Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является углубление знаний по типологии государства.
В связи с этим перед нами стоят следующие задачи для достижения цели:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….... . . 3
ГЛАВА 1. Основная характеристика типологии государств … . . . . . . . . …...4
1.1. Понятие типологии государств…….. . . . . . …………………….….4
1.2. Подходы к типологии государств……………………………………9
ГЛАВА 2. Формационная теория государства………………………………..12
2.1. Рабовладельческое государство…………………………………….13
2.2. Феодальное государство…………………………………………….15
2.3. Буржуазное государство…………………………………………….17
2.4. Социалистическое государство...........................................................18
2.5. Переходное государство…………………………………………….19
2.6. Восточное государство …………………………………………….21
ГЛАВА 3. Цивилизационная теория государства…………………………….23
3.1 Место государства в первичной цивилизации………………….….24
3.2. Место государства во вторичной цивилизации…………………...26
ГЛАВА 4. Современная теория государства…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31

Файлы: 1 файл

ТГП Курсовая.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

«Тульский государственный  университет»

Кафедра «Государство и право»

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Теория государства  и права

на тему:

«Типология государств»

 

 

 

 

 

Выполнила_____________      

Проверил______________                                

Дата сдачи:______________

Оценка: ________________

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….... . . 3

ГЛАВА 1. Основная характеристика типологии государств … . . . . . . . . …...4

1.1. Понятие типологии государств…….. . . . . . …………………….….4

1.2. Подходы к типологии государств……………………………………9

ГЛАВА 2. Формационная теория государства………………………………..12

2.1. Рабовладельческое государство…………………………………….13

2.2. Феодальное государство…………………………………………….15 

2.3. Буржуазное государство…………………………………………….17 

2.4. Социалистическое государство...........................................................18

2.5. Переходное государство…………………………………………….19

2.6. Восточное государство   …………………………………………….21

ГЛАВА 3. Цивилизационная теория государства…………………………….23

3.1 Место государства в первичной цивилизации………………….….24

3.2. Место государства  во вторичной цивилизации…………………...26  

ГЛАВА 4. Современная теория государства…………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29

СПИСОК   ИСТОЧНИКОВ  И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наша работа посвящена  рассмотрению типологии государств. Проблема  типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории  государства  и права. Типология  государства  неразрывно  связана  с   учением   о   форме государства, но не совпадает с ним. Классификация государств должна отражать логику развития государств, позволяющую объединять государства в группы на основе определенных критериев.

В своей  работе мы постараемся разобраться, какие существуют научные подходы  к типологии государств, в чем  их существенные отличия, а также  сходства. И какая из типологий  наиболее полно отображает современные  государства.

Объект  исследования - типология государств как таковая.

Предметом исследования выступят формационная и цивилизационная теория типологии государств.

В своей  работе мы используем теоретические  материалы, материалы исследований. Рассмотрим труды составителей разных подходов к типологии государств – К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Тойнби, У. Ростоу; а также ряд учебников по теории государства и права таких авторов, как В.М. Сырых, М.Н. Марченко и других.

Целью работы является углубление знаний по типологии  государства.

В связи  с этим перед нами стоят следующие  задачи для достижения цели:

  1. Определить понятие типологии государства;
  2. Рассмотреть методы типологии государства;
  3. Дать характеристику основным типам государств.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Основная характеристика типологии государств

    1. Понятие типологии государств

Типология государств, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического  процесса развития государства и  права. Она выступает как отражение  процесса исторически неизбежной смены  одних типов государств и права  другими. Типология является одним  из важнейших приемов познания исторического  процесса развития государства и  права.

Развитие государства и права  является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого  общежития.

Исходными посылками типологии  государств и правовых систем являются следующие положения1:

1. Положение о том, что развитие  человеческого общества, а вместе  с ним государства и права  - это не прерывно протекающий,  длительный и по своей природе  естественноисторический процесс.

2. Этот процесс неразрывно связан  с постоянным развитием социальной  природы, содержание и назначение  государства и права, а также  с коренными изменениями основных  принципов их организации и  функционирования. Например, если в  качестве одного из важнейших  принципов рабовладельческого типа  государства и права выступал  принцип частной собственности  на основные средства производства  и на людей-рабов, то в качестве  одного из основных принципов  капиталистического типа государства  и права выступает уже принцип  формально-юридического равенства  всех граждан перед законом.  Одним из важнейших принципов  феодального типа государства  и права был принцип вассального  подчинения.

3. Положение о том, что процесс  перехода государства и права  от одной ступени к другой, от одного типа государства  и права к другому органически  сочетает в себе элементы непрерывности,  эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле - революционности. Эволюционность развития государства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющее собой быстрое, скачкообразное,  качественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, дополняющие стороны процесса их естественно исторического развития.

Эволюционное развитие государства  и права совершается в основном в рамках одного и того же типа данных явлений, в пределах одной и той  же общественно – экономической  формации. Революционное же развитие государства и права, приводящее к быстрому и качественному, коренному  изменению их классовой сущности, социального содержания и назначения, совершается при переходе от одного, предшествующего типа государства  и права, к другому, последующему типу, от одной общественно –  экономической формации к другой.

