Форма Государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Серьезное
влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его
исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные
особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы
государства определяет также характер
взаимоотношений государства и его органов с негосударственными
организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и
другими организациями).

Содержание работы

1. Понятие формы государства,
ее структура
2. Форма правления :
2.1 монархия
2.2 республика
2.3 их виды,
тенденции развития

3. Государственное устройство
:
3.1 Унитаризм
3.2 Федерация
3.3
Конфедерация
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Формы государственного усройства.docx

— 97.69 Кб (Скачать файл)

правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по

конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию  и др.

Президентская

республика -   одна из

разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с

парламентаризмом соединяет  в руках президента полномочия главы  государства и

главы правительства.

       Наиболее

характерные черты президентской  республики :

 

 

 

                       

-    внепарламентский  метод

избрания президента и  фор-

 

                              мирования правительства;

 

                       

-    ответственность  правительства

перед президентом, а не

 

                           

перед парламентом;

 

                       

-    более широкие, чем в

парламентарной республике,

 

                           

полномочия главы государства.

       Классической

президентской республикой  являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с

конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко

определено, что законодательная  власть принадлежит парламенту, исполнительная -

президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается

 

населением страны путем  косвенного голосования

(выборов)   -   через  коллегию выборщиков. Количество  выборщиков должно

соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе).

Правительство формируется  победившим на выборах президентом, из лиц

принадлежащих к его партии.

 

       Президентская

форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции

президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается  кандидат,

получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента

установлен в России в 1991 году.

 

       Характерным

для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что

президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и

участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия).

Президент наделяется и другими  важными полномочиями : как правило, он имеет

право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет

чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко

представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

 

        В  цивилизованных странах президентскую

республику отличает сильная  исполнительная власть, наравне с  которой по

принципу разделения властей  нормально функционируют законодательная и судебная

власти. Эффективно действующий  механизм издержек и противовесов, существующих в

современных президентских  республиках, способствует возможности  гармоничного

функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной

власти.

 

       В странах

Латинской Америки часто  встречаются “суперпрезиде-нтские республики”. Эта форма

правления   -   практически  независимая, слабо контролируемая законодательной и

судебной властью. Это  особый конгломерат традиционной формы  с полудиктаторским

управлением.

 

       В современном

цивилизованном обществе принципиальных разли-чий между формами не существует.

Их сближают общие задачи и цели.

  Понятие формы правления  и

государственного режима

 

       

 

      Определение  формы правления  ..   Под формой правления мы понимаем

систему   формирования   и 

взаимоотношений   главы   государства, высших    органов  

законодательной   и   исполнительной власти. Форма правления

исторически   складывается   в 

процессе борьбы и   взаимодействия   социальных 

и политических сил соот-

 

ветствующего общества.

 

     Форма

правления   имеет основополагающее

значение для изучения конституционно-правового 

регулирования   организации   и функционирования государства.    Это 

не просто   теоретическая

абстрактная категория науки,   как,

скажем, суверенитет или  народовластие, а тот ключ,   с помощью которого мы

только и можем разобраться  в смысле   той 

или   иной   системы 

органов   государственной  власти,

установленной конституцией соответствующе-

 

го государства.

 

     При

аграрном   строе   значение 

формы   правления сводилось  лишь к

определению того,   каким  образом   замещается 

должность главы государства   - в

порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма   и

перехода   к   индустриальному  строю, сопровождавшегося

ослаблением власти монархов,   появле-

 

нием и укреплением  народного представительства,   формы правления стали

обогащаться:   наибольшую значимость приобрело не то,

наследственный или выборный глава государства в стране,   а то, как

организуются отношения  между

главой государства, парламентом, правительством,   как взаимно  уравновешиваются

их полномочия, - словом,   как устроено разделение властей. И  сегодня

при анализе формы правления 

конкретного   государства   нас 

прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая

разновидность республики или  монархии здесь установлена.

      Классификация  форм правления  ..   Как мы видели порядком замещения

должности   главы государства  определяются

две основные формы правления - монархия и республика.   Разновидности  же   их

определяются соотношением   полномочий

законодательной и исполнительной власти, 

распределенных   между   главой 

государства, парламентом  и правительством в конкретной стране, и

вытекающим отсюда порядком их формирования.

 

     Монархия была

характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах

существовали республики.   Переход   к индустриальному  строю нередко

сопровождался ликвидацией  монархии, поскольку монарх сам был  крупнейшим

феодалом,   и установлением

республиканской формы правления.   Однако

в ряде высоко-

 

развитых стран монархия 

сохранилась   до   настоящего 

времени. Примечательно, что  монархия подчас восстанавливается  в

отдельных странах после более или менее длительного периода   республиканского

правления.   Например, 

в   Испании   монархия 

пала в 1931 г., а в 1947 г. фашистский диктатор Ф.Франко объявил о ее

 

восстановлении, однако 

реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора  в

1975 г., причем в 1978 г.  активно защитил становящуюся  демократию от попытки

фашистского путча.

 

     Более того,   ныне 

подчас   не всегда мы можем  с легкостью

определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем

дело. Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой

монархии,   а другая часть - республики. Глава

государства в Федерации - выборный,   но

избирается монархами  субъекта федерации 

из   своей   среды 

на   пятилетний срок. Похожая   ситуация 

и   в   Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим  элементы и

монархии (глава   государства   должен быть монархом),   и 

республики (однако он избирается на срок).Такую форму правления обычно

называют   выборной   монархией. 

В данной связи   стоит   лишний 

раз   вспомнить   о том, 

что любая классификация  в той или иной мере условна.

 

2.3 Виды форм

правления и их различия

Итак, рассмотрим первую часть  структуры формы государства -

форму правления.

 

Под формой правления понимается организация власти

характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит  власть

в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому

определению стоит добавить порядок образования органов  государства и порядок их

взаимодействия с населением.

 

Формы правления различаются  в зависимости от того,

принадлежит ли верховная  власть в государстве одному лицу,которое одновременно

является символом государства, или же она осуществляется при  помощи различных

демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.

). В связи с этим  все государства по форме правления  делятся на монархии и

республики.

 

Отличительным признаком  монархии является то, что верховная

власть полностью или  частично сосредоточена в руках  единоличного главы

государства - монарха ( фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.). В

большинстве случаев эта власть наследственная.

 

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем

Мире, ( Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период

рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта  форма нашла в

Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях

феодализмом она послужила  крепким цементом для строительства  государства.

Примером могут служить  все европейские государства  ( Англия, Франция, Польша, и

др. ). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия

как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные

изменения ( Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная

монархия в России в XVII веке, и т.д. ). В наше время на Земле существует

несколько государств, сохранивших  монархическую форму правления, причем не

только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

 

Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и

ограниченную. Как можно  было заметить из сказанного выше, первая характерна в

основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового

и Новейшего времени.

 

В абсолютной монархии вся  власть сосредоточена в руках

единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных  органов

имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его  особа

священна, а решения общеобязательны.

 

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа

представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного  тем или иным

количеством полномочий.

 

Исполнительная власть сосредоточена  либо непосредственно

монарха, либо она принадлежит  правительству, которое им контролируется. Впрочем

иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства  и

национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.

Информация о работе Форма Государственного устройства