Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).

Файлы: 1 файл

Глава 4.docx

— 132.68 Кб (Скачать файл)

 

1.  Эволюция  ВТО: от регулирования тарифов  к глобальному контролю над  экономикой

 

 Не учитывается  и не обсуждается по той  причине, что ВТО – механизм, который постоянно расширяет  свои цели, задачи, функции и полномочия. Когда-то ВТО занималась лишь  регулированием международной торговли  товарами с помощью согласования  и унификации таможенных пошлин. Потом организация стала заниматься  вопросами гармонизации и снижения  нетарифных барьеров (количественные  ограничения торговли товарами, технические и экологические  стандарты и т.п.). Постепенно в  поле зрения и регулирования  организации оказалась также  торговля услугами. Все большее  внимание ВТО стала уделять  такому сектору услуг, как финансовые  услуги. В связи с этим по  целому ряду вопросов, относящихся  к финансовому сектору экономики,  деятельность ВТО стала пересекаться  с Международным валютным фондом (МВФ). Наконец, в сферу регулирования  организации попали объекты интеллектуальной  собственности.

 

 ВТО крайне  озаботилась обеспечением «равных»  условий хозяйственной деятельности  в разных частях и уголках  мира, начав «крестовый поход»  против разного рода государственных  субсидий. Соответственно, ВТО стала  все глубже вникать в вопросы  налогов, бюджетного финансирования  экономики, ценообразования и  тарифов, заработных плат и  социальных условий работников, экологию и стандарты безопасности пищевых продуктов, технологий, промышленных изделий и т.п. Как тут не вспомнить поговорку «Аппетит приходит во время еды».

 

 «Аппетит»  главных «акционеров» ВТО (стран  «золотого миллиарда») продолжает  расти. Об этом можно судить  по тематике встреч, которые в  последние годы проводятся в  штаб-квартире ВТО, а также  на международных форумах, организуемых  её главными «акционерами». В  ближайшее время функции ВТО  могут быть значительно расширены,  и вопросы торговли окажутся  тогда не самыми главными в  деятельности этой организации.  Среди новых функций: регулирование  инвестиционной деятельности, международной  миграции рабочей силы, финансовой  деятельности государства (в том  числе налоговая политика), использования  природных ресурсов.

 В частности,  готовится пакет документов, в  которых предусмотрено резкое  ограничение (фактически ликвидация) суверенных прав государств по  регулированию инвестиционных процессов  на своих территориях. Так,  транснациональные корпорации получат  право в судебном порядке оспаривать  те национальные законы, которые  снижают прибыли ТНК от производственно-инвестиционной  деятельности в соответствующих  странах. А также - требовать  компенсаций за понесенный ущерб  (упущенные прибыли).

 Остановимся  подробнее на планах ВТО, касающихся  наднационального регулирования  использования природных ресурсов.

2. ВТО: планы  тотального контроля над природными  ресурсами.

 Основные  положения концепции наднационального  регулирования допуска транснациональных  корпораций к природным ресурсам  суверенных государств были оглашены  Генеральным директором ВТО Паскалем  Лами осенью 2010 года в Берлине  на Конгрессе по сырьевым товарам  (1). Руководитель ВТО обратил внимание  на то, что в документах этой  организации нет специального  соглашения, посвященного регулированию  торговли сырьевыми товарами. Фактически  вне сферы «эффективного контроля»  ВТО оказывается 20% мирового торгового  оборота. А также множество  стран, у которых в экспорте  преобладают природные ресурсы.  По данным ВТО, на сегодняшний  день в мире насчитывается  21 страна, экспорт которых более  чем на 80% состоит из сырья.  Руководитель ВТО явно поскромничал, сказав, что его организация не  оказывает влияния на мировую  сырьевую торговлю. Оказывает, и  даже очень. Например, правила  ВТО запрещают введение прямых  количественных ограничений на  экспорт природных ресурсов. Также  ВТО потрудилась на славу для  того, чтобы «извести» различные  межгосударственные товарные соглашения (торговля различными биржевыми  товарами – кофе, бананы, хлопок, руды металлов и т.д.). Последние  создавались в свое время для  того, чтобы обеспечивать стабильность  экспортных доходов сырьевых  стран, тормозить растущие ценовые  «ожницы» в торговле сырьевыми и готовыми промышленными товарами.

 П. Лами  посетовал на то, что в рамках  ВТО страны до сих пор используют  законные и не вполне законные  ограничения для торговли товарами, причем делают это почти исключительно  экспортеры, а не импортеры. И  вот что важно: по его мнению, ограничения торговли природными  ресурсами могут наносить ущерб  экономике больший, чем ограничения  торговли готовыми изделиями.

