Форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле исследование этой темы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах, особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период. Целью моей работы является всестороннее изучение принципа разделения властей в организации аппарата современного государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I. Возникновение и развитие разделения властей…………………………………………………………………………………….4
Зарождение института разделения властей…………………………………………………………………..4
Возникновение и развитие теории разделения властей……………...5

Глава II. Три ветви власти, как единый механизм государственной власти…………………………………………………………………………..8
Законодательная власть и её органы…………………………………...8
Исполнительная власть: система и функции…………………………15
Судебная власть: система и функции…………………………………21

Глава III. Разделение властей в Российской федерации………………..23
Президент………………………………………………………………..23
Федеральное собрание………………………………………………….24
Правительство…………………………………………………………...25
Судебная власть…………………………………………………………26

Глава IV. Система сдержек и противовесов………………………………28

Заключение……………………………………………………………………29

Список литературы…………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Redaktsia_6-ya_i_poslednyaya.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение в  системе «сдержек и противовесов»  имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль. Все осознают полезность этого органа; «Конституционный Суд призван быть высшим органом судебной власти по защите конституционного строя России. Он мог разрешать вопросы по спорным действиям органов государственной власти, имеющим конституционное значение, являясь окончательным арбитром в споре между ветвями власти, он эффективно оказывал бы правовое воздействие на политику, не уходя от нее, но исходя из правосознания людей».21   Автор этого высказывания отмечает также, что печальное отсутствие в Конституции 1993 года норм о том, что решение Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, об особой роли Конституционного Суда в приведении к присяге Президента и многом другом. С другой стороны, некоторые говорят о том, что новый Конституционный Суд (действующий на основе Конституции 1993 года и федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ) стал менее политизированным органом, более демократичным (за счет ослабления фигуры Председателя Конституционного Суда), что делает его более действенным и независимым, нежели предыдущие Конституционные Суды (1991 и 1994 года).

Несмотря на некоторые  недостатки закона «О Конституционном  Суде, мы не можем умалять роль этого  органа в системе «сдержек и противовесов»; Конституция Российской Федерации 1993 года наделяет Конституционный Суд такими полномочиями, как разрешение спросов о конституции между различными государственными органами, разрешение споров о соответствии Конституции важнейших нормативных актов государственных органов, внесение заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Принцип разделения властей  в сегодняшней России признан, конституционно закреплён и в той или иной мере применяется в построении    и функционировании государственных институтов. Однако необходимый для его полной реализации механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти и поставить эффективный заслон на пути к   узурпации власти, ещё находиться в начальной стадии формирования. Его создание – одна из важных гарантий демократического развития России.

 

Система сдержек и  противовесов.

 

Система сдержек и  противовесов - разделение компетенции между органами государственной власти, которое позволяет им взаимно контролировать друг друга. Система сдержек и противовесов производна от принципа разделения властей; это способ его реализации. Каждый  государственный орган,  осуществляющий  одну  из  трех   функций   государственной   власти, взаимодействует  с другими государственными   органами,   при   этом    контролируя  и  ограничивая  их.

Подробней хотелось бы рассмотреть  систему сдержек и противовесов на примере Российской Федерации.

Законодательная   власть   возложена   на    Федеральное    Собрание; исполнительную  власть  осуществляет  Правительство  РФ;   судебная   власть осуществляется Конституционным,  Верховным,  Высшим  Арбитражным  и  другими судами РФ. Президент РФ является главой  государства,  гарантом  Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни  к  одной ветви  власти  и,  согласно  ч.2  ст.  80   Конституции   РФ,   обеспечивает согласованное  функционирование  и  взаимодействие  органов  государственной власти.

Государственная Дума принимает  законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания.

К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право  Президента при определенных условиях распустить Государственную Думу.

Со своей стороны  Федеральное собрание при определенных условиях и с соблюдением установленной  процедуры может отстранить Президента от власти.

Назначение Председателя Правительства – прерогатива  Президента, но Государственная Дума может дать или не дать на это согласие.

       Конституционный,  Верховный  и  Высший  Арбитражный   Суды   Российской Федерации имеют право законодательной  инициативы  по  вопросам  их  ведения (ст.  104  Конституции РФ).  Эти  суды   в   пределах   своей компетенции рассматривают   конкретные   дела,   сторонами   которых   являются   другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения  властей  на федеральном  уровне   особое   место   принадлежит   Конституционному   Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях,  закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии  Конституции федеральных законов,  нормативных  актов  Президента,  палат  Федерального  Собрания   и Правительства Российской Федерации, разрешение споров  о  компетенции между федеральными органами государственной власти,  толкование  Конституции  (ст.125).

      Таким  образом, система сдержек и  противовесов позволяет различным  ветвям власти  контролировать  и сдерживать друг друга, что  в свою очередь обеспечивает слаженное функционирование всех трёх ветвей власти и не позволяет какой либо из этих ветвей занять доминирующее положение.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В своей работе я хотел  рассказать, что представляет собой  концепция и конституционно-правовой принцип разделения властей, каким образом этот принцип реализуется в практике различных государств мира и на примере Российской Федерации.

Заканчивая работу над данной темой, можно сделать следующие выводы:

Чтобы построить наиболее эффективный механизм в своей стране, необходимо знать, что уже накоплено в данной области в других государствах, каков этот строительный материал и какова та технология, которая уже используется в мировом опыте.

Принцип разделения властей не есть некая панацея или волшебная палочка, спасающая от всех бед. Его действенность зависит от многих исторических слагаемых и  совершенно очевидно и подтверждено всем мировым опытом, что построение и функционирование демократического механизма власти без применения принципа разделения властей невозможны.

Принцип разделения властей  означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль.

Разделение властей  основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации / 12 декабря 1993г.;
  2. Конституция РСФСР / 1978 г.
  3. Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49.
  4. Алехин А.П.. Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1997
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: «Новый юрист», 1998
  6. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вести моек. ун-та. Сер.11 Право. 1992. - №4
  7. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» /2002 г.
  8. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.
  9. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. г. 1985.
  10. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  11. Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России»
  12. Сперанский М.М. «Проекты и записки». М., 1989.
  13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. 1998
  14. Чиркин В. Е. «Конституционное право зарубежных стран»// М.: «Юристъ», 1997г
  15. Энтин Л. М. «Разделение властей: опыт современных государств». М. 1995

1 Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.

2  Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: 1995. с. 289.

3 Сперанский М.М. «Проекты и записки». М., 1989. С. 15.

4 Конституция Японии 1947 г., ст. 41

5 Энтин Л. М.  «Разделение властей: опыт современных государств». М. 1995 с. 32.

6 Энтин Л. М. «Разделение властей: опыт современных государств». М. 1995 с. 54.

7  В.В. Лазарев "Общая теория государства и права" 2002 г. с. 127.

8 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г. с. 275.

9 Энтин Л. М. «Разделение властей: опыт современных государств». М. 1995 с. 96.

10 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997г. с. 309.

11 Конституция США 1787

12 Конституции КНР 1982 г.

13 Конституция Испании 1994 г.

14 Конституция РСФСР 1978 г.

15 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.5. с. 215.

16 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» Москва: «Юрист»; 1994 г. с. 107.

17 «Независимая газета», 10.12.1995 г.

18 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» Москва; «Юрист»; 1994. с. 113.

19 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» Москва; «Юрист»; 1994. с. 124.

20 Конституция РФ: М.; «Юридическая литература»; 1993 с. 38-39.

21 Румянцев О. Г. «Основы конституционного строя России» с. 72.




Информация о работе Форма правления