Формирование и порядок работы парламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 00:49, контрольная работа

Описание работы

Традиционно существуют две разновидности парламентов: двухпа-латные и однопалатные. Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии в то время, как нижняя обеспечивала представительство широких слоев населения, чем и объясняется более демократичный характер ее деятельности.
Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируется посредством прямых выборов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА, ЕГО СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1 Формирование палат парламента 6
2. ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ, ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА 10
2.1. Порядок работы парламента 15
2.2. Внутренняя организация парламента 16
3 .ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СТАДИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, КОМИТЕТЫ. ПРОМУЛЬГАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
АКТОВ 20
3.1. Промульгация и издание закона 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

К.Р.по конст.праву заруб. стран.docx

— 48.98 Кб (Скачать файл)

Во многих палатах создаются бюро палаты, советы палаты или советы старейшин. Такое бюро не орган по руководству заседанием. Бюро или совет старейшин обычно состоит из председателя палаты, его заместителей, председателей постоянных комиссий, представителей партийных фракций. На заседаниях совета решаются в основном организационные вопросы.

В парламентах часто избирается несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, кулуарах, буфете парламента, а также подсчет голосов при открытом голосовании.

В некоторых испано-язычных странах в Португалии создаются особые органы – постоянные депутации из избранных представителей обеих палат. Они между сессиями осуществляют некоторые полномочия парламента и отчитываются об этом на ближайшем заседании палат.

Кроме того, парламент создает различные органы, которые не входят в его структуры, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся органы, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой и хозяйственной деятельностью (счетные палаты, контрольные палаты и др), парламентские комиссары – уполномоченные по правам человека, по правам национальных меньшинств, по охране окружающей среды и др.

Аппарат парламента включает три вида органов и лиц: Вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий – библиотека, секретариат и др.; консультанты парламента, обычно работающие в исследовательских службах; личные помощники парламентариев, их референты, секретари.

Общее руководство парламентом в большинстве стран осуществляют председатели палат, в США избранные, а в Великобритании пожизненно назначенные монархом клерки палат.

В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают вознаграждение из казны. Размер такого вознаграждения периодически изменяется. В некоторых странах размер вознаграждения делится на две части; вторую часть депутат может получать в зависимости от посещения им заседаний парламента, постоянных комиссий, от активности в работе.

3 .Законодательный процесс: стадии, законодательная инициатива, комитеты. Промульгация законодательных актов

        Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества занимает  более половины времени работы  парламента. Он состоит из нескольких  стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, многих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативными парламентами.

Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предложить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно составить текст и послать его, например, в национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента. Право законодательной инициативы не означает, что парламент должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту. Законопроекты остальных лиц не порождают никаких юридических последствий.

Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство, группы депутатов определенной (обычно значительной) численности (в некоторых странах - несколько десятков человек), отдельные депутаты (в Египте и Польше - один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения (Федеральный верховный суд, генеральный прокурор - в Бразилии). В развитых капиталистических странах около 90% всех законопроектов вносит правительство. Во многих развивающихся странах депутаты годами не вносят ни одного законопроекта.

Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может выносить только правительство. Инициатива пересмотра конституции в отдельных странах должна исходить от главы государства. В Италии, США и некоторых других странах законопроекты могут быть внесены в любую палату, финансовые законопроекты в ряде стран вносят только в нижнюю палату.

Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не комиссии) называется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре), но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть замена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшествовать комитетская стадия - обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее - доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В некоторых странах при обсуждении бюджета, особенно при существенных разногласиях с правительством, применяются четыре чтения.

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном - передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Иногда председатель палаты (спикер) после оглашения заголовка проекта сам передает его в комиссию. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.

Второе чтение происходит с докладом автора проекта (представителя правительства, иного органа, депутата) и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и вместе ставит их на голосование). В странах англосаксонского права спикер, используя свои большие полномочия, нередко применяет прием "кенгуру" - по своему выбору ставит на голосование одни поправки, игнорируя другие. Для ограничения времени прений используется также прием "гильотина" - заранее назначается время прекращения прений, и те, кто уже записался, но не получил слова, лишаются возможности выступить. "Предварительный вопрос" о прекращении дискуссии голосуется без обсуждения. В разных странах для выступления в нижней палате предоставляется от 10 до 40 минут. Нельзя выступать дважды. В верхней палате регламент для выступлений, как правило, отсутствует.

Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту, не связан фракционной (партийной) дисциплиной. В США обсуждение часто носит именно такой характер, во многих других странах свободное обсуждение проводится только по специальному постановлению парламента (по требованию определенного числа депутатов, хотя отнюдь не большинства). К свободному обсуждению в современных парламентах прибегают весьма редко. В Великобритании за последние три десятилетия оно имело место всего несколько раз. Так же обстоит дело в Израиле и многих странах. Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо. Решение об этом принимается на фракции заранее, как и решение о принципиальном отношении к проекту. Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении. При системе фракционного принуждения члены фракции обязаны выступать и голосовать по решению партийного руководства.

В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.

Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голосов состава каждой палаты, в Израиле - большинство присутствующих (без кворума), В Румынии - большинством присутствующих (при кворуме более половины), на Украине - более чем половиной конституционного состава однопалатного парламента.

Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, путем разделения (выхода в разные двери), аккламацией (криком), в ответственных случаях используется поименное голосование. В некоторых странах возможно голосование по доверенности за отсутствующего депутата. Если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достигнуто путем консенсуса (Индонезия, Испания). Голосование в парламенте может быть фракционным (солидарным) или свободным. 7

Поскольку законопроект становится законом, только если принят в одинаковом тексте в обеих палатах (при двухпалатном парламенте), после принятия в одной палате в другую (нередко, как отмечалось, законопроект обсуждается параллельно в обеих палатах, но многие конституции требуют, чтобы он был принят сначала в нижней палате). Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты). Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат.

При разногласии палат применяется несколько способов их преодоления: 1) правило "челнока": проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте; 2) создание согласительной комиссии из равного числа представителей обеих палат; 3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило, 2/3 голосов от общей численности палаты. В некоторых странах (например, в Испании, Польше) достаточно простого большинства списочного состава палаты. В Великобритании вето верхней палаты может быть преодолено на другой сессии парламента, т.е. практически через год.

Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов. Законопроект о бюджете вносится только исполнительной властью (президентом, правительством), поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невозможны, сроки обсуждения проекта ограничены (в Великобритании - 26 дней, во Франции - 40). Если бюджет не будет принят в установленный срок, правительство может временно ввести в действие проект бюджета или продлить бюджет прошлого года (осуществлять финансирование по показателям прошлого года). Финансовые законопроекты всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам верхняя палата права вето не имеет. Как отмечалось, государственная казна - прерогатива нижней палаты, олицетворение народное представительство.

3.1. Промульгация и издание  закона

          После принятия закона парламентом  наступает стадия промульгации  закона главой государства. Промульгация  включает несколько элементов. Это  удостоверение закона и того  факта, что он принят по должной  процедуре, подписание закона, распоряжение  о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право  не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в  силу. О способах преодоления  вето главы государства - введения  закона в действие без его  подписи - будет сказано ниже. 8

Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой общий срок, конкретный закон может изменить тот порядок, установив для данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг регулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс), обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный срок всегда необходим для того, чтобы население имело возможность ознакомиться с законом, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если законы вступают в силу с момента их подписания.

 

Заключение

         Парламент в свете теории разделения  властей - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во время античности - это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением Республики. Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия - в Xlll веке королевская власть в соответствии с великой хартией вольности (1215 г) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.

Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. В современных парламентах практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из структурных подразделений палат, именуемом комитетом, который и выносит его на решение палаты.

Для реализации своих функций парламент наделяется Конституцией полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию.

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Иностранное конституционное право/ под ред. В. В. Маклакова. М. 1997
    2. Конституции государств Европейского Союза/ под общ. Ред. Л. А. Окунькова. М. 1997
    3. Козлова А. Е. Конституционное право М. 1997
    4. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М. 1996
    5. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М. Манускрипт - Юрайт. 1998
    6. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М. 1997 с. 212
    7. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М. 2002 с. 264
    8. Чудаков М. Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. МН “Харвест”, 1998
    9. Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран (курс лекций) М. 2000.

Информация о работе Формирование и порядок работы парламента