Принцип безопасности государственной границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Обеспечение национальной безопасности любой страны, в том числе и России, начинается с государственной границы. Российская Федерация имеет самую протяжённую в мире государственную границу. Её общая протяжённость составляет 60,932 км., в том числе на суше — 1459 км, по рекам 7141 км; озёрам 475 км, морская — 388 км, а площадь исключительной экономической зоны России — 8,6 млн. кв. км, то есть 42% от её сухопутной территории.
Именно надёжная охрана границы и других элементов пограничного пространства является непременным условием и важнейшей предпосылкой обеспечения суверенитета и территориальной целостности России.

Содержание работы

1. Вступление 3
2. Принципы международного права; 4
3. Содержание принципов международного права; 5
4. Безопасность и защита государственной границы; 6
5. Принцип нерушимости государственных границ; 9
6. Заключение; 11
7. Список используемой литературы. 12

Файлы: 1 файл

Контр.раб МП.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


 

Московский  институт экономики, менеджмента и  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по международному праву

 

 

 

 

тема: «ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ»

 

 

 

 

 

Вариант 18

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 4 курса

юридического факультета

заочной формы обучения

Северина А.Е.

Научный руководитель:

Живарев В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011

Содержание:

 

  1. Вступление

3

  1. Принципы международного права;

4

  1. Содержание принципов международного права;

5

  1. Безопасность и защита государственной границы;

6

  1. Принцип нерушимости государственных границ;

9

  1. Заключение;

11

  1. Список используемой литературы.

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вступление.

 

История развития человечества представляет собой постоянный процесс  самоидентификации различных наций, народов, этносов и их борьбу за определение важнейшего параметра (признака) этой самоидентификации - международно-правового признания их суверенных прав на определенную территорию и сферу владения землями, водами, воздушным пространством и др. Неотъемлемым атрибутом самоидентификации, пределом суверенитета государства с древних времен выступала и выступает до наших дней государственная граница.

В настоящее время процесс  межгосударственного разграничения  с отдельными бывшими республиками Советского Союза полностью не завершен, линия границы между образовавшимися государствами на местности не проведена и соответствующими пограничными знаками не обозначена. В период радикальных политических, социально-экономических и военных изменений в мире, каждом конкретном регионе нашей страны для оценки состояния защищенности интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве необходимо выявить степень определенности правового статуса новых участков границы, реализации конституционных основ их защиты и определить участников правовых отношений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации.

Как следует из Конституции Российской Федерации, государственная территория Российской Федерации включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов РФ констатируется, что их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

Государство распоряжается  своей территорией. Территориальное  верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах своей  территории. Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения. Россия - крупнейшее государство мира. Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства. Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ, это 17,1 млн. кв. км. Водная территория включает внутренние воды и территориальное море (территориальные воды). Протяженность границ составляет более 58 тыс. км, из них примерно 20 тыс. км - сухопутный участок и 38 тыс. км - морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии, морская - от Японии и США.

Конституционно-правовые основы защиты Государственной границы  Российской Федерации в сфере  обеспечения безопасности государства  закреплены в положениях Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах (законах РФ). Основополагающими среди них являются Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Законы РФ "О безопасности"(от 28.12.2010 № 390-ФЗ), "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральные законы "О Федеральной службе безопасности", "Об обороне", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

 

 

 

 

2. Принципы международного  права 

 

Принципы международного права — это наиболее важные, общие и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права — это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

Принципы  международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы  с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов  международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

Основные принципы современного международного права - это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.     

Принципы международного права  формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и, таким образом, способствуют их развитию.

Принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Их универсальность заключается, среди прочего, в том, что их действие распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Принципы международного права носят характер jus cogens, т.е. являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению. Отклонение от нормы, содержащей принцип международного права, недопустимо, и она может быть отменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных положений является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой международного права. 
     Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

3. Содержание принципов международного права.

Действующее международное право, а также доктрина международного права позволяет подразделить общепризнанные принципы международного права на две основные категории (вида): основные принципы международного права (см. Схему 1) и отраслевые (специальные) принципы международного права.

Основные  принципы международного права                         

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Принцип разрешения международных споров мирными  средствами

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

Принцип равноправия и самоопределения  народов.

Принцип суверенного равенства государств

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Принцип нерушимости государственных границ.

Принцип территориальной целостности государств

Принцип уважения прав человека и основных свобод.




 

Схема 1.

 

Нормативное содержание вышеуказанных  принципов раскрывается, в частности, в Уставе ООН, Декларации о принципах  международного права, касающихся дружественных  отношений и сотрудничества между  государствами в соответствии с  Уставом ООН (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

  1. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооружённые силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом ООН;
  2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами. Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
  3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
  4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом. Государства независимо от различий их систем обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений;
  5. Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие;
  6. Принцип суверенного равенства государств. Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету;
  7. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. В своём законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях ;
  8. Принцип нерушимости государственных границ. Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства;
  9. Принцип территориальной целостности государств. Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств;
  10. Принцип уважения прав человека и основных свобод. Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.

Содержание отраслевых принципов раскрывается в международных договорах, международных обычаях, а также решениях международных межправительственных организаций, являющихся источниками соответствующей отрасли международного права.

 

4. Безопасность и защита государственной границы.

 

Государственная граница  Российской Федерации - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации1.

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей  Государственной границы, установлении и поддержании отношений с  иностранными государствами на Государственной  границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

      • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
      • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
      • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
      • мирного разрешения пограничных вопросов.

 

Для реализации обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации разработана Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере, которая представляет собой определенный законодательством Российской Федерации порядок и содержание деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на обеспечение интересов личности, общества и государства на Государственной границе и приграничной территории Российской Федерации, отвечает современным требованиям и характеризуется высокой способностью государства обеспечивать эффективную защиту интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в пограничной сфере России

Информация о работе Принцип безопасности государственной границы