Шпаргалка по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 15:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Государство и право".

Файлы: 1 файл

шпора по основам права.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Социальное  государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Признаки правового государства: 1) ограниченность государственной власти, признание свобод и прав граждан; 2) верховенство закона – закон един для всех; 3) разделение властей на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную; 4) подконтрольность гражданскому обществу, которое заставляет государственную власть подчиняться законам, ею принятым, и служить населению всей страны; 5) взаимная ответственность государственной власти и граждан (государственная власть обязуется соблюдать права граждан, создавать условия для роста экономики, обеспечивать безопасность людей, а граждане обязуются соблюдать законы, починяться власти).

Правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

8. Избирательная система. Референдум

Избирательная система (ИС) – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов в органы государства. В ИС отражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента. В Избирательном кодексе РБ подробно урегулирована последовательность этапов проведения выборов.

Порядок проведения выборов в Беларуси устанавливается нормами Избирательного кодекса. В РБ используется мажоритарная система абсолютного большинства. Участие в них граждан определяется следующими принципами, закрепленными в Конституции: • всеобщее прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и т.д.; • право избирать  предоставляется гражданам нашей республики с 18 лет; • право быть избранным в органы государственной власти определяется специальными законами. Возрастной ценз для избрания на пост Президента РБ установлен в 35 лет, депутата Палаты представителей – 21 г., члена Совета Республики – 30 л. В выборах не участвуют: • граждане, признанные судом недееспособными; • лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Избирательное право – система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов; – это право гражданина избирать и быть избранным. Избирательный процесс – это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов. Выборы – это способ формирования органов власти и управления на основе выражения политической воли граждан. Они являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих элит и передачу власти мирным путем.

Референдум – особый тип голосования, в ходе которого граждане дают ответ на важные государственные вопросы, имеющие решительное значение для дальнейшего развития общества. В Конституции РБ определен порядок проведения референдумов. Могут проводиться республиканские и местные референдумы. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане РБ, обладающие избирательным правом. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума. Референдумы в РБ: 1991 – о сохранении СССР; 1995 – о статусе русского языка; 1996 – по 2 проектам Конституции; 2004 – выборы Президента на 5 лет народом.

9. Президент. Парламент. Правительство

Президент РБ является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Президент издает: декреты, имеющие силу закона, указы, распоряжения.

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Современные парламенты имеют сложную структуру и состоят из двух палат. Нижние палаты формируются посредством выборов. Способы формирования верхних палат более разнообразны. Парламент также формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры и т. д. Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган РБ, состоит из 2 палат: Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживающий на соответствующей территории не < 5 лет. Парламент РБ является законодательным органом.

Правительство – Совет Министров РБ – это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть в РБ и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Структуру Правительства определяет Президент. В своей деятельности Правительство полностью подотчетно Президенту и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

 

10. Судебная система. Местное управление самоуправление

Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемая судами в рамках установленной законодательством процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных правовых актов, разрешению уголовных, гражданских, административных, хозяйственных и иных споров. Судебная власть в РБ принадлежит только судам. Совокупность судов, осуществляющих судебную власть, составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации. В судебную систему РБ входят: 1) Конституционный суд; 2) общие суды (во главе находится Верховный Суд); 3) хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд). Судоустройство определяется законом, при этом Конституция исключает образование чрезвычайных судов.

Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории: областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации.

Местное самоуправление – это деятельность населения местной административной единицы для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы вопросов местного значения на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств: местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, поселковые, сельские комитеты и др.).

Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных  референдумов, собраний граждан и  через иные формы прямого участия  граждан в государственных и  общественных делах. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения.

11. Прокуратура. Комитет  государственного контроля

Прокуратура – самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов. Генеральный прокурор РБ назначается Президентом с согласия Совета Республики

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Прокурор при осуществлении  своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой  установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры  осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства  всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Акты прокурорского надзора: • протест; • представление; • постановление; • предписание; • официальное предупреждение.

Комитет государственного контроля осуществляет госконтроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и др. госорганов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом, им же утверждается структура и штатная численность Комитета. Систему органов Комитета государственного контроля и его территориальные органы – комитеты государственного контроля областей и г. Минска, его органы могут быть созданы и в районах.

 

 

12. Понятие гражданского  права и гражданско-правовых отношений

Гражданское право (ГП) – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами ГП определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Основным источником ГП является Гражданский кодекс РБ.

Предмет ГП: 1) имущественные отношения; 2) неимущественные отношения: • связанные с имущественными (право на авторство, на опубликование); • не связанные с имущественными (право на честь, достоинство, деловую репутацию).

Принципы ГП: • равенства участников; • неприкосновенности собственности; • обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; • добросовестности и разумности участников; • беспрепятственного осуществление гражданских прав.

ГП включает Общую и Особенную части. Далее система ГП делится на подотрасли права – некоторые институты, связанные между собой по предмету регулирования (авторское, наследственное). Общая часть и подотрасли Особенной части делятся на институты – гражданско-правовые нормы, регулирующие взаимосвязанные общественные отношения.

Информация о работе Шпаргалка по "Государству и праву"