Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 20:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

shpory_pravovedenie.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

4 нормативность – право  состоит из множества норм.

5 системность – право  представляет собой единую и согласованную систему правовых норм, отраслей и подотраслей права.

6 многократность применения  – право рассчитано на урегулирование  неопределенного количества жизненных  ситуаций.

Со времен Др.Рима существуют разделения право на частное и публичное.

1)Публичное- право выражающее  и защищающие интересы государства (отрасли – конституц., административное, уголовное право)

2)Частное-право, выражающее и защищающее интересы отдельных лиц ( гражданское, семейное, трудовое право).

Функции права – основные направления правового воздействия.

Функции права:

1 регулятивная – право выступает регулятором общественных отношений между людьми и также между человеком и государством..

2 охранительная –право  защищает установленные им предписания, принуждая субъектов права к определенному должному поведению.

3 воспитательная – выражается  в том, что право воздействует  на участников общественных отношений, воспитывая их в духе уважения  к закону и соблюдения правовых  предписаний.

Некоторые выделяют

4 организаторская.

5 идеологическая.

 

5 вопрос Источники  права: понятие, виды.

Источники права - это исходящие от государства, или признаваемая им, официально документированные формы выражения и закрепления норм права, предание им юридич.обязательного значения.

Официальный характер источникам права придаётся 2-мя путями:

  1. Право творчество (принятие государством нормативных документов)
  2. Санкционирование (одобрение государством тех или иных санкц норм).

Т.е. правил поведения людей в обществе.

В зависимости от способа принятия и способа обеспечения выделяют 4 вида санкц. норм.

1.нормы права

2.нормы морали,т.е.правила  поведения основанные на нравственных  представлениях людей.

3.нормы обычаев и традиции- это правила поведения сложившееся  исторически и в силу многократного  применения вошедшее в привычку людей.

4.корпор-ые нормы –  правила поведения действ-е в  рамках той, или иной организации.

 Существует  3 Основных вида  источников права:

  1. Нормативные правов. акты – официальные документы, принимаемые государственными органами и содержащие нормы права
  2. Судебный прецедент – судебное решение по конкретному вопросу, которому придаётся общеобязательное значение для всех нижестоящих судов, при рассмотрении аналог.дел.
  3. Обычаи – государство придано общеобяз-ое значение и соблюдение которого гарантировано. (обычай делового оборота)

В зависимости от того,  какой источник права преобладает в том или ином государстве , различают 3 типа правовых систем:

  1. Романо-германская система (главный источник – нормативный акт) Россия
  2. Англо-саксонская система (прецедент)
  3. Религиозно-традиционная система (обычай)

 

РФ относится к Романо-германской системе (Основными видами нормат.правов.актов яал-ся законы и подзаконные акты).

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей правовой силой нормат.правов. акт выраж-ый гос.волю по важнейшим вопросам общ-ый и гос.жизни.

 Признаки закона:

  1. Высшая юр сила,т.е.все остальное правовые акты должны соот-ть положениям законов и не противоречить им.
  2. Законы никто не вправе отменить кроме органов их издавшего.
  3. Особый порядок принятия( в законотворч.процессе).

Виды законов:

1.основные

2.обыкновенные.

В РФ основной закон один – это констит.важнейший правовой акт закрепл-ий принципы правового регулирования во всех сферах жизни общества и государства.

В иерархии нормативных правовых актов занимает первое место, все остальное правовые акты не должны противореч. Конституции(12 декабря 1993г).

Обыкновенные законы- это законы,принимаемые по различным вопросам жизни старны, они делятся на:

*кодифицированные – законы  содержащие важнейшие положения той или иной  отрасли права и регулирующие большую часть однор-х общественных отношений, они имеют четкую внутреннюю структуру ( кодексы,гражд.,правовой).

*текущие законы – кот  в свою рчередь делятся на 2 вида= федер-ые конституционные закони,они принимабтся в развитие для конкретизации тех или иных положений конституции

Федер-ые законы – законы приним по различным повседн вопросам гос-й и общ-ой жизни.

*подзаконные акты- разновсед-ь  нормативных правов актов,кот. издается  в соответствии с законами и во исполнение их для конкретизации заеонодат. предписаний и их толкований.

Подзаконные акты делятся на:

1.общие- это акты действ-е  на всей терр-ии РФ и распространяющие  на всех субъектов права ( указы  и распоряжения президента или  постановления правительства).

2.специальные—это акты  принимаемые в рамках тодельного  министерства, комитета или ведомства, а также действ-е на территории  отд-ого субъекта.

Международные договоры и соглашений участником кот является РФ является частью ее нацтональной системы права и в том случае, если нормы международного акта говорят одно, а нормы нац-ого законодательства говорят другое, то принимаются нормы международного акта.( декларация прав человека.)

 

6вопрос.Норма права

Норма права- осн.базовый эл-т права и характеризуется теми же признаками что и право.

Норма права – правило поведение,установленное и обеспеченное гос-вом и рассчитанное на многократное применение.

Виды. В зависимости от функций права

1 Регулятивное-регул-ое нормы

2.Охранительное – защищающая

1.1 Уполномачивающие – предоставление права

1.2Обязывающие – возлагающие  на субъектов окр.обяз-сти

1.3Запрещиющие 

По юр.силе актов,в кот-ых они содержатся

1 Нормы законов

2.Норм подзаконных актов

В зав-сти от территории действия

1.Федеральные ( на терр-ии  страны)

2.Местные (окр.субъект на  его территории)

По содержанию

1.Материальные – установливают  сущность

2Процессуальные – закр-ие  процесса реализации в жизнь  мат-ых норм

По степени категоричности

1.Императивные- жесткие правила поведения,не дающие субъектам вбор(в уголовном кодексе)

2.Деспозитивные – позволяют  субъектам самим определять содержание  прав и обяз-стей(гражд.кодекс)

Структура прав.нормы вкл-ет 3 эл-та:

1Гипотеза-часть нормы  права,содержащая условие при  наступлении кот-ых норма права  начинает действовать.

2.Диспозиция – часть  прав.нормы,кот-ая содержит само  правило поведения- права и обяз-сти  субъектов(ГК)

3.Санкция- часть нормы  содержит меры гос.принуждения,кот-ые  поступают при неисполнении или  ненадлежащем исполнении.

 

 

 

 

 

7.Понятие и  виды правоотношений

Правоотношения- общественные отношения,урегулируемые нормами права,в кот-ых стороны связаны между собой взаимными юр.правами и обяз-стями,охраняемыми гос-вом.

Виды.1В зависимости от кол-ва участников

1.1Односторонние отн-ия (завещание)

1.2Двухсторонние (договор мены)

1.3Многосторонние (доставка)

2.В зав-сти от отрасли права

2.1Гражданско-правовые

2.2Уголовно-правовые

2.3Семейные

2.4Трудовые и т.д.

3.В зав-сти  от функций права

3.1Регулятивные

3.2Охранительные

4По способу  индивидуализации участников

4.1 Абсолютные – это отн-ия ,в кот-ых определена только 1 сторона(носитель права),а обяз-сти возлагаются на всех остальных.(м/у гос орг-циями и гражданами)

4.2 Относительные-отн-ия,в  кот-ых определены обе стороны.Они  яв-ся носителями прав и обяз-стей(м/у гражданами)

 

8.Юридические  факты

Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Критерии юр.фактов   1По хар-ру правовых описаний :

    1. Правообразующие факты
    2. Правоизменяющие – изменение правоотношений (переход на др.работу,принятие 2 ого гражданства)
    3. Правопрекращающие

2.От отн-ию к воли и сознанию людей

2.1 Независимые от отн-ия  к воли и сознанию людей(стих-ые  бедствия)

2.2Действия – юр факты  целиком и полностью,зависящие  от воли и сознания людей

Действия: 1Правомерные- соответствие нормам права

2.Неправомерные-нарушает  прав.правописания: (ко всем неправ-ым действиям применяется понятие правонарушение)

2.1Юр проступки

2.2Юр преступления

 

9.Правонарушение:понятие,признаки,виды.

Правонарушение- противоправное,виновное(умышленное) или неосторожное

деяние(деяние,бездеяние),за кот-ое законодательством предусмотрена юр.ответ-сть.

Признаки:1Противоправность,т.е. запрещать нормами права

2.Виновность,т.е.ответс-сть  наступает только при наличии вины

Вины- психическое отн-ие субъекта,совершившим противоправное деяние.

Событие не может быть правонарушением.

3.Общественная опасность- правонарушение посягает на нормальный  ход общ-ых отношений в различных  сферах жизни.

4.Наказуемость- привлечь виновного к ответств-сти,только в том случае,если за деяние,кот-ые он совершил,предусмотрена ответст-сть в законодательстве.

Умышленное правонарушение – виновный осознает,что его дение противоправны,предвидит наступление вредных последствий,желает и сознательно допускает наступление таких последствий.

Неосторожное правонарушение-виновный предвидел возможность наступления вредных последствий,но легкомсленно их предотвратить(не предвидел воз-сти наступления последствий,хотя должен был,но мог и предвидеть.

Виды1 В зависимости от хар-ра общест-ой опасности,степени и тяжести наступивших противоправных последствий выд-ют

1.1Проступки (гражданско-админис. Отв-сть)

1.2Преступление (уголов.ответств-сть)

2.В завис-сти  норма какой отрасли права  нарушена

2.1дисциплинарные (нарушение трудовой,учебной дисциплины)

2.2административные(мелкое  хулиганство)

3Гражданско-правовые нарушения(деликты)-нарушение норм гражданского законодательства,а так же гражданско-правовых сделок (имущест-ый ущерб при договорных отношениях)

4.Международно-правовые нарушения-нарушения норм права,установленных международными договорами и соглашениями (неисполнение договора о сокращении какого-либо вида вооружений)

5.Уголовное правонарушение (преступление)

 

 

 

10 Юридическая ответственность

Юр ответст-сть применение к правонарушителю мер гос принуждения,предусмотренных нормами права;обяз-сть лица претерпеть опред-ые негативные последствия гос властного хар-ра за совершение правонарушения.

Виды последствий: 1 Личностного хар-ра – лишение свободы

2.Имущественного характера – штраф,конфискация

3Организационного лишение  права

4.Морального хар-ра –  замечания,профилакт-ая беседа.

Признаки юр ответс-сти:1Ответ-сть всегда связана с гос принуждением

2.Опред-ые последствия(лишения),кот-ые  виновный обязан претерпеть

3.Ответст-сть наступает  только за совершенное правонарушение

4.Ответ-сть применяется  только в том случае,когда она  установлена нормами права

Выд-ют след.основания юр.ответс-сти(применяется только совместно)1Фактическое-совершение правонарушения

2.Нормативное – воз-сть применения юр.ответс-сти закрепляется нормативными актами

3.Гос- применяется спец.уполномоченными  гос органами

Виды    1В зависимости от субъекта

1.1Индивидуальные(уголовные)

1.2Коллективные(гражданско-правовые)

2В зависимости  от отрасли права

2.1Дисциплинарная(ТК)

2.2администрат-ая

2.3гражданско-правовая(нарушение норм)

2.4международно-правовая

2.5уголовно-правовая

2.6материальная

 

11.Конституция  РФ

Конституция принята 12.12.1993(лат. учреждаю) – осн закон любого гос-ва,обладающий наивысшей юр силой и закрепляющий основы конституционного строя ,права и свободу чел-ка и механизм осуществления гос власти.

Констит хар-ют ряд особенностей:1Она регулирует все сферы общественных отн-ий

2.Нормы Кон-ии яв-ся  источником для всех отраслей  рассмотренного права

3.Кон-ие присуще наивысшая  юр сила

4.Особый порядок принятия  Кон-ии и внесения в нее поправок

5.Кон-ия подлежит особой  правовой охране

Виды1 По способу принятия

1.1Конст-ия принимаемая в ходе референдума

1.2Конст-ия принимаемая  спец-ым создаваемым гос органом

1.3Кон-ия принимаемая Парламентом

1.4 Октроправные,т.е. исходящие ,издаваемые монархом

2 По способу  внеменя поправок

2.1Гибкие(мягкие) в них  поправки вносятся так же как  и в обычные законы

2.2жесткие-сложная процедура  внесения поправок

3.По форме

3.1писанные Кон-ии-представляющие  собой единй нормативный акт

3.2неписанные – система нормативных актов и прецедентов

4.По степени  отражения действительности

4.1фиктивные-содержащие декларетивные  положения не находящие отражения  в реал-ой жизни

4.2реальные – отражают  реал-сть общ-ых отн-ий

5.По времени  действия

5.1постоянные – они рассчитаны на длительный период действия

5.2временные –принимается  на период военного или чрезвычайного  положения

Кон-ия состоит из преамбулы(вводная часть),2ух разделов,9глав и 137 статей.В преамбуле опред-ся осн цели и задачи гос-ва:1Утверждение прав и свобод чел-ка;2Утверждение граждан-ого мира и согласия;3Сохранение исторически сложившегося единства. Её положения носят торжественно декларированный хар-р,но так или иначе пронизывают все статьи Кон-ии

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"