Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема типологии государства является актуальной в рамках теории государства и права. В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип обществ

Содержание работы

Содержание
Введение
1. Типология государства
1.1. Понятие типологии государства
1.2. Подходы к типологии государств
2. Формационный подход
2.1. Рабовладельческое государство
2.2. Феодальное государство
2.3. Буржуазное государство
2.4. Социалистическое государство
2.5. Переходное государство
3. Цивилизационный подход
3.1. Место государства в первичной цивилизации
3.2. Место государства во вторичной цивилизации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на сайт.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

Введение

 

 

Введение.

Проблема типологии государства  является актуальной в рамках теории государства и права. В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества. 
Глава 1.Типология государства

 

1.1 Понятие типологии  государства

В теории государства и права  при рассмотрении самых общих  проблем государственности принято  использовать понимание государства  как организации политической власти в обществе.1

Существует более подробное  определение. Государство - это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.2Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения.

Любое государство обладает характерными признаками, которые выделяют его из всей совокупности социальных явлений:

1.Наличие публичной  власти и ее аппарата.

Государственная власть является политической властью, и она имеет публичный характер, который выражается в том, что государственная власть (как и само государство как ее носитель) появилась в обществе и выделилась из общества в целях управления им. Публичная власть государства воплощается в государственном аппарате, состоящем из государственных органов, осуществляющих функции государства.

2.Территориальная  организация населения и политической  власти

Территория государства  – это определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, в пределах которой оно осуществляет свою власть.

Территория – это  естественное условие возникновения  и существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в  пределах которого государство возникает и осуществляет свою власть. Государственная власть распространяется на все население, находящееся на его территории. Само государство и его органы также организованы по территориальному принципу. 
3. Наличие права

Государство и право связаны генетически и функционально. Генетическая связь государства и права выражается в том, что они возникли одновременно в силу действия одних и тех же причин и условий.

Функциональная связь  государства и права выражается в следующем. С одной стороны, государство управляет обществом в правовых формах, т.е. путем принятия и применения правовых норм. Без права государство не в состоянии эффективно управлять обществом. С другой стороны, право юридически оформляет государство: в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их образования и деятельности.

4.Наличие государственного  суверенитета

Государственный суверенитет  – это свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве по отношению ко всем другим властям внутренней и внешней политики. Государственный суверенитет имеет две стороны: а)внутреннюю(верховенство) и б)внешнюю (независимость).

5.Наличие государственной казны

Государственная казна  необходима для осуществления функций  государства. В юридической литературе этот признак государства часто  называют наличием системы налогов  и сборов. Источниками формирования государственной казны являются налоги, сборы, пошлины, займы (внутренние, внешние), валютные ценности, золотой запас, доходы от государственной собственности.3

Социальное назначение государства состоит в управлении обществом в целях обеспечения  его существования и развития.

Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя исследование оснований деления на типы и характеристику самих типов. 
Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.

Одни исследователи  отождествляют типологию и классификацию  и считают что это — распределение  объектов по классам на основе их общих  признаков. Другие ученые полагают, что  типология — это особый вид  классификации,  который занимается системными объектами и дает системное знание о них. Учение о типах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства4, которые считаются основными.

1.2 Подходы  к типологии государств

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.  Выделяются следующие типы государств:

  • Рабовладельческое государство;
  • Феодальное государство;
  • Буржуазное государство;
  • Социалистическое государство.

 

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.).

Существует также интеграционный подход к типологии государств, который объединяет в себе лучшие признаки формационного и цивилизационного подходов.

Помимо данных существует множество иных подходов.

В зависимости от уровня экономического развития государства делят на:

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых, то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима делятся на:

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

Некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому иногда выделяется только 2 типа государств: Демократические и Тоталитарные.

В зависимости от формы правления государства делятся на:

  • монархии, где верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю,  и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству;
  • республики, где верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

 

Глава 2. Формационный подход

 

2.1

Основоположниками данного  подхода являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Понятие общественно-экономической формации составляет   основу   марксистского    (классового) понимания истории.

Суть его состоит  в том, что в основе типологии  государств лежит категория общественно-экономической формации, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства. Формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.  Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Марксистско-ленинской доктриной был сделан вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя1. Тип государства определялся на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса служит. Соответственно выделялись следующие основные типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое (которое должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление).

2.1 Рабовладельческое  государство

Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и  представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.

Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел1. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

Простое наличие  рабского труда не дает основания  зачислить данное государство в  разряд рабовладельческих, так как  пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

Рабство, как  экономическое и юридическое  состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.

2.2. Феодальное государство

Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его  экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

К основным разновидностям феодального  типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные  государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.

2.3. Буржуазное государство

Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Возникновение такого типа государства  означает движение вперед по сравнению  со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

Информация о работе Типология государств