Переворот независимо от его названия не влечет за собой непосредственно  смену типов государства. Он не затрагивает  глубинные, сущностные пласты всего  государственного организма. Переворот  влечет за собой лишь частичное, не редко поверхностные изменения  в государственном механизме  и его деятельности.

В юридической и политологической литературе издавна сложилось мнение, что независимо от особенности своего существования и развития функционирования определяются функционирования, государство, а вместе с ним и право, проходит исторически обусловленный путь развития от рабовладельческого типа к социалистическому. Между ними соответственно находятся феодальный и капиталистический типы. Такова схема.

Утверждается также, что процесс  развития государства совершается  по восходящей линии, что по характеру  своему это необратимый процесс. Государственно - правовая практика не в полной мере подтверждает данный тезис. Она подтверждает это лишь частично, когда речь идет о развитии государства по восходящей линии.

Прогрессивное развитие государства  проявляется в том, что по мере перехода государства от одного типа к  другому укрепляются принципы его организации и деятельности, расширяется его социальные основы, увеличивается круг прав и свобод, которыми наделяются подданные и  граждане государства. О развитие государства  по восходящей линии свидетельствуют  и совершенствование самого государственного механизма, расширение конституционно-правовых основ его деятельности, совершенствование  механизма взаимосвязи взаимодействия государств с обществом и различными социально-политическими институтами.

Обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии государства  и права, необходимо отметить, что  это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный  различными юридическими и неюридическими науками и в первую очередь  историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным  правом и другими.

Типизация государства и права  производится на строго определенной основе, в соответствии с выработанными  самой жизнью социально-политической практикой, объективными критериями. Среди  них следуют назвать социально-классовую  сущность, содержание и направленность государственной власти, характер и  уровень развития производительных сил и соответствующих им производительных отношений, основные принципы организации  и функционирования государства  и права и др.

Каждая общественно–экономическая  формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Каждый из них имеет свои особые неповторимые законы возникновения  и развития. Каждой социально –  классовой фармации соответствует  определенный исторический тип государства  и права. Смена одной экономической  формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений – экономического базиса, возникающей на его основе надстройки.

Из всего сказанного об общественно–экономической  формацией как критерии типизации  государств и правовых систем следует  сделать вывод о том, что данный критерий должен использоваться не только сам по себе, но и дополняться  другими критериями.

Также необходимо обратить внимание на социальный смысл и назначение типизации государств и правовых систем.

1.  Вырабатываемые при этом  идеи о типах государства и  права дают ключ для правильного  понимания процесса естественно  – исторического развития рассматриваемых  явлений от одной качественной  ступени к другой, от одного  типа к другому.

2. Типология вооружает исследователя  пониманием внутренней логике  и закономерности процесса исторического  развития государства и права  России, равно как и многих  других стран.

3. Процесс типизации государства  и правовых систем позволяют  органически сочетать исследование  общих закономерностей развития  государственно-правовых явлений  с их особенностями, изучением  всего процесса естественно –  исторического развития государства  и права в целом с процессом  развития его отдельных составных  частей, конкретных исторических  ступеней.

4. В процессе типизации государств  и правовых систем создаются  все необходимые предпосылки  и возможности для широкого  обобщения, систематизации и анализа  научного материала, который касается  всех сторон процесса возникновения  и развития общества, государства  и права.

5. Процесс типологии государства  и права создает объективную  основу для научного проникновения  в глубинные слои процесса  естественно – исторического  развития государства и права,  позволяет проводить четкое различие  между научными и псевдонаучными  государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в разных странах на строго научной основе2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Подходы  к типологии государств

Выявление природы государства  предполагает рассмотрение как  вопроса  о его соотношении с социально-экономическим  строем, так и  проблемы  типологии  государства.  Решение  того  и  иного   вопроса   в   отечественной   теории государства и права ранее  традиционно опиралось на  марксистское  учение  об общественно-экономических  формациях, то есть на формационный подход.

    В соответствии  с  марксистскими  положениями   о  формационном  подходе классовая  сущность  государства,   определяется   экономическим   фактором, состоянием производственных отношений,  способом  производства  в  целом,  а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом.  Иначе говоря, и по существу, и  по  форме  государство  обусловлено  экономическим строем   общества.  Оно  вторично,  а  экономика   первична.   Экономическая структура  общества,  как  подчеркивал  Ф.  Энгельс,  образует  ту  реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся  надстройка  правовых  и политических  учреждений.  Отсюда  производный   характер   государства   от социально-экономического строя3.

    В настоящее  время, наряду с формационным  подходом широко применяется   и другой - цивилизационный подход.

    Понятие  «цивилизация»   утвердилось  в  европейской   науке   в   эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же  многозначность,  как  и  понятие «культура».  С  учетом  этой  многозначности   и   разрабатывается   сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются  на  труды  крупнейших  представителей  философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П.  Сорокин,  М. Зингер.

Информация о работе Типология государств