 Зачем  же правительства стран - экспортеров  природных ресурсов вмешиваются  в торговлю сырьевыми товарами? Они, как отметил П. Лами, оправдывают  это вмешательство тем, что  необходимо сохранять истощающиеся  ресурсы, защищать окружающую  среду, диверсифицировать базу  экспорта, проводить структурную  перестройку экономики. Все это  проявления устаревшего «национального  эгоизма».

 Практически  власти реализуют «национальный  эгоизм» в сфере природопользования  с помощью таких традиционных  инструментов, как экспортные квоты  и экспортные пошлины, а также  экономическое и административное  регулирование объемов добычи  полезных ископаемых и других  природных ресурсов. Власти могут  это делать и потому, что конституции  многих стран в тех или иных  выражениях подтверждают национальный  суверенитет над природными ресурсами,  что, по мнению П. Лами, является  анахронизмом. А ВТО, к несчастью,  для ее главных «бенефициаров» - ТНК - ограничена в своих возможностях  воздействовать на страны-экспортеры  природных ресурсов. Правила ВТО  запрещают устанавливать количественные  квоты на экспорт ресурсов, но  при этом ВТО не имеет полномочий  регулировать размеры экспортных  пошлин. И уж тем более не  может указывать странам, сколько  им добывать природных ресурсов. С точки зрения ВТО и ТНК  это непорядок, его следует  исправить, добычу и вывоз природных  ресурсов надо поставить под  свой жесткий контроль.

 Как и  полагается, под это подводится  «теоретическая база». Лами на  упомянутом международном форуме  сформулировал следующие тезисы.

 Во-первых, экспортные пошлины на природные  ресурсы вызывают большие различия  между внутренними и внешними  ценами на ресурсы.

 Во-вторых, более высокие внешние цены  снижают уровень благосостояния  других государств, что, естественно,  «несправедливо».

 В-третьих,  более низкие внутренние цены  стимулируют чрезмерное внутреннее  потребление ресурсов, что, в свою  очередь, способствует быстрому  истощению запасов этих ресурсов.

 Такова  незамысловатая «теория», шитая  белыми нитками. О том, что  снижение цен на природные  ресурсы после снятия ограничений  на экспорт природных ресурсов  приведет к еще более быстрому  истощению их запасов, генеральный  директор ВТО почему-то умолчал.

 Чтобы  придать «наукообразность» своим  умственным построениям, чиновники  и эксперты ВТО любят манипулировать  цифрами. Например, на том же  конгрессе в Берлине приводились  оценки экспертов ВТО: «либерализация»  международной торговли природными  ресурсами обеспечит странам  Запада дополнительные доходы  в размере 110 млрд. долл. в год,  а странам периферии мирового  капитализма (ПМК) – 220 млрд. долл. Подобные цифровые фокусы должны  убедить тех, кого не впечатлил  доклад генерального директора  ВТО. Даже если предположить, что  цифра по странам ПМК действительно  равна 220 млрд. долл., надо иметь  в виду, что эта цифра означает  лишь увеличение стоимостного  объема экспорта из сырьевых  стран. А вот финансовый результат  достанется (как всегда) не народам,  проживающим в этих сырьевых  странах, а транснациональным  корпорациям, которые осуществляют  добычу природных ресурсов на  территориях этих стран. Или  же это будет означать увеличение  валютных резервов стран ПМК  на 220 млрд. долл. Мы знаем, что  у России валютные резервы  уже перевалили за планку 500 млрд. долл., но россияне от этого  богаче не стали. Эти деньги  представляют собой почти беспроцентное  кредитование западной экономики.  А сумма в полтриллиона долларов  является констатацией того печального  факта, что Россия как сырьевая  колония поставила на Запад  «дань», измеряемую сотнями миллионов  тонн нефти, сотнями миллиардов  кубических метров природного  газа, сотнями тонн золота и  т.п.

 В ВТО  давно уже не дружат с логикой,  там она не нужна. Недостаток  логики с лихвой компенсируется  силой, которую ВТО и стоящие  за ней ТНК применяют для  практического внедрения «теории»  в жизнь.

3. ВТО: внедрение  «теории» в жизнь.

4. ВТО: «рубль  за - вход, десять – за выход».

 Не вызывает  никаких сомнений, что намечаемое  расширение регулирующих и контролирующих  функций ВТО планируется в  интересах транснациональных корпораций (ТНК). На протяжении многих десятилетий  методично и целенаправленно  выстраивается система наднационального  контроля над мировой экономикой, в которую сегодня удалось  втянуть уже более 150 стран  мира (первоначально при создании  ГАТТ было менее трех десятков  стран).

