Шпаргалка по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 15:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Государство и право".

Файлы: 1 файл

шпора по основам права.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

57. Понятие финансового права. Финансовая деятельность государства. Источники финансового права

Финансовое  право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Предмет финансового  права – определенные общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства. К предмету финансового права относятся: • закрепление структуры финансовой системы государства; • разграничение прав и обязанностей между участниками финансовых отношений, • регулирование отношений, возникающих в ходе их финансовой деятельности.

Финансовое право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности, ее правовые формы. Особенная часть финансового права включает несколько крупных разделов (институтов): 1. Бюджетное право. 2. Налоговое право. Правовое регулирование в области: а) внебюджетных фондов; б) финансов предприятий; в) государственного кредита; г) денежного, в т.ч. валютного обращения и расчетов.

Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования  и использует административно-правовой  метод  или  метод  государственно-властных предписаний, для которого характерно неравное положение сторон.

Финансовая  деятельность государства – это деятельность по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Принципы: единство, согласованность, неравенство сторон, самостоятельность, плановость, разграничение компетенции, гласность. Основные задачи государства при мобилизации денежных средств: • учет и возможности налогоплательщиков; • учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства. Основные задачи распорядительной деятельности государства: • учет субъектов использования денежных средств и их потребностей; • определение размеров и сроков использования денежных средств; • учет и отчетность; • обеспечение сохранности денежных средств; • выявление результатов их использования.

Источники финансового  права – это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержатся нормы, регулирующие финансовую деятельность государства: Конституция РБ, правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие финансовые отношения, декреты и указы Президента, подзаконные акты, международные соглашения и договоры в области финансов.

58. Субъекты финансового  права и особенности финансовых  правоотношений 

Субъектом финансового права является носитель предусмотренных финансово-правовыми нормами субъективных прав и обязанностей в области финансовой деятельности государства. К субъектам финансового права относятся: • государство; • административно-территориальные единицы; • органы государственной власти и государственного управления общей компетенции; • специализированные органы управления финансовой системой государства; • финансовые органы (в широком смысле); • юридические лица; • определенная часть физических лиц.

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения между субъектами – носителями юридических прав и обязанностей. Финансовые правоотношения являются разновидностью правового отношения, поэтому им свойственны все признаки, которые характерны для любого правоотношения.

Финансовые правоотношения возникают между:

• финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и  физическими лицами – с другой, по уплате ими налогов и неналоговых  платежей в доход государства;

• Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами, в связи с распределением финансовых ресурсов;

• государственными финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

• финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и  предприятиями, организациями и  учреждениями – с другой, в связи  с расходованием государственных денежных средств.

Особенности финансовых правоотношений:

• возникают под воздействием и в интересах государства;

• объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства;

• складываются только в сфере финансовой деятельности государства;

• одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной – другие субъекты финансовой деятельности.

 

59. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджета

Бюджетное устройство РБ – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство регламентируется Законом РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». Бюджетное устройство содержит 3 составляющих элемента: бюджетную систему; принципы построения бюджетной системы; обусловленность административно-территориальным делением. Принципы бюджетного устройства РБ: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Бюджетное устройство содержит три составляющих элемента: 1) бюджетная система; 2) принципы построения бюджетной системы; 3) обусловленность административно-территориальным делением.

Бюджетная система  Республики Беларусь включает 2 уровня: 1) Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет – республиканский; 2) местные бюджеты: областные, районные, городские и сельские, поселковые. Каждый бюджет состоит из 2 частей – доходной и расходной. Принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, самостоятельность.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Доходы делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной ставке постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет.

Регулирующие доходы – это доходы, которые передаются ежегодно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сбалансировать его доходы и расходы. Такие ежегодные действия называются бюджетным регулированием.

Расходы бюджета определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития территории. В основе расходов лежат 2 принципа – целевое расходование денежных средств и подчиненность бюджетных учреждений.

