуют свои законы, присутствуют своя мораль и ценности. Типичными чертами сословного государства принято считать отличное развитие ремесла и отсутствие технологий.

Демократическим в социологическом значении этого слова называется такое государство, в котором нет юридических различий людей по происхождению, имущественному положению и роду занятий и которое официально объявляет каждого человека лично свободным и независимым от другого человека.9

Кроме того, демократия должна уметь  защитить себя и своих граждан и также не допускать распространения идеологий, которые не приветствуются обществом в целом.

Если рассматривать  сословное и демократическое  государство как сословные типы, то они возможны на любой стадии прогресса страны.

 

 

 

 

 

 

 

II. Цивилизационный подход к типологии государства по статье Вехорева Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства».

 

В фундаменте цивилизационной  типологии лежит понятие цивилизация. В свою очередь это понятие имеет множество значений.

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства".10

Появление и развитие цивилизованного общества тесно  взаимосвязано с периодом прогресса  товарного производства.

Также можно рассмотреть  три вида отношений, которые определяют характеристики государства со стороны  цивилизационного подхода и лежат  в основе этой типологии:

  1. отношения между обществом и природой;
  2. отношения между государствами;
  3. отношения между товарным производством и обществом.

Соответственно, существует и три различных понятия цивилизационной  типологии государства.

    1. Цивилизационный тип государства – совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой.11

Основные черты взаимосвязи  общества с природой определяются идеологическими, географическими, этническими и  другими причинами. Эти причины по-своему оказывают влияние на цивилизационные особенности государства. Но следует отметить, что среди названных факторов есть те, которые определяют степень прогресса материальной культуры. На основе таких технико-экономических факторах и их показателях основываются разные типы цивилизационного государства. К примеру, выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное цивилизованное государство.

    1. Цивилизационный тип государства – категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений.12

Информация о работе Типология государств