Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

GMS.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)
  1. Теории государства

1. Теологическая теория - происхождение государства по воле бога, а не людней. Главная задача государства - устанавливать и защищать законы бога, от людей требуется только соблюдение этих законов

2. Патриархальная теория считает, что государство является продуктом разросшейся первобытной семьи, в которой власть государя есть власть отца (патриарха), поэтому всякое сопротивление ему недопустимо. Монарх в государстве, как и отец в семье не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они – его дети.

3. Договорная теория объясняет, что в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок и возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передав ему часть прав. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и ответственности за их выполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, а также защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны платить налоги, соблюдать законы и т.п., имея при этом право на защиту своей свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ними, в т.ч. путем их свержения.

Это глубоко демократическая концепция, обосновывающая естественное право народа на свержение неугодного режима, в то же время она - весьма идеалистична.

4. Теория насилия опирается на факты, свидетельствующие о том, что многие государства появились в результате завоевания одним народом другого – ранние германское, венгерское и другие. То есть государство создаётся для порабощения завоёванного племени или народа, но при условии определённого экономического уровня развития общества завоевателя.

5. Органическая теория возникла во второй половине ХIХ века под мощным влиянием идей естественного отбора в природе , высказанных Чарльзом Дарвином.

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (т.е. естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. То есть органическая теория государство сравнивает с биологическим организмом.

6. Материалистическая теория объясняет возникновение государства как естественное экономическое развитие первобытного общества, которое создает материальные условия возникновения государства и определяет социальные изменения в обществе, в т.ч. возникновение классов и непримиримую классовую борьбу. Государство возникает как орудие подавления господствующим классом других классов и перестаёт существовать при исчезновении классов.

7. Психологическая теория исходит из того, что появление государства является результатом свойств человеческой психики – потребности подчиняться, подражать, сознавать зависимость от элиты и т.п.

8. Патримониальная теория объясняет происхождение государства необходимостью охраны земельной собственности, когда правитель господствует над территорией в силу своего исконного права на собственность, народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителя.

9. Ирригационная (гидравлическая) теория. Современный немецкий учёный Э. Виттфогель связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других первичных городах-государствах. (Ирригация,— это искусственное привлечение дополнительного количества воды на определенные земли, чтобы ускорить рост и созревание растений.)

Таким образом, каждая из теорий отражает те или иные предпосылки возникновения государства. Поэтому в отечественной науке доминирует многофакторный подход, объясняющий первоначальное возникновение государства действием многих причин.

  1. Формы государственного устройства и правления

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  -  форма правления — определяет кому принадлежит власть;

  -  форма государственного  устройства — определяет соотношения  государства в целом и его  отдельных частей;

  -  политический режим —  совокупность методов и способов  осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

-   Унитарные

-   Федеративные

-   Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

 

  1. Традиционное государство и государство-нация. Их характерные черты

Традиционное государство– это государство доиндустриального периода, для которого характерно подчинение общества государству, жесткая вертикальная структура общества, отношения подданства между государством и обществом, абсолютный суверенитет власти. Для этого типа государства характерна традиционная модель государственного управления с ее опорой на исторически сложившиеся традиции управления и отсутствием профессиональной бюрократии.

 

  1. Восточный и Западный тип государства

все восточные государства имеют много общего:

- они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его поло­жению в иерархической государственной системе;

- эти государства обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;

- государственный аппарат строго  централизован, во главе его находится  абсолютный монарх, олицетворяющий само государство и одновременно являющийся воплощением Бога на земле или верховным жрецом;

- правовые системы таких государств в большинстве неразвиты и, равно как и государственная власть, имеют «божественную основу», закреплены в религиозно-нравственных догмах и нередко поддерживаются традициями, «культом предков» и т.п.;

- подобные государства, как и  восточное общество в целом, имеют  застойный характер, очень медленно  изменяются в ходе исторического развития.

Все это позволяет выделить особый восточный (азиатский) тип государства, а возможно, и особую восточную ветвь типов, поскольку различные восточные государства, как это отмечалось выше, существенно отличаются друг от друга, равно как и общество, в котором они существовали.

В отличие от восточных, западные государства (и западные общества), хотя возникли значительно позже, развивались гораздо быстрее. Именно в условиях Европы произошла достаточно быстрая смена общественно-экономических формаций (и типов государства): рабовладельческая сменилась феодальной, а та, в свою очередь, - капиталистической

 

  1. Основные функции государства

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе

Внутренние функции государства:

  -  Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

   - Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

   - Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

   - Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

   - Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

   - Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

   - Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

   - Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

  -  Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

   - Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

   - Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

   - Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

 

  1. Сущность государственного управления

Рассматривая вопрос о сущности государственного управления, необходимо отметить, что продолжительное время дискутировался вопрос о «широком» и «узком» понимании государственного управления. При этом следует отметить, что и первое и второе толкования данного понятия имеют право на существование. Так, в широком смысле государственное управление определяется как совокупность всех видов деятельности государства, то есть всех форм реализации государственной власти в целом. Такое понимание позволяет отделить государственные органы по управленческой деятельности от негосударственных.

В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти. В данном случае государственное управление рассматривается как деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления

Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.

 

  1. Легитимация государственной власти и ее формы

Легитима́ция: процесс признания социальными субъектами значимости общественно-политической реальности как в целом, так и в её отдельных проявлениях и составляющих

Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях.

Существует несколько форм легитимации государственной власти:

- Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее ярким современным свидетельством этого является легитимация полуфеодальнотеократической государственной власти в некоторых мусульманских странах Востока.

- Харизматическая легитимация (харизма — обусловлена особыми качествами выдающихся личностей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Этому способствует также создаваемый культ личности вокруг «вождя». Харизмой обладали Чингисхан, Наполеон, Гитлер, И.В. Сталин, Мао Цзэдун и др.

- Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не популистские лозунги и обещания (хотя и они могут дать кратковременный эффект), а практическая деятельность государственной (и иной) власти, работа органов государства на благо населения, открытый и честный диалог власти с населением, умение признать свои ошибки, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием доводов своих оппонентов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"