 Без включения  России в эту систему контроль  будет неполным и неэффективным  - хотя бы потому, что на территории  Российской Федерации находится  значительная часть мировых природных  ресурсов. По данным российского  Министерства природных ресурсов (МПР), доля нашей страны в общемировых  запасах отдельных видов природных  ресурсов равняется (%): нефть – 6; природный газ – 35; уголь – 13; железные руды – 14. По оценкам бывшего директора НИИ статистики В.М. Симчеры, национальное богатство России составляет около 40 триллионов долларов, львиная доля этой суммы приходится на природные ресурсы.

По данным подготовленного ВТО и опубликованного  весной 2012 года обзора мировой торговли природными ресурсами, Россия занимает прочно первое место в мире среди  экспортеров сырья. Доля России в  мировом экспорте ресурсов – 10,5%; далее  следуют: Саудовская Аравия – 8,7%; Канада – 5,5%; ЕС – 5,4%. Уже сегодня в экспорте России около 80% экспорта приходится на энергоносители, минеральные ресурсы (руды или обогащенное сырье), лесные ресурсы, сельскохозяйственное сырье. В ряде случаев так называемый «промышленный» экспорт представляет собой слабо закамуфлированный  вывоз природных ресурсов. Например, вывоз продукции черной и цветной  металлургии, химических удобрений. По некоторым видам ресурсов на экспорт  идет более половины добычи (производства). В первую очередь, это нефть, металлы  платиновой группы, золото, серебро.

Присоединение России к ВТО будет означать для  Запада гарантию того, что Россия не начнет подобно Китаю разворот от сырьевой специализации в сторону  более глубокого передела природных  ресурсов, выстраивания производственно-технологических  цепочек, на выходе которых будет  конкурентоспособная высокотехнологичная  продукция.

 Даже  по ныне действующим правилам  ВТО, суверенитет России над  своим природными ресурсами будет  сильно ограничен. Взять, например, полезные ископаемые. Как известно, приоритет в доступе к эксплуатации  месторождений, согласно российскому  закону о недрах (впрочем, это  общемировая норма), имеет та компания, которая проводила геологическую  разведку и сумела открыть  месторождение. В течение двадцати  лет российская геологоразведка  медленно умирала, сегодня она  не может решать серьезных  задач по расширению минерально-сырьевой  базы российской экономики. В  Россию придут мощные специализированные  компании с Запада. 80% мирового  рынка геологической разведки  запасов минерального сырья сегодня  контролируется 4-мя гигантскими  западными корпорациями. Они ждут  момента присоединения России  к ВТО, чтобы прийти на российский  рынок геологических работ и  нефтяного сервиса, который станет  регулироваться соглашениями ГАТС (соглашение ВТО по услугам). Начнется  процесс перехода минерально-сырьевой  базы России под контроль ТНК.

 Готовясь  к вступлению в ВТО, российские  власти должны учитывать, что,  попав в эту организацию, России  придется выполнять и те обязательства,  которые пока в документах  ВТО не значатся. В том числе  и обязательства по полной  либерализации доступа ТНК к  природным ресурсам, о чем говорил  генеральный директор ВТО на  Конгрессе в Берлине в 2010 году. Недаром про ВТО говорят: это  организация, за вход в которую  надо заплатить рубль, а за  выход – десять. Но при этом  обычно не задумываются: откуда  Россия возьмет эти самые десять  рублей?

 Попытаюсь  расшифровать смысл данной фразы.

1. По правилам  ВТО выход страны из этой  организации возможен при уплате  крупных штрафов.

2. Размер  штрафов определяется величиной  ущерба, который могут понести  другие участники (в конечном  счете - ТНК) от выхода данной  страны из ВТО.

3. Ущерб  транснациональных корпораций от  потери свободного доступа к  природным ресурсам России будет  оценен в те самые 40 трлн. долл., которые я упомянул выше (стоимость  национального природного богатства).

4. Таким  образом, расплатиться за свой  выход из ВТО Россия может  только самой собой. То есть  своей территорией со всеми  природными ресурсами на ее  поверхности и в ее недрах.

5. Выход  из этой странной, но легко  просчитываемой ситуации для  России - лишь в одностороннем  отказе от всех своих обязательств. Однако в этом случае главные  «бенефициары» ВТО – ТНК –  вынуждены будут прибегнуть к  «аргументу последней инстанции» - военной силе.

Информация о работе Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс