Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства» Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что за работу

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5

2.1. Политический режим 5
2.2. Форма правления 10
2.3. Территориальное устройство 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 25

Файлы: 1 файл

ф г 3.docx

— 48.32 Кб (Скачать файл)

       Политический  режим  тоталитарного   типа  таким  преимуществом   не  обладает.   Для  него  характерно  насильственное  навязывание   населению  общественных  порядков,  чьи  модели  разработаны   на  основе  единой  идеологии.  Господство  этих  порядков  достигается   посредством  монопольного  тоталитарного   контроля  над  политикой,  экономикой,  культурой  и  бытом.  Идеологическое  и  организационное  единство  обеспечивается  политическим  господством  Партии,  возглавляемой  Вождем.   Она  подчиняет  себе  государство.  В  ее  руках  находятся  средства  массовой  информации,  печать.  В  методах  управления  преобладает  политическое  и  физическое  насилие,  полицейский  и  жандармский  террор. 

       Подобные  свойства,  казалось  бы,  исключают    возможность   ненасильственной    смены   тоталитарной  власти.  Однако,  как  показал  опыт  Чехословакии,  Венгрии,  во многом  Польши  и,  быть  может,  СССР,  тоталитарный  политический  режим способен  к самоизменениям   с постепенным и относительно  мирным  переходом к посттоталитарному,  а затем,  по-видимому,  и к демократическому.  Во  всяком  случае  такого  рода  переход успешно осуществлен в Испании,  Греции,  Чили,  отказавшихся  от  фашистских  режимов и выбравших демократический путь  развития. 

       Политический  режим  авторитарного   типа  -  третий  его вид,  зафиксированный  современной   теорией  государства.  Он  является  промежуточным  между  тоталитарным  и  демократическим  режимами,    переходным  от  одного  к  другому.  При этом  переход может осуществляться  как в сторону демократии,  так и в сторону тоталитаризма.

       Переходный,  промежуточный  характер  авторитарного  режима  определяет  «размытость»,  нечеткость  многих  его  свойств.  В  нем   можно  наблюдать  черты   и  тоталитаризма,  и  демократии.  Главная  его  особенность   состоит  в  том,  что   государственная  власть  не  имеет тоталитарного  характера   и  не  достигает  полного   контроля  над  всеми  сферами  экономической,  политической  и  культурной  жизни.  В  нем  нет  единой  государственной  обязательной  для  всех  идеологии,  которая  заменяется  идеологическими  конструкциями  типа  теории  национального  интереса,  идеями  патриотизма и  т.п.  Управление  осуществляется  не  столь  жесткими,  как  при  тоталитарном  режиме,  средствами.  Массовый  террор  отсутствует.

       Авторитарные  политические  режимы  появляются на  авансцене  истории   тогда,   когда  власти  намерены  приступить  к  коренным  реформам  общественного  строя  и   осуществить  «революцию  сверху»  (например,   переход  в   Испании  от  фашистского   строя  к  демократическому  в  последний  период  правления   каудильо  Франко,   начатая   в  СССР  в  1985 г.  перестройка   происходили  в  условиях  авторитарных  режимов).

       Следует  иметь  в  виду,  что  классификация  политических  режимов  в  теории  государства   рассматривает  именно  их  типы,  которых  в  чистом  виде  в  реальной  истории   не  существует.

       Политический  режим  как   элемент  формы  государства   обусловливает   и  остальные   характеристики  государственного  устройства,  в  первую  очередь  влияя на  форму правления. 

2.2. Форма  правления

       Форма  правления  -  организация   верховной  государственной   власти  и  порядок  ее  образования.  Характер  формы   правления  в конечном  счете зависит от  типа  общества.  В обществах,  не  связанных экономическими  узами обмена  и вынужденных   объединяться  посредством  централизованной  государственной  власти,  естественной  формой  правления  представляется  монархия.  Там,  где  форма  правления  не  сопряжена  с  иерархической  системой  феодальной  собственности  на  землю  и  ее  верховным  собственником  в  лице  самого  монарха,  она  принимает  вид  деспотии.  Для  обществ, основанных  на  обменных  отношениях  между  свободными,  политически  равными  субъектами - собственниками,  характерна  республиканская  форма  правления. 

       Форма  правления  обусловливается   также  конкретной  расстановкой  социально - политических сил   и  результатами  борьбы  между   ними  ( действие  этого  фактора  особенно  ярко  проявляется  в  революционные  периоды,  доказательством  чего  может  быть  падение  монархических  режимов   в  результате  Великой  французской  революции 1789 г.  или  Февральской  революции  1917 г. в России);  историческими  особенностями  отдельных  стран  (  вне  исторического  контекста  невозможно  объяснить  существование  в  современной  Великобритании  парламентской  монархии);  особенностями  культуры  народа,  аккумулирующей  исторический  и  политический  опыт,  обычаи  и  навыки  жизни  в  условиях  того  или  иного  государства  (например,  трудности,  которые  встречает  на  своем  пути  становление  демократической  формы  правления  в  России  во  многом  могут  быть  объяснены  спецификой  ее  общей  и  политической  культуры);  влиянием  в  стране  политических  процессов,  в  том  числе  военных  (смена  форм  правления  в  ряде  восточно - европейских стран в результате  Второй  мировой  войны  имело  своей  предпосылкой  присутствие  в  этом  регионе  Красной  армии).

       Политический  режим,  будучи  самообусловлен  теми  же  социальными факторами,  влияет  на  форму правления более  опосредствованно,  определяет  те  ее  меняющиеся  черты,  которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями  в государстве.

       Это  объясняет, почему   невозможен  прямой  перенос   политической  формы,  исторически   возникшей  в  одной  стране,  в  другие  страны,  хотя  вполне  возможно  использование   мирового  и  частного  опыта   отдельных  народов  с   его  последующей  адаптацией  к  конкретно - историческим  условиям  того  или  иного   государства.

       Теория  государства,  фиксируя  в  его  истории  реально возникавшие формы правления,  выработала  несколько их  классификаций.  Наиболее  распространенная  из  них -   это   деление форм  государства по  числу правящих  лиц.   Если  власть  принадлежит одному  -  монархия,  если  многим  -  аристократия,  если  всем  -  демократия,  или республика.  Существование такой классификации отмечено  еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном,  Мегабизом  и Дарием  о том,  какую форму правления следует установить  в Персии  после убийства  Лже-Смердиса /3,стр.11/.  Также и критика этого деления имеет достаточно  давнюю  историю,  восходя к Платону и Аристотелю.  Первый  из  них  различал  формы  правления  в  зависимости  от  преобладания  в  государстве  трех  добродетелей:  мудрости,  мужества  и  умеренности,  второй  -  в  зависимости  от  соотношения  правильных  или  искаженных  видов  правления,   объявляя  правильными  те,  в  которых  личный  интерес  правителей,  кто  бы  они  ни  были,  подчинен  общему  интересу  государства,  и,  наоборот,   искаженными - те,  в  которых  преобладает  личный  интерес /10,стр.186/.

       Существовали  и  другие  классификации.  Монтескье,  например,  обращал   внимание  на  различные  принципы - силы,  которые,  по  его   мнению,  движут  государственную   жизнь.  Он  полагал,  что   добродетель  воплощается   в  демократии  (республике),  умеренность  -  в  аристократии,  честь  -  в  монархии,  страх  -  в  деспотии /7,стр.160-162/.

       Как  бы  то  ни  было,  зафиксированное   Геродотом  деление  форм  правления  дошло  до  наших   дней.  Фишеровский  словарь права называет  его классическим.  Правда  среднее звено геродотовской  триады  -  аристократическая форма -  было  утрачено  в ходе  развития  государственности,  а стало быть,  и   в отражающей  это развитие  теории.  В результате  сегодня идет  речь  о различении  монархии  и республики,  хотя  отдельные элементы  аристократической формы правления существуют  и до  сих пор (например,  палата  лордов  в английском  парламенте).

       Монархия  как  форма  правления   отличается  следующими  признаками: 

  1. существование  единоличного  носителя  верховной  власти , - монарха (фараона,  короля,  царя,  императора,  великого  князя,  шаха,  эмира и  т.п.),  который,  как  правило,  пользуется  этой  властью  пожизненно;
  2. наследственным  порядком  преемственности  верховной  власти,  регулируемым  законом  о  престолонаследии  или  обычаем;
  3. тем,   что  монарх  представляет  государство  по  собственному  праву,  которое  не  производно  от  власти  народа  (чаще  всего  подчеркивается  божественное  происхождение  монарха,  благодаря  чему  царь  становится  помазанником  Божьим,   иногда  получает  корону  из  рук  Папы  Римского и т.п.);
  4. отсутствием  юридической  ответственности  монарха  как  главы  государства.

       Эти  признаки  в  своей   идеальной  совокупности   встречаются   достаточно  редко.  В  Византии,  например,  где  из  109  царствовавших   императоров  74  были  убиты,  во  всех  74  случаях  престол   переходил  к  цареубийце  не  по  наследству,  а  по  праву  захвата.  И  при   коронации  императора  Цхимисхия  патриарх Полуевкт  провозгласил  даже  новый догмат:  таинство  помазания на  царство смывает все грехи,  в том числе    и грех  цареубийства.  Римские легионеры назначали и смещали императоров.  Как свидетельствуют историки,  арагонские  феодалы возводили на  престол королей по  формуле: «Мы,  которые стоим столько же,  сколько и Вы,  и которые можем больше,  чем можете  Вы,  мы  назначаем Вас нашим королем и сеньором  при  том  условии,  что Вы  будете  соблюдать наши  привилегии.  А если  нет,  -  нет».  Реальная  история оказывается весьма  далекой от  идеальных моделей теоретиков /13,стр.77/.

       История  государственности   была  по  существу  историей  монархий,  и  в  ходе  ее  эта  форма  правления   существенно  видоизменялась.  Вот  почему  первым  основанием  классификации  монархий  является  их  разделение  по  тем  историческим  эпохам,  в  которых  они   существовали  и  существуют.  В  историческом  разрезе   монархии  подразделяются  на  восточно - деспотические,  основанные  на  азиатском способе производства;  античные  (рабовладельческие),  в число которых входят  рабовладельческие государства,  выросшие  на  основе  классической  древности ( например,  монархия  рабовладельческого  Рима);  феодальные,  к  которым  относятся  раннефеодальные,  отличавшиеся  большой  степенью  децентрализованности,   сословно - представительные,  в которых власть  монарха была  ограничена  тем или иным  сословно - территориальным представительством  (во  Франции -  Генеральными  штатами,  в Англии - парламентом,  в Испании - кортесами и т.п.),  и абсолютные   (абсолютизм,  самодержавие),  в которых власть  полностью принадлежит одному  лицу  и складываются  такие государственные институты,  как наемная армия (в России  ее  не  было),  чиновничество,  королевская  казна  с  системой  податей  и  т.д.;  буржуазные,  в  которых  власть  короля  ограничивается  конституцией  и  парламентом  и  которые  подразделяются   на  дуалистические,  когда  монарх  сохраняет  всю  полноту  исполнительной  власти  (в  частности,  назначает  министров,  ответственных  перед  ним),  и  парламентарные,  когда  монарх  как  глава  исполнительной  власти  ограничен  в  правах  и,  в  частности,  назначаемые  им  министры  зависят  от  вотума  доверия  парламента  (например,  Великобритания,  Швеция).

       Республика  как  форма  правления   отличается  следующими  признаками:

  1. выборностью  органов  государственной  власти  на  определенный  срок  и  их  коллегиальным  характером;
  2. наличием   выборного  на  определенный  срок  главы  государства; 
  3. производным  характером  государственной  власти,  которая  пользуется  властными  полномочиями  не  по  собственному  праву,  а  по  поручению  суверенного  народа;
  4. юридической  ответственностью  главы  государства.

       По  историческим  периодам  своего  существования  республики  классифицируются  на  античные  (государства - полисы  -  Афины,  Рим  и  т.д.);  средневековые  (феодальные),  к   числу  которых  относятся   торгово - промышленные  республики  в Италии  (Венеция,  Флоренция),  Нидерландах,  России  (Новгородская,  Псковская);  буржуазные,  когда республиканская форма правления достигает своего  расцвета,  становясь способом  политической  организации гражданского  общества.

       Республиканская  форма  правления   появляется  там,  где  речь  идет  о  политическом  объединении   свободных  граждан,  являющихся  самостоятельными  субъектами  хозяйственной   и  общественной  жизни.

       Особенности  устройства  верховной   власти  тоталитарного  государства   не  охватываются  ни  понятием  монархии,  ни  понятием  республики,  эти  признаки  дают  основание  для  выделения  третьего  вида  формы  правления  -  формы  правления  тоталитарного  государства.

       Форма  правления  тоталитарного   государства  обычно  является  извращенной  формой  республики  и  отличается  следующими  признаками:

  1. наличием  правящей  партии,  составляющей  ядро  политической  системы  и  играющей  руководящую  роль  в  управлении  всеми  государственными  и  общественными  делами  страны;
  2. совпадением  вождя  партии  и  главы  государства  в  одном  лице,  стремящихся  к  пожизненному  сохранению  своих  политических  постов  (в  некоторых  странах  с  тоталитарной  формой  правления  даже  намечалась тенденция  наследственной  передачи  власти,  например,  в   КНДР  и   СРР );
  3. наделением  главы  государства  диктаторскими  полномочиями;
  4. формальным  характером  партийных  и  государственных  выборов;
  5. повышенной  ролью  партийной  и  государственной  бюрократии,  решающей  все  конкретные  дела  общественной  и  государственной  жизни;
  6. отсутствием  юридической  ответственности  главы  государства  и  партии /16,стр.81-87/.

Информация о работе Формы государства