Все доходы и расходы бюджета  классифицируются на основе их экономической характеристики. Доходы – в зависимости от источников, расходы – по целевому назначению денежных средств. Ни один доход или расход не может быть получен и использован иначе, как только на основе бюджетной классификации. Это обеспечивает законность всей бюджетной деятельности.

60. Налоги и обязательные  неналоговые платежи

Налоги – это безвозмездно и безвозвратно взимаемые платежи с юридических и физических лиц в доход государства в установленных законом размере и сроках. Во всем мире налоги – основной источник поступления денег в бюджет.

Сборы (в отличие от налогов) имеют локальный характер (их уплачивают не все) и носят целевой, разовый характер.

Государственная пошлина взимается за предоставляемые услуги юридического характера юридическим и физическим лицам от имени государства.

Налоги, сборы и пошлины классифицируются по: • субъектам – с юр. и физических лиц, а также общие; • способу взимания – прямые и косвенные; • характеру использования – общего значения и целевые; • территориальному уровню – общереспубликанские и местные.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения  по установлению, порядку исчисления и взимания в доход государства  налоговых платежей представляет собой налоговое право.

Структура налога:

• субъект – физическое или юридическое лицо, обязанное на основе закона вносить налог в доход государства;

• объект обложения – то, на что направлено налоговое обложение, устанавливается законом;

• ставка налога – величина, которая взимается с одной единицы объекта обложения;

• сроки уплаты;

• порядок исчисления и уплаты налога;

• льгота по налогу;

• ответственность – наступает в случае невнесения налогов в срок или в неполном объеме.

Виды налогов и сборов: • НДС; • акцизы; • налог на прибыль и доходы; • экологический налог; • налог на недвижимость; • налог на экспорт и импорт; • земельный налог; • налог на топливо; • транзитный налог; • государственная пошлина и сборы; • подоходный налог с граждан.

Неналоговые платежи: • отчисления в дорожные фонды; • в фонд занятости; • в пенсионный фонд; • на социальное страхование; • добровольные взносы граждан и др.

61. Понятие, система,  основные принципы международного  права

Международное право (МП) – отрасль права, система правовых норм, регулирующая межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Предмет регулирования – межгосударственные и немежгосударственные отношения. МП регулирует только публично-правовые отношения между ограниченным кругом субъектов международной системы (государства, нации, международные организации, государственно-подобные образования).

Система МП – комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части.

Система МП включает:

1) отрасли МП – комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм (право международных договоров, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.);

2) институты МП – совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)

Принципы МП – это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы МП являются универсальными и не включают отраслевых принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных.

Принципы: • суверенное равенство государств; • неприменение силы или угрозы силой; • нерушимость государственных границ; • мирное разрешение международных споров; • невмешательство во внутренние дела государства; • территориальная целостность государства; • самоопределения народов и наций; • сотрудничество государств; • уважение прав и свобод человека; • добросовестность выполнения международных обязательств.

Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.

 

 

62. Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права

Субъекты международного права – это стороны, участвующие или способные участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права.

Субъекты международного права: Основные (первичные):

1. Государство – главная политическая организация современного общества, создатель и гарант соблюдения норм международного права.

2. Нации и народы, борющиеся за государственную независимость (МП подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса).

Производные:

1. Международные организации международные объединения межправительственного (ООН) и неправительственного (Всемирная федерация профсоюзов) характера, созданные на основе международного соглашения.

2. Государственно-подобные образования – некоторые политико-территориальные образования, пользующиеся международно-правовым статусом (Ватикан, Мальтийский орден).

Правосубъектность – способность иметь международные права, реализовать их и нести обязанности, а также участвовать в правоотношениях. Правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Для того чтобы новые государства  могли реализовать свою правосубъектность  и осуществить сотрудничество с  др. государствами, необходимо признание  со стороны последних.

Международно-правовое признание – это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной.

Информация о работе Шпаргалка по "Государству и праву"