Форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле исследование этой темы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах, особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период. Целью моей работы является всестороннее изучение принципа разделения властей в организации аппарата современного государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I. Возникновение и развитие разделения властей…………………………………………………………………………………….4
Зарождение института разделения властей…………………………………………………………………..4
Возникновение и развитие теории разделения властей……………...5

Глава II. Три ветви власти, как единый механизм государственной власти…………………………………………………………………………..8
Законодательная власть и её органы…………………………………...8
Исполнительная власть: система и функции…………………………15
Судебная власть: система и функции…………………………………21

Глава III. Разделение властей в Российской федерации………………..23
Президент………………………………………………………………..23
Федеральное собрание………………………………………………….24
Правительство…………………………………………………………...25
Судебная власть…………………………………………………………26

Глава IV. Система сдержек и противовесов………………………………28

Заключение……………………………………………………………………29

Список литературы…………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Redaktsia_6-ya_i_poslednyaya.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Президент обладает целым  рядом полномочий, которые сформулированы в конституции или ином нормативном акте. Хотя, эти полномочия сформулированы однотипно в президентской, полупрезидентской, парламентской республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления. Здесь приводятся только сформулированные полномочия президента:

Полномочия по представительству  государства вовне и внутри страны;

Полномочия в отношении парламента и осуществлении им законодательной власти;

Полномочия по формированию других высших органов государства;

В сфере нормотворческой  деятельности президент издает нормативные  акты, отменяет акты органов исполнительной власти;

Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций;

Полномочия по распоряжению вооруженными силами (является, как  правило, верховным главнокомандующим):

Как высшее должностное  лицо президент назначает государственных  служащих определенного ранга;

Полномочия в сфере правового статуса личности.

Конституции предусматривают  обязанности президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается  любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве  акционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение за научную, художественную и литературную деятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии, другие продолжают свою партийную деятельность. Нередко президент может покидать страну только с разрешения парламента.

В отличие от монарха  президент несет ответственность  за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

Таким образом, исполнительная власть представляет собой жестко структуированную систему с вертикальным подчинением,  осуществляющую повседневную работу по управлению государством, наделенную правом осуществления нормотворческой деятельности – принятия подзаконных нормативно-правовых актов, и в той или иной степени контролируемую представителями судебной и законодательной власти.   

 

  1. Судебная власть

 

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление  правосудия от имени государства, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону». В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что «судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель».

«Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти  определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.»10 Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные суды».

В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных  трибуналов и других судов. Конституция  США в связи с этим устанавливает, что «судебная власть Соединенных  Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом»11 (ст.3, разд 1).

Однако, несмотря на особенности  структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много  сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.

Так, например, в конституционных  актах подавляющего большинства  современных государств в той  или иной форме провозглашается  принцип независимости судей, самостоятельности  судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В ст. 126 Конституции КНР, в частности, отмечается: «Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют    правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций, и отдельных лиц»12.

В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то и было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что «судебное разбирательство является открытым», «преимущественно устным, особенно по уголовным делам»13 (ст. 120)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш. Разделение властей в Российской Федерации

 

     Принцип разделения властей появился в России сравнительно недавно, только с принятием конституции 1993 года. До 1993 года основным принципом организации и деятельности государства был демократический централизм. «Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма».14 Советский режим, который был до этого, отвергал концепцию разделения властей, как выражающую интересы буржуазии. Однако по отношению к разделению властей как конституционному принципу, существовало несколько более сбалансированное отношение. Основоположники научного социализма видели в буржуазном государстве и его устройстве некое подобие капиталистического предприятия. Соответственно Ф. Энгельс определял и роль этого принципа, который «есть не что иное, как прозаическое деловое разделение труда, применённое к государственному механизму в целях упрощения и контроля».15 Поскольку же советское государство квалифицировалось как в корне отличное от буржуазного, как высший тип государства, то соответственно разделение властей в данном случае объявлялось непригодным. Впрочем, можно отметить, что уже в послесталинский период начали появляться работы, в которых отвергалось разделение властей в силу его классовой природы, но признавалось функциональное значение этого принципа. Даже допускалось его ограниченное использование «самой передовой наукой» в целях функционального разделения власти между различными звеньями государственного механизма. Но несмотря на всё это, принцип разделения власти был признан одним из основополагающих принципов организации нашего государства только в конце 20 века.

    

  1. Президент

    

«Президент Российской Федерации – является верховным  представителем государства, на которого возложены задачи, связанные с  гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства, главой которого он является, за, надежность и устойчивость государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, он отвечает и за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга.» 16 Президент должен управлять самой властью, заставлять ее совокупно использовать самую широкую палитру средств на основе строгого разделения функции. Он организатор работы власти, должен влиять на органы власти, но не командовать ими.

