Шпаргалка по "Римское право "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:11, шпаргалка

Описание работы

Понятие и развитие римского частного права.
Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.
Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.
Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Файлы: 1 файл

Римское право-экзамен.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ  «РИМСКОЕ ПРАВО»

 

  1. Понятие и развитие римского частного права.

Римское право состоит  из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние  Римского государства, а частное  право относится к имущественным  выгодам отдельных граждан.

Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ  ством и частными лицами. Нормы  публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Частное право содержало  нормы, регулирующие отношения как  между физическими, так и между  юридическими лицами.

На всем протяжении истории  общества мы не встречаем другой системы  частного права, достигшей такой  детализации и столь высокого уров ня юридической формы и юридической  техники, как римское частное  право.

К началу новой эры  в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма.

Отличительными признаками частного римского права являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

 

  1. Источники римского права.

Источники римского права  – это формы правообразования, в которых объективируются и  получают обязательную силу нормы права.

На протяжении римской  истории имели значение следующие виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права.

Обычное право – это  древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по от-дельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным де-лам.

Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдик-ты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного де-ла. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права.

Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жиз-ни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи.

 

  1. Субъекты римского частного права.

Субъекты римского частного права – лица, которые обладают правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Выделяют физические и юридические лица.

Полностью правоспособным физическое лицо по римскому праву  признавалось, если обладало всеми  тремя статусами. Полная правоспособность в области частного права складывалась из следующих основных элементов: ius conubii (право вступать в законный римский брак); ius commercii (право выступать субъектом вещных и обязательственных правоотношений); testamenti factio (право завещать и наследовать имущество).

Правоспособность возникала  у физического лица с момента  рождения (однако зачатый, но еще не родившийся плод – постум – мог  при определенных обстоятельствах  быть признан наследником). Рождением  считалось отделение родившегося  плода от матери, при этом ребенок должен родиться доношенным и живым и оставаться таковым в течение определенного времени (т.е. выкидыш не признавался правоспособным), иметь человеческий облик.

Для физического лица по римскому праву было установлено 3 статуса:

1. Статус свободы: лица, обладающие им, считались свободными, остальные – рабами.

2. Статус гражданства:  лица, обладающие им, считались римскими  гражданами, остальные – негражданами. Неграждане делились на латинов  (жителей италийских городов,  получивших права римского гражданства после союзнической войны в I в. до н.э.) и перегринов (иностранцев, получивших права римского гражданства по эдикту императора Каракаллы в 212 г.). Латины и перегрины обладали гражданской правоспособностью в рамках преторского права и права народов.

3. Семейный статус: лица, обладающие им, считались домовладыками,  остальные – подвластными.

Умаление гражданской  правоспособности выражается в отпадении  у лица одного или нескольких статусов: семейного статуса (напр., при усыновлении); статуса гражданства (автоматически также семейного статуса, если он был), напр., при высылке римского гражданина из Рима (и, соответственно, лишении его гражданства); статуса свободы (автоматически также статуса гражданства и семейного статуса, если они были), – означает полное прекращение правоспособности.

Иные формы умаления правоспособности:

1. Infamia (умаление гражданской  чести) назначалась в порядке  ответственности за некоторые  правонарушения (напр., недобросовестное  опекунство), присуждалась по некоторым искам (напр., из договоров поручения и товарищества), применялась при нарушении некоторых норм брачно-семейного права (напр., двоеженство). Лицо, подвергнутое infamia, не могло осуществлять ряд публичных функций (напр., быть опекуном).

2. Intestabilitas подвергались лица, отказывавшиеся подтвердить действительность цивильной сделки, если участвовали в ней в качестве свидетелей или весовщиков. Последствия сходны с последствиями infamia.

 

  1. Правоспособность и дееспособность в Древнем Риме.

Только лица, обладающие статусом гражданства, т.е. римские граждане, подпадали под действие норм цивильного права.

Гражданство приобреталось  в силу рождения (от римского брака), в силу освобождения из рабства (если господином был гражданин, действовало  правило, по которому вольноотпущенник получал тот же статус, которым обладал его господин), в силу усыновления римским гражданином чужеземца, в силу предоставления лицу гражданства римским государством.

Гражданство утрачивалось в силу добровольного отказа при  переезде из Рима (а также при высылке), при превращении лица в раба.

Помимо правоспособности выделяется дееспособность, т.е. способность  осуществлять права и исполнять  обязанности своими действиями.

Абсолютно недееспособны  были лица, не достигшие 6 лет. В возрасте 6-14 лет (6-12 лет для девочек) лицо могло совершать только те сделки, которые влекут за собой обогащение несовершеннолетнего. По достижении 14 лет (12 лет для девочек) лицо признавалось полностью дееспособным. Вместе с тем над лицами в возрасте до 25 лет могло быть установлено попечительство, по своим сделкам они могли запросить у претора реституцию.

Римское право также  ограничивало дееспособность душевнобольных лиц и расточителей, а также  женщин.

Опека и попечительство – правовые конструкции, при помощи которых восполнялась недостающая по той или иной причине дееспособность лиц.

В этом случае назначалось  лицо, призванное способствовать недееспособным лицам и лицам с ограниченной дееспособностью в осуществлении  сделок и защите их прав и законных интересов.

Иногда опека и попечительство назначались и в отношении дееспособных лиц, но с неполной правоспособностью (напр., в отношении совершеннолетних домашних подвластных).

Опека (fufe/a) устанавливалась  над несовершеннолетними детьми и женщинами.

Попечительство (сига) могло быть установлено над лицами от совершеннолетия до достижения ими 25-летнего возраста, а также над расточителями и душевнобольными.

Опекун сам совершал юридические действия за опекаемого либо давал согласие на их совершение опекаемым непосредственно в  момент их совершения.

Попечитель мог дать согласие опекаемому на совершение юридического действия как до, так и после  его совершения.

Опека (попечение) могла  быть назначена либо по завещанию, либо по закону (решением претора, одобренным судом).

Опекун (попечитель) должен действовать в интересах опекаемого. Он несет ответственность за это, обеспеченную соответствующими исками (напр., со стороны освободившегося из-под опеки опекаемого). Если опекун (попечитель) назначен государством (магистратом), оно сохраняло за собой право в определенном порядке контролировать его деятельность по защите интересов опекаемого.

 

  1. Состояние свободы.

Деление на свободных  и рабов — основное деление  римского общества. Рабство, составляло основу рабовладельческого способа  производства, и соответственно, противоречия между свободными и рабами выражали классовую сущность рабовладельческого общества. Римские юристы, будучи, разумеется, далеки от понимания социально-экономических корней рабства, тем не менее признавали деление на свободных и рабов основным делением современного им общества: (высшее правовое деление субъектов состоит в том, что все люди либо свободные, либо рабы). Свободные были субъектами, а рабы—объектами права «наряду со скотом или как привесок к земле»1 и по своему правовому положению приравнивались к вещам. По сохранившемуся преданию, древним римлянам приписывается высказывание: servi res sunt (рабы суть вещи). Весьма характерна , в этом отношении позиция Варрона (I в. до н. э.), по мнению которого все орудия труда могут быть отнесены к одной из трех групп: 1) неодушевленные; 2) одушевленные и издающие нечленораздельные звуки (скот); 3) одушевленные и одаренные речью (рабы). Раб в Древнем Риме—не более чем instru-nientum vocale (говорящее орудие).

 

  1. Состояние гражданства.

С точки зрения поражённости в правах, население Римской республики, а позднее — Римской империи, можно условно разделить на следующие  группы:

Римские граждане (квириты) — пользовались всеми правами. При  известных обстоятельствах, гражданства  можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право).

Латинские граждане —  первоначально были жителями италийских территорий, завоёванных Римом, в 49 г. до н. э. все италики стали обладателями римского гражданства. Позднее латинское  право распространялось на обитателей клиентских царств и римских союзников, а ещё позднее — и провинций. По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.

Перегрины — своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.

Дедитиции (досл. «Сдавшиеся») — племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления, их территории управлялись напрямую римской администрацией. Со времени Элиева закона 4 г. н. э. сюда причислялся низший класс вольноотпущенников, не имевший возможности получить ни римского гражданства, ни латинского права. Не могли проживать ближе 100 миль от города Рима.

Женщины не рассматривались  древнеримским правом как носители гражданства, хотя имели право владения собственностью.

Рабы получили некоторые  личные права только в период правления императора Антонина Пия (например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина). Парадоксом в этой ситуации было то, что вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину.

 

  1. Семейное состояние.

Как отмечалось выше, основой  всего римского общественного устройства была семья. Без принадлежности к  семье, через нее - к роду, нельзя было стать гражданином. Поэтому  семейное состояние, так же как состояние гражданства и свободы, служило естественной предпосылкой правоспособности.

Римская семья длительное время сохраняла свой сугубо патриархальный характер. Это был замкнутый и  закрытый для внешнего мира круг лиц, абсолютным владыкой и единственным представителем которого во внешних отношениях был домовладыка, глава семейства (paterfamilias). Власть его (manus, или иначе - patria potestas) по отношению ко всем, кто составлял семью (familia), была юридически ничем не ограничена. Он был вправе судить, наказывать, продавать в рабство, отдавать в кабалу, казнить любого члена семейства; только ему принадлежало право собственности на имущество семьи. Таким образом, именно отец семейства обладал полной правоспособностью, был лицом своего права (persona sui iuris).

Информация о работе Шпаргалка по "Римское право "