Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы выражается в том, что проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: РАЗВИТИЕ ИДЕИ, ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 12
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

grazhd_obschestvo_2.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

   

стр

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ГЛАВА 1

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

6

ГЛАВА 2

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: РАЗВИТИЕ ИДЕИ, ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

12

ГЛАВА 3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время  очень много говорится о правовом государстве, о построении правового  государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности

В истории политической и правовой мысли идеи правового государства и гражданского общества всегда являлись и являются одними из самых гуманных и перспективных идей. Отнюдь не случайно проблемы правового государства и гражданского общества всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности.

Разумеется, смысл и  содержание этих понятий у одних  мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом  и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей.

В различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному.

В одних источниках говориться о том, что правовое государство  не может возникнуть и функционировать  без образования внутри себя гражданского общества и этой точки зрения придерживаются многие ученые современности, такие как Н.И.Матузов, А.В.Малько В.С. Нерсесянц и другие.

В других же - налицо такая  позиция, что существует некая грань  между правовым государством и гражданским  обществом. Понятие «гражданское общество»  используется в сопоставлении с понятием государство». По замечанию И.Изензее «государство существует в виде того, что противостоит «обществу». «Государство» и «гражданское общество» представляют собой понятия, отражающие различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Обе точки зрения, несомненно, имеют право на существование, но, на мой взгляд, первая из них заслуживает  особого внимания.

Таким образом, вопросы, связанные с правовым государством и гражданским обществом всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений. В современных же условиях они также приковывают к себе пристальное внимание, выступая на первый план, хотя бы потому, что имеет место конституционное провозглашение России правовым государством.

В настоящее время  в соответствии с нынешней Конституцией РФ Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканкой формой правления. Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Но данное утверждение вряд ли соответствует действительности и соотносится с реалиям сегодняшней жизни.

Актуальность данной темы выражается в том, что проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем развития правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:

- рассмотреть развитие идеи правового государства и основные этапы развития гражданского общества;

- раскрыть сущность понятий «гражданское общество» и «правовое государство»;

- выявить основные признаки правового государства и принципы функционирования гражданского общества;

- проследить взаимодействие правового государства и гражданского общества.

Для решения поставленных задач было изучено немалое количество различных источников, касающихся рассматриваемых вопросов, труды ученых прошлого и современности по рассматриваемой проблематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА№1

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

Многие философы древнего мира, давали разные определения понятию  «гражданское общество». Тем не менее термин «гражданское общество» приобрел в литературе свое особое содержание. В мировой общественно-политической мысли оно существует не одно столетие. Эта категория выступает предметом исследования различных наук - теории государства и права, философии, политологии.

Впервые понятие, которое  можно перевести как «гражданское общество», было использовано античными  философами Платоном, Аристотелем, Цицероном  для обозначения сложившихся  в Древней Греции и Древнем  Риме общественных систем. Их труды  положили начало проблематике гражданского общества. Следует отметить, высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывал правовое равенство людей, писал: … «Закон есть связующее звено гражданского общества, а право установленное законом, одинаково для всех…».

На данном этапе развития человечества, гражданское общество полностью отождествлялось с  государством. Это продолжалось, достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально- политических отношений.

Термин «гражданское общество» и обозначаемое им понятие  использовал в своих трудах Аристотель. Выяснение в своей «Политике» смысл понятия «гражданин», он говорит о совокупности граждан, гражданском обществе, которое возможно лишь в правильном государстве, где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, о разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались.

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. В 17-18 вв. данной проблеме посвятили свои работы такие ученые как Н. Макиавелли, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления». Таким образом, под понятием «гражданское общество» понимались далеко разные явления. Но сам термин получал все большее применение на протяжении последующих веков и стал устойчиво употребляться в XVIII столетии.

В трудах мыслителей того времени (18в.), различие между гражданским  обществом и государством просматривается  четко. Первым в этом отношении был  Руссо, противопоставивший подданных, образующих государство, и граждан (суверена) как самодвижения соответствующей ассоциации - гражданского общества представляющих собой диалектическую пару взаимного отрицания. Оригинальна мысль Г. Пейна, считавшего, что в этой паре доминирует гражданское общество, от которого государство получает свои полномочия. Развитое гражданское общество, полагал он, не нуждается в государстве, ибо оно способно к саморегулированию.

В XVIII - начале XIX века тематика гражданского общества была развита  в работах философов новой  формации - Гумбольдта, Канта, Гегеля, Маркса, Энгельса, Вебера и др. Они провели различие между гражданским обществом и правовым государством.

Долгое время считалось, что эти категории - одно и то же. Из этого, конечно, не следует, что общественные и государственно-властные структуры  полностью во всех случаях отождествлялись. Но понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим  у И. Канта, который делает вывод  о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. В.Гумбольдт на конкретных примерах постарался показать противоречие между гражданским обществом и государством.

Глубокое осмысление гражданского общества получило в трудах Гегеля, по его знаменитой «Философии права». Прежде всего, Гегель подчеркивал, что гражданское общество, создано в современном мире, по сути, речь идет о том буржуазном обществе, которое расцвело в Европе в начале 19в.

Так, Гегель представил модель взаимоотношений государства и гражданского общества. Он рассматривал гражданское общество как промежуточную форму человеческой общности, располагающуюся между семьей и государством и обеспечивающую жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Гегель писал, что вследствие царящего в обществе разъединения ему должно иметь государство как нечто самостоятельное, чтобы существовать.

Когда говорят о гражданском  обществе, имеется в виду не что  иное, как единство различных между  собой лиц, которые его образуют. Он не признавал общественной природы человека и считал, что в гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто, но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей. Гражданское общество включает в себя любых индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. При этом каждый из них преследует собственные цели. Отсюда коллективность подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой форме всеобщности - государстве. Поэтому, по Гегелю, гражданское общество - это, прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, сословие, семья, право, мораль, долг, культура, образование, законы. Из естественного состояния люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью. Гегель был первым философом, который пытался провести грань между гражданским обществом и государством. К. Маркс в своих работах уделил большое значение экономическим основам функционирования гражданского общества, обращая особое внимание связанным с ним политическим особенностям В частности, в ранних произведениях он достаточно часто употреблял это понятие. Ученый отождествлял понятия «гражданское» и «буржуазное» общество.

Впоследствии Маркс делает замену не очень четкого термина «гражданское общество» широко известными ныне понятиями: «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства», «базис», «надстройка» и т.д.

В середине XX века идеи гражданского общества получили распространение в западной политической мысли. Являясь по происхождению западноевропейской, теория гражданского общества получила новое толкование в России. Большой вклад в данную теорию внесли такие ученые как А.С.Хомякоу, К.А.Аксаков, А.А.Киреев, Ф.М.Достоевский, Н.Я.Данилевский и другие.

В начале XX века в России этой теории уделяли внимание Н.А.Бердяев, П.И.Новгородцев, В.С.Соловьев, С.Л.Франк  и другие.

Второе рождение идея гражданского общества получила в посткоммунистическое развитие стран Восточной Европы. Многие западные ученые, такие как Дж. Мигдал, П. Левис, Р. Саква. Э. Геллнер, Ф. Шмиттер, А. Селигман, Р. Патнем высказали свои взгляды на эти события многочисленными трудами по проблемам гражданского общества.

По множеству работ  юристов, политологов, философов, посвященных этой теме, можно говорить об интересе к изучению гражданского общества и его институтов, о возрождении его в России.

В русском языка термин «гражданское общество», по мнению многих ученых, является не совсем удачным. В.Е. Чиркин, например, утверждает, что понятие гражданского общества отсутствует во многих конституциях мира, в частности и в действующей Конституции РФ, но необходимо отметить, что разработки и принятия ее этот вопрос рассматривался и даже был выделен специальный раздел «Гражданское общество».

Различают два смысла понятия «гражданское общество»: теоретический  и практический.

Гражданское общество - это  наибольшим образом, социально-экономическая  и личная сфера жизнедеятельности  людей, которые реально складываются отношения между ними; т.е. свободное демократическое правовое цивилизованное общество.

Таким образом, сущность идеи гражданского общества состоит  в том, что главным действующим  лицом гражданского общества признается человек. Именно человек как личность, т.е. индивид, который имеет определенную обусловленную систему потребностей, интересов и ценностей. Именно это превращает человека в главного участника общественного развития. Гражданское общество базируется на определенных принципах, т.е. основных началах, руководящих идеях, которые пронизывающие всю его сущность. И здесь уместно привести принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом» - ведущий принцип гражданского общества.

Но использовать указанный  демократический принцип надо осторожно, т.к. он является необходимым условием созидания и функционирования гражданского общества. В литературе, кроме перечисленных, выделяются следующие наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества это безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; правовое государство; политический и идеологический плюрализм, свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; партнерство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и другие.

Информация о работе Функции государства