Сильный Президент не должен быть лишь «представителем нации», «олицетворением единства государства» - т.е. символической фигурой, подписывающей  не им разработанные решения. Ему  должны принадлежать кадровая, законодательная  инициатива. Слабая власть – причина серьёзных потрясений и негативных последствий для всего государства. Фигура сильного главы государства на фоне возможных слабых коалиций и неустойчивых правительств может явиться гарантом государственной стабильности, но при необходимых сдержках и противовесах.

Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он не только выводится за рамки трех властей, но и ставится над ними, что присуще, главным образом, для весьма далеких от демократии форм правления. Он не назван главой исполнительной власти, но объем его полномочий свидетельствует, о его фактическом верховенстве в этой сфере. В его статусе закреплены чрезвычайные единоличные полномочия: как решения об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации, по представлению Президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и председателей Центрального Банка РФ, Генерального прокурора и других.   

 

  1. Федеральное собрание

 

Высшим представительным и законодательным органом власти является Федеральное Собрание РФ, состоящие из двух палат. Государственной  Думы и Совета Федерации. К основным положениям Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) относятся; назначение на должность судей конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда: назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора; отрешение Президента от должности. К ведению же Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, направляются на подпись к Президенту: однако, законодательный процесс, установленный в Конституции, имеет ряд недостатков, если вето Совета Федерации Государственная Дума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть очень сложно, т.к. закон не действует, пока он не подписан Президентом и не опубликован. Закон, с которым Президент не согласен, может быть им не подписан неограниченное количество времени, поскольку за неисполнение обязанностей подписать закон в течение семи дней (после преодоления Президентского вето) не предусмотрено никаких санкций со стороны других государственных органов. На самом деле, за подобное действия Президента единственно возможными санкциями являются реакция средств массовой информации, уменьшение статуса личности в глазах общества и т.д. но это не всегда способно заставить Президента соблюдать Конституцию. Безусловно, эту проблему необходимо решить, что и пытаются сделать различные государственные органы, например, ни кого не удивит статья в газете: «Совет Федерации направил в Конституционный Суд запрос о толковании части 3 статьи 107 Конституции РФ. В частности, судьями Конституционного Суда придется объяснить, может ли Президент вернуть на рассмотрение в Парламенте те законы, по которым вето главы государства обе палаты успешно преодолены и которые Президент обязан в семидневный срок подписать и направить для опубликования».17  Одним из действенных рычагов системы «сдержек и противовесов» должна являться процедура импичмента (отрешения от должности), но и в ныне действующей Конституции и этот институт имеет недостатки. «По Конституции РФ 1993 года отрешение Президента от должности становится практически невозможным. Нужно получить заключение Верховного Суда, Конституционного Суда, а также по две трети голосов в каждой палате Федерального Собрания (ст. 93). Причем две трети голосов в Совете Федерации собрать практически невозможно, ибо половина его членов подчинены Президенту как работники органов исполнительной власти субъектов Федерации».18

«Искусственное разграничение  полномочий двух палат Федерального Собрания приводит к утрате целостности  единого органа государственной, представительной власти. Некоторые важнейшие вопросы  решает немногочисленный Совет Федерации (102 ст.), половина депутатских мест в котором отведены «сослуживцам» Президента по исполнительной линии: например, вопрос об утверждении указа о чрезвычайном положении или назначении по предложению Президентом Генерального Прокурора. Об опасной декларативности Парламента свидетельствует и то, что Совет Федерации свои решения по конституционным законопроектам должен принимать большинством, в три четверти голосов (ст. 108).19

 

  1. Правительство

 

«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст. 110 Конституции РФ. Председатель правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципов сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и Федеральных министров.     

Правительство РФ обладает широкими положениями по осуществлению  внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет положения Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной, экономической  политики. Осуществляет меры по обороне  страны и защите прав населения. 

Механизм парламентской  ответственности правительства  описан в Конституции в общих  чертах, поэтому необходимо, на мой  взгляд, его детализация в специальном  законодательстве. Совершенно ясно, что  институт ответственности – «обоюдоострое оружие», его может использовать как Дума, отказывая в доверии Правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Многие считают, что  исполнительная власть является доминирующей в системе «сдержек и противовесов» России нужна сильная исполнительная власть. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно четко. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. 

 

  1. Судебная власть

 

Отношение судебной власти с законодательной и, особенно исполнительной властью не является образцом системы «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит следующие положения; «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118). Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120)».20   На самом деле, судьи не столь независимы как того требует теория разделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти. Порядок назначения судей большинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнения независимость суда, а тем более представленный характер судебной власти. Хотя, надо заметить, что сейчас введен институт принятия заседателей, призванный гарантировать независимость судов, однако действенность этого института последнее время, нередко ставится под сомнение в научной литературе.

Информация о работе Форма правления