Форма государственного правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Темой данной курсовой работы является "Форма государственного правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 2
1.Форма государственного правления: понятие и разновидность
1.1. Понятие формы правления……………………………………………. 6
1.2. Основные разновидности формы правления……………………….... 7
1.2.1. Монархия……………………………………………………………….. 9
1.2.2. Республика……………………………………………………………… 13
2. Нетипичные формы правления………………………………………….. 17
3. Особенности формы правления Российского государства на современном этапе………………………………………………………..
21
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список использованной литературы………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Маша Степанова.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.

Приведенные в предыдущей главе критерии для различения форм правления и сегодня сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: '"чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Тому есть несколько причин. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти - и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы правления.

Во-вторых, "чистые" формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. 06 этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Для парламентарной же республики характерна нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

В-третьих, возникновение смешанных, "гибридных" форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии – государстве, наиболее упорно сопротивляющемся идеям конституционализма) приняты конституции. Однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха, ибо даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) является лишь консультативным учреждением.

Наконец, изменения в форме правления связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи с королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха21.

  1. Особенности формы правления Российского государства на современном этапе

 

Форма правления за всю историю Российского государства прошла сложный путь развития, и его итоги поучительны и в первом десятилетии нового века. По-прежнему актуальны вопросы, касающиеся формы правления: она является непосредственным выразителем и содержанием государственно-политической жизни общества, не функционирует обособленно, а оказывает непосредственное влияние на такой элемент формы государства, как политический режим. Рассматривать эволюцию российской формы правления – значит изучать ее содержание, структуру и полномочия высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношения между собой, а также степень участия населения в формировании этих органов.

Российское государство ХХ столетия в целом можно охарактеризовать как находящееся в непрерывном процессе переходности. Поэтому создание современной и эффективной формы государства и процедур функционирования властных институтов, которые могли бы фактически отражать и регулировать интересы граждан. В ст. 1 Конституции РФ Россия определяется как государство с республиканской формой правления, однако разновидность республики при этом не уточняется, что и вызывает наличие различных мнений по этому вопросу.22 В теории государства и права в первую очередь выделяют парламентские, президентские и смешанные республики. Основные признаки парламентской республики (избираемость главы государства парламентом, номинальность его функции, формирование правительства парламентом, подотчетность парламенту), не соответствуют принципам организации высших государственных органов в России, поэтому ее нельзя отнести к парламентской республике. Президентская республика предполагает под собой то, что президент является главой государства и главой правительства. Но согласно ст. 80 Конституции РФ, президент является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, то есть не относится ни к какой ветви государственной власти23. Значит приемлемым для определения формы правления России остается только смешанный вариант. Смешанную форму правления принято разделять на полупрезидентскую и полупарламентскую, которые отличаются друг от друга различным уровнем приближенности либо к президентской, либо к парламентской форме24. Чтобы определить, к какой же из разновидности относится Россия необходимо рассмотреть правой статус президента во взаимоотношениях с другими высшими органами государственной власти, а также характер данных взаимоотношений. Полупрезидентская республика характеризуется сочетание основных черт двух типов республиканской формы правления, а также новых, малоизученных черт, которые не присущи ни одному из типов республики. В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В некоторых государствах всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается, отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае основной закон может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству. При полупрезидентской форме правления президент, являясь главой государства, избирается населением напрямую. Парламент избирается также населением, наряду с главой государства; здесь действует премьер-министр, который непосредственно руководит правительством. Само же правительство не назначается, а только формируется президентом из представителей большинства парламента. Это является главным отличием от президентской формы правления. Современную Россию и ряд других государств сложно отнести к одному из известных видов республик, поэтому в этих случаях возникает по существу новая форма республики: полупрезиденсткая, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда и с такими чертами, которые не были присущи ни президентской, ни парламентской республики. Но говоря все-таки о России, многие авторы считают, что ей присуща полупрезидентская форма республики25. В Конституции РФ указано, что Президент принимает или отклоняет подачу в отставку Правительством, либо может на основе своего решения отправить Правительство в отставку. Президент назначает весь кабинет министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, и, в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, президент имеет право распустить Государственную Думу. В том числе Государственная Дума может быть распущена в случае выражения вотума недоверия в адрес Правительства. Это не говорит о том, что президент в любом из случаев будет распускать Государственная Думу, он может согласиться с ней и отправить в отставку правительство. В свою очередь согласно с Конституцией, Государственная Дума не может быть распущена Президентом в следующих случаях26:

1) в течение года после  избрания Государственной Думы;

2) с момента выдвижения  Государственной Думой обвинения  против Президента до принятия  соответствующего решения Советом  Федерации;

3) в период действия  на территории РФ военного  положения;

4) в период действия  на территории РФ чрезвычайного  положения;

5) в течение шести месяцев  до окончания срока полномочий  Президента; что дает ей больший  простор для отстаивания своих  интересов. Также некоторое улучшение  положения парламента в вопросе  взаимоотношений с исполнительной  властью произвели поправки к  Конституции РФ от 30.12.2008 г., по  которым Правительство РФ должно  ежегодно отчитываться в результатах  своей деятельности перед Государственной  Думой, в том числе и по поставленным  ею вопросам27. Исходя из всего этого, можно сделать вывод о двойной ответственности Правительства перед парламентом и Президентом. Но все же в России Правительство служит лишь инструментом президентской власти и всецело зависит от нее, а не от расклада сил в парламенте.

Кроме того, несмотря на формальную отдаленность от исполнительной ветви власти, под подчинением президента находятся одни из важнейших органов правительства, такие как Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и т.д. Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и  внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства. Таким образом, сопоставляя основные характерные черты полупрезидентской республики28:

    1. выборность президента;
    2. существование поста главы правительства;
    3. исполнительная власть осуществляется президентом и правительством совместно, т.е. Президент осуществляет общее руководство Правительством, а глава правительства непосредственно руководит им;
    4. Правительство несет двойную ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом. Парламент может выразить недоверие правительству, но отправить его в отставку может только президент, с фактическим положением дел, получается, что в современной России в качестве формы правления установлена полупрезидентская республика. Именно данная форма республиканского правления наиболее типична и приемлема для большинства стран, переживших в прошлом единовластные формы правления.

На мой взгляд, современная модель формы правления в Российской Федерации находится на стадии развития, что подразумевает возможные изменения в будущем. Полупрезидентская форма правления является наиболее оптимальной для современного российского государства. Эта модель позволяет взаимодействовать президенту и законодательному органу в вопросах формирования правительства и учитывать взаимные интересы. В России, как всегда во все периоды ее истории, большую роль играет личность главы государства. Но Конституция Российской Федерации в действительности не содержит никаких чрезвычайно исключительных полномочий Президента, выходящих далеко за пределы традиционных полномочий главы государства и способна обеспечивать его успешное функционирование и развитие в выбранной форме правления.

 

 

Заключение

Итак, форма государственного правления – это структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Организация верховной государственной власти осуществляется в двух основных формах — монархической или республиканской. Внутри названных форм существуют различные их модификации, которые условно можно объединить в три группы: единоличные, групповые (коллективные) и народные (массовые). В обозримом историческом периоде существовали практически все известные политической науке формы и типы власти, но наиболее представлены монархическая, аристократическая и демократическая (со всеми присущими каждой форме противоположностями). Иными словами, социальное управление при глобальном рассмотрении эволюционировало от индивидуальных, единоличных форм правления через групповые к массовым, что в определенной степени соответствует трем типам социального характера и основным типам культур: от духовно-волевой сферы через интеллектуально-рациональную к чувственно-сенсорной.

Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что она является полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления. В России (пока что без изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.

Некоторым исследователям  остается непонятна форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» не является исчерпывающим, считают они. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из этих исследователей склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие — президентской или полупрезидентской республики.

Информация о работе Форма государственного правления