Государственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является целостно-логическое исследование системы органов государственной безопасности, а так же рассмотрение теоретических основ управления в системе органов, обеспечивающих государственную безопасность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Государственная безопасность………………………………………….5
Совет безопасности………………………………………………………6
Экономическая безопасность в структуре национальной
безопасности………………………………………………………………..14
Субъекты управления экономической безопасностью страны………23
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиографический список…………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Экономическая безопасность.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая это, важно  определить цели и рамки применения института банкротства, а также  обеспечить иные меры воздействия на складывающуюся ситуацию, прежде всего посредством финансового оздоровления предприятий. Кроме того, существует опасность неадекватной оценки вероятности банкротства предприятия – прежде всего ввиду отсутствия надежных рейтинговых оценок его кредитоспособности. Поэтому необходимо совершенствовать методику расчета этих оценок применительно к российским условиям.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантирована надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

Информационная функция  системы экономической безопасности заключается в получении системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей. Требования к реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами и потребностями.

Информационная опасность  имеет место в том случае, когда  величина и вероятность возможного информационного ущерба больше порогового значения, требующего принятия мер по его предотвращению, защите объекта безопасности.

Понятие «информационная  безопасность» противоположно понятию  «информационная опасность» и означает защищенность от получения значимого  информационного ущерба.

В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая экономическую. Это объясняется рядом причин: быстрое развитие возможностей информационной техники и технологии; усиление экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами; возрастающее воздействие на общественное сознание различных групп населения, интересы и потребности клиентов и поставщиков.

Информатизация финансово-экономической  сферы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на ее развитие. О негативном воздействии на экономическое сознание и поступки российских граждан свидетельствует тот факт, что сотни финансовых пирамид, раскрученных различными каналами телевидения, позволили мошенникам ограбить миллионы доверчивых людей, а недобросовестная реклама способствовала распродаже некачественных товаров на сотни миллионов долларов.

По мнению специалистов, компьютер становится самым активным инструментом экономической борьбы и преступности, поскольку может  предоставить официальную информацию об обладании определенным объектом ценностей, зафиксированную на электронном носителе. Подделка кредитных карточек, воровство денег с помощью ЭВМ приняли характер подлинного бедствия в США, Италии и других странах.

Быстрыми темпами развивается и промышленный шпионаж (и контршпионаж). В США убытки частных фирм из-за хищения производственных секретов оцениваются десятками миллиардов долларов в год. По оценкам экспертов, из России за годы реформ вывезено ценнейшей информации об изобретениях, открытиях, «ноу-хау» на сотни миллиардов долларов.

Ведется компьютерная борьба с конкурентами с помощью так  называемых вирусов (программных закладок). Она происходит как на внутрифирменном, так и на международном уровне, усиливаясь по мере информатизации экономики государств. Не исключено, что потрясения на фондовых рынках мира в 1997–1998 гг. явились следствием умело проведенной информационной операции крупных финансовых спекулянтов.

Таким образом, на старте XXI в. особую роль и значимость приобретает информационная составляющая экономической безопасности.

Ряд экономистов считает, что для построения системы количественных и качественных показателей экономической  безопасности на уровне предприятия  целесообразно определять следующие показатели (индикаторы): производства – динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темп изменения); реальный уровень загрузки производственных мощностей; доля НИОКР в общем объеме работ; темп обновления основных производственных фондов; стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени); оценка конкурентоспособности продукции; возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования;

Финансовые – объем «портфеля» заказов (общий объем предполагаемых продаж); фактический и необходимый объем инвестиций; уровень инновационной активности; уровень рентабельности производства; фондоотдача (капиталоемкость) производства; просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская); доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств; социальные – уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю промышленности или экономике в целом; уровень задолженности по зарплате; потери рабочего времени; структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная). Конечно, количественные характеристики индикаторов для каждого предприятия будут иметь различные величины. Их целесообразно определять экспертными методами.

Анализ основных элементов, составляющих экономическую безопасность Российской Федерации, показывает, что ее пороговые значения во многих случаях превысили минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили ведущие отрасли экономики, затронули фундаментальные основы обеспечения жизнедеятельности человека и государства. Пока еще не все потеряно, но необходимо оперативно разработать эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субъекты управления экономической безопасностью страны

 

Субъектами безопасности в обществе являются отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, этнические или национальные общности, хозяйствующие субъекты занимаются обеспечением своей безопасности.

В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 подчеркивается, что граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечивать национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания  государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальной безопасности, в том числе обеспечению экономической безопасности.

Об этом следует сказать особо. В российских СМИ и экономической литературе активно обсуждается идея, что экономика не может быть объектом государственного управления – ей надо предоставить неограниченную возможность стихийной саморегуляции. Сторонники подобной идеи предали забвению весь мировой опыт экономического развития в течение ХХ столетия. Ни в одной стране, в том числе и в США, никогда рыночная экономика не приобретала системные свойства помимо и без государственного регулирования и управления. Другое дело – методы, формы и средства государственного управления. В современном обществе и экономика, и политика, и социальная жизнь подлежат государственному регулированию и управлению. Но в каждой стране масштабы, формы государственного регулирования и управления различны, что определяется многими факторами.

Государство обладает значительными  материальными и финансовыми  ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Проблема состоит не в том, чтобы отстранить государство от управления экономикой, а в том, чтобы высвободить государство из объятий бюрократии, придать его управленческой деятельности нравственное, социально-культурное начало. Тогда и его роль в обществе, в обеспечении экономической безопасности каждого гражданина и страны в целом станет конструктивной и созидательной.

Фактически вопросами  обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной  власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Федеральном законе «О безопасности», где указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в Российской Федерации осуществляет Президент РФ.

Но поскольку это  направление деятельности представляет большую сложность и требует  профессиональных знаний и умений в  различных областях, закон предусмотрел создание специального органа – Совета Безопасности РФ, который призван  осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет Безопасности РФ –  это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В упомянутом Законе сформулированы следующие основные задачи Совета Безопасности РФ:

 

• определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;

• разработка основных направлений  стратегии обеспечения безопасности государства;

• подготовка оперативных  решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;

• разработка предложений  по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации  к участию в работе Совета Безопасности РФ, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета Безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Законом «О безопасности»  установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий, по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет Безопасности РФ может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных  органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности, в обществе сложилась и действует  система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они агрегируют жизненно важные экономические и социальные интересы, защищают экономические права и свободы различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Например, профсоюзы, массовая негосударственная организация, последовательно  проводят в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, ведут борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения условий труда. Значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства. В России социальное партнерство осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Информация о работе Государственная безопасность