Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).

Файлы: 1 файл

Глава 4.docx

— 132.68 Кб (Скачать файл)

 Исходя  из рекомендаций ВТО, следует  учесть, что федеральная власть  теряет возможности централизованно  и комплексно планировать развитие  Российской Федерации. Вместе  с тем, для России назрела  необходимость организации  профессиональной  массовой подготовки персонала  компаний, и подготовки для них  сертифицированных высококлассных  специалистов - экспертов и чиновников  всех уровней. Международный опыт  предприятий показывает, что они  тратят на подготовку и сертификацию  своего персонала не менее  20% от общих ассигнований. В России  этот показатель существенно  ниже, составляя не более 0,8% для  малого и среднего бизнеса  и 12% - для крупного бизнеса. 

 Для системы  финансовой отчетности на основе  МСФО необходимо подготовить  новое поколение бухгалтеров,  способных управлять активами. От  аудиторов также потребуются  обновленные знания глобальной  финансовой отчетности, особенно  в части экологических и социальных  активов. 

Большое внимание в ВТО уделяется защите интеллектуальной собственности. В российском законодательстве правовые и экономические отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, регулируются комплексом законов и  подзаконных актов. Если у предприятия или физического лица есть патент, то оно обладает всем арсеналом исключительных прав на интеллектуальную собственность и может сразу включать ее в хозяйственный оборот, продавая лицензии или переуступая патент, независимо от того, отражен он на балансе предприятия или нет.

 Всемирная  организация интеллектуальной собственности  использует в своей деятельности  стандарты, снижающие сложность  и стоимость обслуживания, а также  налоговые риски, и позволяющие  создать высокую добавленную  стоимость активов из интеллектуальной  собственности. Эти стандарты  рекомендованы к применению Генеральными  соглашениями по интеллектуальной  собственности ВТО. Они трактуют  ее понятие более широко и  рассматривают ее в качестве  залога, других нематериальных активов,  не требующих значительных налоговых  санкций и других дополнительных  затрат.

 Общепризнанный  специалист по этим проблемам  В. В. Овчинников писал: «Значительная  часть общества, политической и  экономической элиты России,  не воспринимает важность целей  и способов их достижения в  области интеллектуальной собственности,  и  считает, что Россия окончательно  проиграла в мировой конкуренции  по созданию ликвидных нематериальных  активов из интеллектуальной  собственности и нужно обустраиваться  в той реальной материальной  экономике, куда Россию допустят.  То есть среди неразвитых стран,  причем по частям. Это обусловлено  тем, что политика в России  не выполняет своей главной  общественной функции - не ставит  конкретных целей инновационной  деятельности и систематически  уходит от ответственности перед  обществом за неверные политические  решения».

 В странах,  успешно осуществляющих инновационную  деятельность с целью развития  нематериальных активов предприятий  и государства на основе интеллектуальной  собственности, к финансированию  соответствующих проектов привлекается  в широких масштабах население  этих стран, заинтересованное  в научно-техническом прогрессе  своей страны. Так поступают в  США, где практически каждый  пятый житель так или иначе  участвует в финансировании малого  бизнеса, занимающегося созданием  интеллектуальной собственности  силами, как правило, молодых предпринимателей, через биржи высоких технологий. В Европе финансирование гражданами  осуществляется с помощью банков, хотя только каждый пятнадцатый  житель стран ЕС участвует  в финансировании подобных программ. Однако в Японии уже каждый  восьмой ее житель вкладывает  свои депозиты в инновации  через банки.

 В. Овчинников  перечислил далеко не полный  список проблем, возникающих на  пути интеграции интеллектуального  потенциала России в мировую  инновационную экономику. 

