Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью изучения данной проблемы является рассмотрение исторических типов государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы и преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Исходя из цели исследования, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
Изучить понятие «типология государства». Рассмотреть сходства и различия понятий «типология» и «классификация».
Рассмотреть исторические типы государств, с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Описать выделяемые типы государств.
Охарактеризовать цели и задачи Российской Федерации как государства переходного типа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
5
2. ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
8
2.1 Типы государств согласно формационному подходу
10
2.2. Типология государств в цивилизационном подходе
13
3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22

Файлы: 1 файл

Типология государств Шишкина КУРСАЧ.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ТИПОЛОГИЯ  ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

5

2. ВИДЫ  ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ

8

2.1 Типы государств  согласно формационному подходу

10

2.2. Типология  государств в цивилизационном  подходе

13

3. РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Во всей  многовековой истории человечества  существовало и существует большое  количество разнообразных типов  государств. В связи с этим  многообразием больше значение  имеет проблема их научной классификации. Такая классификация называется типологией, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определённых критериев.

Актуальность  данной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств. Изучение данной темы также даёт возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.

В данной работе исследуется процесс формирования и становления исторических типов государств согласно формационному подходу к типологии государств, а также изучается теория классификации государств на типы согласно цивилизационному подходу. Под историческим типом государства понимаются взятые наиболее существенные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.

Целью изучения данной проблемы является рассмотрение исторических типов государств с  точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и  сделать выводы и преимуществах и недостатках каждого из типов государств.

Исходя из цели исследования, можно выделить несколько  конкретных задач этой работы:

Изучить понятие  «типология государства». Рассмотреть  сходства и различия понятий «типология»  и «классификация».

Рассмотреть исторические типы государств, с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.

Описать выделяемые типы государств.

Охарактеризовать  цели и задачи Российской Федерации  как государства переходного  типа.

Проанализировать  полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.

В научной юридической  литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Основными источниками, которые использовались в данной работе, стали работы таких авторов, как Малько А.В., Матузов Н.И., Алексеев С.С., Диаконов В.В., Лазарев  В.В., Нерсесянц В.С. и др.

Следует отметить, что к оценке формирования типов  государств у авторов существует несколько подходов. В данной работе необходимо  комплексно подойти  к изучению данной проблемы и объективно оценить все предоставленные суждения о разделении государств на типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.

 

Существует  два схожих понятия: типология и  классификация. Однако в интерпретации  этих двух понятий представителями различных областей знания имеется большое разнообразие точек зрения. Приведем некоторые из них:

Классификация – особый  случай применения логической операции деления объема понятия. Классификация  по существенным признакам называется типологией [21,c.148]. Классификация по типам – есть процесс открытия комбинаций признаков.

Типология –  разбиение изучаемой совокупности на группы однотипных объектов. Однотипными  при этом называются объекты, различие между которыми в интересующем исследователя отношении объясняется факторами, случайными по отношению к изучаемому явлению и определяющим его характер механизмам [3,c148] Классификация там же определяется как «разбиение исходной совокупности объектов на классы с помощью какого-либо формального метода».

Из множества  имеющихся в разных областях знаний формулировок видно, что некоторые  авторы считают понятия типология  и классификация рядоположенными, другие устанавливают между ними отношения включения, включая то типологию в классификацию, то классификацию в типологию. Кроме того, во многих работах типология и классификация вообще не определяются  или используются как синонимы. Такой разнобой ведёт к терминологической путанице и методологическим ошибкам.

М.С Канган определяет типологизацию как разбиение совокупности объектов на статичные гомогенные множества, каждое из которых являет собой некоторую конкретную модификацию одного и того же качества, некоторого «архетипа». Типологизация по М.С. Кангану является прямым продолжением классификации, поскольку последняя разделяет группы разнородных объектов до тех пор, пока не доходит до уровня качественной однородности[9,c 89].

Существенные  признаки понятия ТИП представления  в определении Канга. Тип представляет собой в свёрнутом виде одну из возможных логических реализаций некоторого набора признаков, а типология – полную совокупность этих реализаций. То есть под типом понимается вид классификации, который выделяется в ходе самого процесса дифференциации материала.

Типология –  это учение о типах государств, которое позволяет установить взаимосвязь между типами, выявить в уже известных явлениях новые черты и связи между явлениями. Это учение о типах также устанавливает закономерности смены типов государств и права. В последствие было выработано самостоятельное научное направление: сравнительное государство и правоведение.

В основу классификации  могут быть положены различные критерии:

1. Экономический (формационный подход к типологии государств)

2 .Классовый подход

3 .Культурный (цивилизационный)

4. Критерий персоналий (личностный подход)

Учение о  типах государства разрабатывается  на философском и собственно теоретическом  уровне (на уровне общей теории государства  и права). Философская типология  государства строится на критериях  общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства[14, c. 627]. В основу собственно теоретической типологии государства положены различные стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия. Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории.

Понятие государства  служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. Народ определяет, в конечном счете, и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.

Термин государство употребляется в научной литературе в трех значениях. Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.

Указанная дифференциация значений понятия государства требует  для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру[10,c.47].

Государство как политико-территориальная организация народа (общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность (общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства. Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства. И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства.

Типы права и государства, выделяемые в той или иной типологии, - это исторические формообразования (исторически значимые проявления и конкретизации) определенным образом понимаемой сущности права и государства, определенная форма исторического выражения и воплощения логического (т.е теоретического смысла, понятия права и государства). Поэтому ясно, что в логически правильной и непротиворечивой типологии права и государства речь должна идти о различных типах (исторически типичных формах правления) в пределах одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их сущности. Без такого существенно-понятийного единства вообще нет самих искомых типов права и государства в качестве надлежащих объектов (однородных единиц) некой общей классификации и единой типологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ.

 

В мировой литературе (прошлой  и современной) предлагалось немало вариантов классификации государств. Представим некоторые из них:

Античные концепции типологии. Античные мыслители делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они относили те формы, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Тремя правильными формами по их мнению являлись царская власть, аристократия и полития (правление большинства на основе законов), а тремя неправильными формами – тирания, олигархия, демократия (правление демоса, большинства не на основе законов).

Историко-формационный подход Гегеля: концепции духовных формаций. С позиций всемирно-исторического  процесса развития духа свободы и  его объективации в различных  формах государства, проблему типологии  государств трактовал Гегель. «Всемирная история, - писал он, - есть необходимое только из понятия свободы духа, развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа – истолкование и осуществление всеобщего духа» [5, c. 370]. Формами такого осуществления мирового духа, по Гегелю, являются «четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское» [5, c. 374] Эти царства, согласно Гегелю,  представляют собой объективно-исторические формации (формообразования) мирового духа, т.е развития идей разума и свободы во всемирной истории. Со сменой этих всемирно-исторических царств, происходит и смена соответствующих форм государства: восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). Таким образом, гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смене во всемирной истории различных общественно-духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы (формы) государства – теократия, демократия или аристократия, конституционная монархия.

Марксистский историко-формационный подход: концепция экономических  формаций. В основе этой концепции  лежат учения К. Маркса и Ф. Энгельса, содержащиеся в ряде их трудов о  революции, о развитии капитализма  в Европе, о происхождении семьи, частной собственности, государства. В основе типологии лежат экономические условия. А точнее общественно-экономическая формация – это совокупность орудий и средств производства, которые формируют экономический строй общества. К. Маркс определял общественно-экономическую формацию как тип общественных отношений, который определяется способами обладания средствами производства и возникающими на этой основе отношениями между классами. Выделяются 5 общественно-экономических формаций: 1) первобытнообщинная, 2) рабовладельческая, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) социалистическая. Смена общественно-экономических формаций осуществляется в результате резких скачков.

Информация о работе Типология государств