Форма государства: понятие и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение понятие формы государства и её элементов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уяснить сущность понятия «форма государства», рассмотреть основные подходы к определению формы государства;
- определить факторы, влияющие на форму государства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………………….…с.2
РАЗДЕЛ 1. Понятие и элементы формы государства
1.1 Сущность понятия «форма государства», основные подходы к определению......…..с.4
1.2 Основные элементы формы государства....................……….………….............…....с.6
1.3 Факторы, влияющие на форму государства................................…………….…….…с.8
РАЗДЕЛ 2. Характеристика основных элементов формы государства
2.1 Форма правления.....................................................................…………………....….с.10
2.2 Форма государственного устройства.....................................................................…с.14
2.3 Политический режим..................................................................………………….....с.20
РАЗДЕЛ 3. Форма российского государства
3.1 Форма правления в России.......................................................................................с.25
3.2 Форма государственного устройства России.............................................................с.26
3.3 Политический режим Российского государства........................................................с.27
Заключение…………………………………………………………………..........................с.29
Список использованных источников литературы………………………………….…........с.30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на те (1).docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

     Природа современной  российской федеративной государственности  состоит в том, что она зиждется  на конституционно-договорном, добровольном  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов РФ.

     Многовековая  история России, её полиэтничность, экономико-географические различия  не могли не отразиться на  характере современной российской  федеративной государственности.  Это не могло не найти отражения в Основном Законе нашего государства.

     Так, ч.1 ст. 5 Конституции РФ провозглашает  равноправие всех её субъектов.  Ч. 1 ст. 65 Конституции РФ начинается  следующими словами: «В составе  Российской Федерации находятся  субъекты Российской Федерации...»,  а далее в алфавитном порядке  перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального  значения, автономная область и  автономные округа32. Такое расположение даёт основания считать, что субъекты РФ подразделяются на различные типы. Если бы вопрос стоял только в их наименованиях, то по этому формальному признаку следовало бы перечислить все субъекты РФ в алфавитном порядке. Хотя такое деление в чистом виде не зафиксировано, о нём можно говорить исходя из содержания и построения статьи 66 Конституции РФ.  В частности, в ч.5 ст. 66 говорится о том, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом»33. Доказательством тезиса о делении субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными типами нормативных правовых актов: статус Республики – Конституцией РФ и Конституцией Республики, статус других субъектов федерации – Конституцией РФ и Уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

     Практика политического  развития российского государства  такова, что рассматривает политические  системы национальных республик  субъектов РФ как политические  системы с индивидуальными особенностями.  Нынешние республики в составе  Российской Федерации – это  субъекты с огромным политическим  потенциалом. Главным критерием, позволяющий существовать фактически и выделять теоретически республиканские политические системы, является национально-территориальный принцип, заложенный в основание политико-территориального устройства РФ.

    1. Политический режим Российского государства

     Cложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно отнести в чистом виде к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии34. У нас построены основы правовой государственности; создаются устои гражданского общества, власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; существует система разделения властей в государстве (хотя с определённым перекосом полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека; реально действует политическая оппозиция; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности. В то же время власть ещё больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие ещё при социализме, не разрешены до сих пор. Идёт очень жёсткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Несколько ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счёт общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из под контроля государственной власти. Но неоднозначность сегодняшней ситуации затрудняет процессы демократизации в России и создаёт условия для усиления в стране авторитаризма. Таким образом, политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Нужно отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения социальных ресурсов.

     Итак, говоря  о политическом режиме современной  России, нужно отметить переходность  его состояния, когда вектор  нового политического развития  определён, но полностью он  ещё не состоялся. Но идеал  политического развития заявлен, это – демократия и правовое государство.

 

    

    

    

 

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Категория форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства, формы политического режима. Целью данной работы было дать определение форме государства как одной из важнейших категорий науки теории государства и права, а также всесторонне  рассмотреть каждый из этих трёх элементов, выделить общее и особенное, найти соответствия между различными элементами формы государства, систематизировать  и обобщить многообразные факты современной политической жизни.

     Современная концепция организации государственной власти, заключающаяся в единстве трёх элементов – правления, государственного устройства и политического режима, отражает всю полноту  представлений по этой проблеме в современной теории государства и права.

    Ответить же на вопрос: «Какое государственное устройство является  абсолютно идеальным для всех народов и во все времена?», вряд ли возможно даже изучив все формы государства. По всей видимости, наилучшим государственным устройством будет то, которое при данных конкретных обстоятельствах обеспечит всем своим гражданам наибольший комфорт, не ущемляя при этом их свободу и достоинство.

     Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведёт к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Для устранения этих и других негативных проявлений создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов постепенно утрачиваются различия между монархией и республикой.

     Нельзя считать,  что и в нашей стране всё  решено и выбран оптимальный  путь развития государственного  устройства. Построение правового  государства, как оказалось –  весьма непростой путь для  нашей страны. В связи с этим  считаю, что современная теория  государства и права как наука  должна предложить более глубокое  и обоснованное понимание формы  государства, наметить более реальный  прогноз развития её отдельных элементов, учитывая исторические традиции, национальную психологию и другие факторы, что может помочь избежать серьёзных политических конфликтов и социальных потрясений в обществе.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 30.12.2008) // Российская газета, 25 декабря 1993 г. – 137 ст.

Учебная и научная литература:

  1. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: учебник. –СПб., 2007. – 576 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. – М., 2008. – 420 с.
  3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть/Избранные произведения. – М., 2006. – 240 с.
  4. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. – М., 2007. – 837 с.
  5. Иванов И.С. Страны мира: краткий политико-экономический справочник. – М., 2008. – 424 с.
  6. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. – М., 2008. – 357 с.
  7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Хрестоматия в двух томах. Т.1. – М.: Юристъ, 2006. – 604 с.
  8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Высшее образование, 2007. – 528 с.
  9. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения о духе законов. – М., 2008. – 382 с.
  10. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2008. – 414 с.
  11. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории государства и права. – М., 2007. – 710 с.
  12. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. – М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2007. – 528 с.
  13. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник. – М.: Высшее образование, 2010. – 632 с.
  14. Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. – М., 2007. – 480 с.
  15. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 2007. – 240 с.
  16. Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. – М.: Закон и право, 2007. – 597 с.
  17. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М., 2009. – 760 с.
  18. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для студентов юридических ВУЗов и факультетов. – М.: Юристъ, 2008. – 512 с.
  19. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. –М., 2007. – 420 с.
  20. Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб., 2007. – 560 с.

1 Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: учебник. – СПб., 2007. – С.214

2 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения о духе законов. – М.,2008 . –С.64-66

3 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть/Избранные произведения. – М., 2006. – С.22

4 Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории государства и права – М., 2007. – С.593-621

5 Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: Юристъ, 2008. – С.176

6Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб., 2007 – С.198-204

7Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. – М., 2007. – С.62

8 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Новый юрист 2009. – С.79

9 Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2008. – С. 75

10 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Хрестоматия в двух томах. Т.1.– М.: Юристъ, 2006. – С. 90.

11 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: учебное пособие – М.: Новый Юрист, 2007. – С. 64

12 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.:Высшее образование, 2007. – С. 185.

13 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. – М., 2009. – С. 4-11

14 Решетников Ф.М. Указ. соч. С. 42-44

15 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 81

16 Страны мира: краткий политико-экономический справочник / под ред. И.С. Иванова. – М., 2008. – С. 24-32

17 Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. – М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2007. – С. 253-256

18 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 83-84

19 Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. – М., 2007. – С. 731-742

20 Марченко М.Н. Указ. соч. – С.194

21 Протасов В.Н. Указ. соч. С. 69

22 Иванов И.С. Указ. соч. С. 92-97

23 Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. – М., 2008. – С. 38–52

24 См.: Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. – М., 2007. – С. 52-53

25 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Указ. соч. С. 113-114

26 См.: Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник. – М.:Высшее образование, 2010. – С.292

27 Оксамытный В.В. Указ. соч. С.272

28 См.: Марченко М.Н. Указ. соч. С. 224-228

29 Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. – М.: Закон и право, 2007. – С.116

30 Венгеров А.Б. Указ. соч. С.318

31 Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 30.12.2008) // Российская газета, 25 декабря 1993 г. – ч.4 с. 118

32 См.: Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 30.12.2008) // Российская газета, 25 декабря 1993 г. – ч.1 ст.5, ч.1 ст. 65

33 См.: Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 30.12.2008) // Российская газета, 25 декабря 1993 г. – ч.5, ст.66

34 См.: Пиголкин А.С. Указ. соч.  С.314

 


Информация о работе Форма государства: понятие и элементы