 Во-первых, наблюдается явное несоответствие  между интеллектуальным потенциалом  страны и финансовыми возможностями  бюджета и бизнеса в России. Во-вторых, чинятся всевозможные  административные препятствия со  стороны чиновников многочисленных  надзорных органов исполнению  российскими гражданами своих  прав инвестировать в организации,  осуществляющие инновационную деятельность. В-третьих, власть должна стимулировать  развитие рыночных институтов  оценки интеллектуальной собственности  и ее международной легализации  в странах, хотя бы входящих  во Всемирную организацию по  интеллектуальной собственности.  В-четвертых, нужно совершенствовать  ту часть налоговой системы,  которая связана с интеллектуальной  собственностью. В-пятых, необходимо  урегулировать отношения между  предприятием и заказчиком при  распределении и использовании  прав на интеллектуальную собственность,  созданную за счет средств  государственного бюджета, и др.

 Возможные  последствия от присоединения  к ВТО

В исследовании РАН «Народнохозяйственные последствия  присоединения России к ВТО» отмечается, что присоединение к ВТО в  меньшей степени скажется на российском экспорте. Его топливно-сырьевая часть, составляющая 2/3 объема экспорта, не подвержена на мировых рынках серьезным ограничениям. А для остальной трети, на которую  распространяются льготы ВТО, торговая ситуация вообще не изменится, так как  Россия уже имеет доступ к тем  ставкам тарифов, которые члены  ВТО установили во взаимной торговле.

 

Некоторым российским товаропроизводителям вступление в  эту организацию будет выгодно. К примеру, это «Газпром». Главные  прибыли монополии принесёт повышение  цен внутри страны. Сейчас внутренние тарифы на газ в России намного  ниже, чем внешние. От экспорта «Газпром»  получает в среднем 220 долл. за 1 тыс. кубометров, от продаж в России – 88 долл. за 1 тыс. кубометров. После вступления в ВТО ситуация изменится: страну завалят исками с требованием  выровнять внутренние и внешние  цены на газ. И рано или поздно правительству  придётся на это согласиться.

 

Получается, после вступления в ВТО отечественных  производителей начнут душить повышением тарифов. Подорожание газа автоматически  повлечёт за собой повышение цен  на электроэнергию. Это нанесёт настолько  болезненный удар по российской экономике, что по сравнению с ним выгоды экспортёров металлов и удобрений  от снижения  вывозных пошлин, о которых  любят рассказывать в правительстве, выглядят сущей мелочью.

 

 Эксперты  полагают, что членство в ВТО  может дать России повод для  пересмотра направленных против  нее антидемпинговых санкций,  приведения их к «рыночным»  правилам исчисления и применения. Однако такой пересмотр еще  не означает их отмены. Поэтому  ущерб от пребывания в ВТО,  оцениваемый Минэкономразвития  в 3,5 млрд. долл. в год, может  быть снижен в будущем, по  оценкам, примерно на 30-40%.    А по расчётам Института народно-хозяйственного  прогнозирования РАН, от вступления  в ВТО Россия будет терять 1% ВВП или 7,2 млрд. долл. в год.

Американский  политолог Билл Одом заметил, что все глобальные международные организации - МВФ, Всемирный банк, ВТО и даже ООН, созданные якобы для помощи развивающимся странам, на деле - классические инструменты империалистической эксплуатации. И массовые протесты в этих странах выражаются этим международным организациям. Он сказал, что «самое поразительное, как Китай, встроившись в эти структуры изнутри, сумел перенаправить их механизм в противоположном для себя направлении».

 Подводя  итог, следует отметить, что если  в ходе переговоров России  не удалось добиться приемлемых  условий присоединения к ВТО,  то подписание соглашения следовало  отложить до выхода экономики  страны  на устойчивую траекторию  роста.

 Последствия  для отечественного минерально-сырьевого  комплекса после вступления России  в ВТО

 Продолжающийся  спад производства в стране  минеральных ресурсов и продуктов  их переработки, ухудшение сырьевой  базы действующих предприятий,  ожидаемое выбытие добывающих  мощностей и катастрофическое  снижение объёмов геологоразведочных  работ чреваты после присоединения  России к ВТО дальнейшими разрушительными  последствиями для всей российской  экономики. До 2025 г. произойдёт  почти полное исчерпание разведанных  запасов нефти, газа.

Для России с точки зрения экономических  перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории страны. Разрушение государственной геологической  службы привело к тому, что за последние годы геологоразведочные работы сократились более чем  в 3 раза. Если не будет наведен порядок  в финансировании этих работ, то в  ближайшее время они  сократятся еще, как минимум, на 30% от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40%.

