Экспертиза проекта федерального закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Данная экспертиза осуществляется в отношении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с упорядочением законотворческого процесса в части предоставления гарантий реализации права законодательной инициативы членам Совета Федерации и депутатам государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».

Файлы: 1 файл

Экспертиза НПА(1).docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Экспертиза проекта федерального закона.

 

Экспертное заключение.

 

  1. Реквизиты акта, проходящего юридическую экспертизу.

 

Данная экспертиза осуществляется в отношении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с упорядочением законотворческого процесса в части предоставления гарантий реализации права законодательной инициативы членам Совета Федерации и депутатам государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».

Проектом данного федерального закона планируется внесение изменений в следующие федеральные законы:

-  Федеральный закон  от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена  Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации» (в редакции Федерального  закона от 05.07.1999 № 133-ФЗ)

- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации».

 

  1. Предмет регулирования и его соответствие сфере ведения органов власти Российской Федерации.

 

Предметом регулирования настоящего федерального закона являются общественные отношения, возникающие из полномочий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части выступления с законодательной инициативой в органах власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 73 Конституции РФ, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

В ст.ст. 71, 72 Конституции РФ перечислены предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В данных статьях отсутствует предмет регулирования настоящего проекта федерального закона, следовательно, этот предмет регулирования находится в исключительном ведении субъектов РФ.

Таким образом, установление перечня лиц, обладающих правом законодательной инициативы в органах власти субъектов РФ, находится в исключительном ведении субъектов РФ.

Соответственно, принятие рассматриваемого федерального закона повлечёт за собой нарушение прав субъектов РФ, нарушит принцип разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

 

  1. Оценка компетенции принимающего акт органа государственной власти Российской Федерации.

 

Как уже было указано в п. 2 настоящего Экспертного заключения, предоставление права законодательной инициативы членам Совета Федерации и депутатам государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации находится в исключительном ведении субъекта РФ.

Следовательно, федеральный законодатель не вправе закреплять в федеральном законе гарантии реализации членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта РФ.

Рассматриваемый нами федеральный закон превышает компетенцию РФ.

 

  1. Соответствие содержания акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Рассматриваемый проект федерального закона противоречит Конституции РФ – а именно ст.ст. 71, 72, 73, устанавливающим разграничение предметов ведения РФ и субъектов РФ.

Рассматриваемый проект федерального закона противоречит п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В п. 1 ст. 6 данного Федерального закона «Об общих принципах…» указано:

«Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации».

Это означает, что право законодательной инициативы членам Совета Федерации МОЖЕТ БЫТЬ  предоставлено Конституцией (уставом) субъекта РФ, а может им и не предоставляться. В любом случае закрепление гарантированности и, тем более, приоритетности данной законодательной инициативы членов Совета Федерации на уровне федерального закона нарушает права субъекта РФ на самостоятельное определение того, кто именно будет обладать правом законодательной инициативы в данном субъекте.

Стоит отметить, что в цитируемой выше статье закона вообще не говорится о возможности предоставления права законодательной инициативы депутатам Государственной Думы. Что ещё раз свидетельствует о том, что принятие рассматриваемого проекта федерального закона явно превысило бы полномочия федерального законодателя.

 

  1. Соответствие формы и текста акта правилам юридической техники.

 

В данном проекте федерального закона присутствуют нарушения языковых правил юридической техники: лексические, орфографические и пунктуационные ошибки.

  1. В первом абзаце проекта федерального закона (далее – Проекта) в 9 строке сверху в словосочетании «Российской Федерации» пропущен пробел между словами.
  2. В первом абзаце проекта в конце предложения пропущена точка.
  3. В п. 2 ст. 1 проекта Федерального закона – а именно в п. 2 ст. 11-1, которой автор Проекта намерен дополнить ФЗ «О статусе члена Совета Федерации…», в предпоследней строке неверно написано словосочетание – перепутан порядок слов – «конституционных федеральных законов».

Правильное название – «федеральных конституционных законов».

  1. В п. 3 ст. 11-1 в первом абзаце слово употреблено в неверном падеже – «регламентами законодательных (представительных) ОРГАНАХ».

В данном случае нужно употреблять слово «ОРГАНЫ» в родительном падеже – «регламентами ОРГАНОВ».

  1. В примечании к ст. 11-1 во втором абзаце Примечания в 4 строке допущена лексическая ошибка – «представительство отсубъекта Российской Федерации», так, неверным является сочетание: «местом реализации права… является: представительство от субъекта».

Правильный вариант: «местом реализации права… является: территория субъекта».

То есть «представительство отсубъекта» нужно заменить на «территория субъекта».

  1. На странице 3 Проекта в 3-м абзаце сверху допущена орфографическая ошибка – «бизнес сообществ» необходимо писать через дефис – «бизнес-сообществ».
  2. В ст. 3 в п. 1 Проекта дважды подряд написано «по истечении».

 

Вывод: рассмотренный проект Федерального закона противоречит действующему законодательству РФ, содержит ряд нарушений правил юридической техники, в связи с чем не может быть принят.

 

 

 

 


Информация о работе Экспертиза проекта федерального закона