Суммируя  изложенное, следует констатировать:

- минерально-сырьевая  база России вступила в фазу  прогрессирующего кризисного состояния  и с точки зрения государственных  интересов используется неэффективно;

- сохранение  или дальнейшее усугубление дисбаланса  в системе производство – потребление  - экспорт добытого сырья и  продуктов его переработки фактически  закрепляет статус России как  сырьевого придатка промышленно  развитых стран Запада;

- низкая  эффективность действующей налоговой  системы, не учитывающей уровень  ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих  предприятий, приоритетности сохранения  рабочих мест в дотационных  северных районах, а также особых  геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально  возможное использование имеющейся  минерально-сырьевой базы и требует  дальнейшего реформирования;

- отсутствие  государственной стратегии развития  и использования минерально-сырьевой  базы, основанной на самообеспечении, с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведёт к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.

 Эти проблемы  нельзя рассматривать в отрыве  от других секторов экономики  и социальной сферы страны  в целом и отдельных ее регионов. В контексте объявленного президентом  инновационного курса минерально-сырьевые  ресурсы должны стать локомотивом  развития практически всех сфер  экономики с переходом на высокие  технологии.

 Исследование  недр требует использования новых  методов получения и обработки  данных, совершенствования геологоразведочного  и добычного оборудования, применения  экологически безопасных и безотходных  технологий глубокой переработки  добываемого сырья с более  высокой добавленной стоимостью. За этим стоят фундаментальные  и прикладные научные исследования, инженерно-конструкторские решения,  новые материалы и методы обработки  информации, приборы и оборудование, необходимость создания новых  транспортных коммуникаций. И для  всего этого требуются высококвалифицированные  кадры  - научные, инженерные, управленческие.

 Эффективная государственная  политика  должна основываться  на профессионально сформированной  национальной правовой базе, способствующей  взаимодействию и равноправной  кооперации  контрагентов дальнего  и ближнего зарубежья, на единых  принципах и процедурах, международных  стандартах, инвестиционных и иных  инструментах и механизмах. Отечественных  нормативных документов в области  геологического изучения и использования  недр насчитывается несколько  тысяч и их надо обновить  и гармонизировать с зарубежными  нормативными документами. 

 Например, только документов, регламентирующих  производство геофизических работ  и качество получаемой продукции,  действовало на конец 1980-х годов 360 видов. Отсюда вытекает задача, стоящая перед МПР и Федеральным агентством по недропользованию, - создание новой нормативной базы в области исследования недр, недропользования и управления фондом недр, включая разработку новых и обновление существующих национальных стандартов, входящих в национальную систему стандартизации, с целью установления общих требований по охране окружающей среды, а также безопасности работ при исследованиях недр и недропользовании.

 В последние  годы острые дискуссии происходили  вокруг классификации запасов  и прогнозных ресурсов полезных  ископаемых. В отличие от России, где действует единственная классификация,  утверждённая государством и  являющаяся обязательной для  всех организаций, ведущих геологоразведочные  работы на подсчёт запасов,  оценку прогнозных ресурсов и  разработку месторождений нефти  и газа, в США, например, существует  несколько классификаций. Среди  них - классификации правительственных  агентств (Горное бюро и Геологическая  служба США), отдельных крупных  компаний, научных обществ (Общество  инженеров-нефтяников, Американская  газовая ассоциация и др.), институтов (Американский нефтяной институт), бирж по ценным бумагам и  банков. Все они, как правило,  имеют много сходных элементов.

 Для классификации  разведанных запасов и прогнозных  ресурсов твёрдых полезных ископаемых  принципиальное значение имеют  документы и инструкции, принятые  в 1999 г. в форме кодексов  в Австралии, Канаде, ЮАР, США  и некоторых других странах.  Эти кодексы, согласованные с  фондовыми биржами, содержат унифицированные  определения различных категорий  запасов и прогнозных ресурсов, регламентируют требования к  ним, порядок оценки и экспертизы.

Информация о работе Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс