Форма государства: понятие и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение понятие формы государства и её элементов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уяснить сущность понятия «форма государства», рассмотреть основные подходы к определению формы государства;
- определить факторы, влияющие на форму государства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………………….…с.2
РАЗДЕЛ 1. Понятие и элементы формы государства
1.1 Сущность понятия «форма государства», основные подходы к определению......…..с.4
1.2 Основные элементы формы государства....................……….………….............…....с.6
1.3 Факторы, влияющие на форму государства................................…………….…….…с.8
РАЗДЕЛ 2. Характеристика основных элементов формы государства
2.1 Форма правления.....................................................................…………………....….с.10
2.2 Форма государственного устройства.....................................................................…с.14
2.3 Политический режим..................................................................………………….....с.20
РАЗДЕЛ 3. Форма российского государства
3.1 Форма правления в России.......................................................................................с.25
3.2 Форма государственного устройства России.............................................................с.26
3.3 Политический режим Российского государства........................................................с.27
Заключение…………………………………………………………………..........................с.29
Список использованных источников литературы………………………………….…........с.30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на те (1).docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

     Конфедерацию можно рассматривать как особую форму государственного устройства. В её основе лежат общие с федерацией принципы организации, например принципы совмещения воли субъектов федерации и конфедерации с волей образуемого ими целого, автономии воли субъектов федерации и конфедерации, возможность центральной власти федерации и конфедерации иметь связь с населением. Кроме того, близость государственного устройства федерации и конфедерации может быть обоснована исторически. Так, США в период 1776—1789 гг. представляли собой конфедерацию, из которой потом возникло единое федеративное государство.

     2.3 Политический режим

     Содержание политического режима, как я уже обозначил в первом разделе, достаточно широко. Его образуют множество общественных отношений. Так, в понятие политического режима включаются следующие признаки (общественные отношения): степень участия народа в формирования политической власти, соотношение прав и свобод человека с правами государства, гарантированность прав и свобод личности, степень реализации политической власти непосредственно народом, положение средств массовой информации и реальная гласность в обществе, стимулирующий или ограничивающий характер правового регулирования деятельности граждан и должностных лиц, методы осуществления политической власти, степень верховенства закона, принципы взаимоотношения общества и власти, реальное и юридическое положение силовых структур государства, степень политического плюрализма.

     Профессор Валерий Васильевич Лазарев полагает, что политические (государственные) режимы не возникают случайно. Они развиваются взаимосвязано и под воздействием зримых и невидимых факторов. К видимым факторам, влияющим на них, относятся экономический уклад общества, достигнутый в связи с ним уровень материальной жизни людей, уровень их культуры, форма правления и государственное устройство в обществе25.

     Оперируя этими факторами, можно определить их влияние не только на государственный режим, но и на государство, познать его сущность и предназначение, эффективность государственной власти и возможности её развития в будущем. В классификации современных государственных режимов можно выделить два направления. Первый сформировался в советское время и был основан на марксисткой типологии государств, когда каждому типу государства соответствовал определённый политический режим: рабовладельческому — деспотизм, монархизм, аристократизм, рабовладельческая демократия; феодальному — абсолютизм, просвещенный абсолютизм и т.д., капитализму — конституционный, бонапартиский, военно-полицейский, фашисткий.

     Большинство отечественных и зарубежных учёных не склонны связывать государственный режим и отдельные типы государства и дают лишь самую общую классификацию государственных режимов, подразделяя их на два вида — демократический и антидемократический. При этом допускается, что каждый из них в зависимости от конкретных исторических условий, сущностных и содержательных характеристик государства, народных обычаев и традиций может подразделяться на самые различные виды и разновидности.

     К характерным признакам демократического государственного режима можно отнести реальную подотчётность и подконтрольность органов власти народу; развитие рыночной экономики; разделение власти; политический и идеологический плюрализм, образуемый свободой слова и критикой; наличие реальной политической оппозиции; выборность и реальную сменяемость органов государственной власти, гласность в их деятельности; провозглашение, конституционное закрепление, охрану и реальный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

     История знает  разные формы демократических  режимов, различающихся по степени  участия населения в осуществлении  государственной власти. Античная демократия – политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов. Такой режим называется аристократическим (греч. аristokratia – власть лучших). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров26.

     Наибольшее  распространение в современных  условиях получил режим парламентской  демократии, основанный на передаче  власти парламенту, избираемому  всем народом на основе всеобщего,  равного избирательного права.  Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberalis – свободный), отстаивающий ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. Либеральный режим обуславливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнёров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, даёт простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в Конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

     Государственная  власть при либерализме формируется  путём выборов, исход которых  зависит не только от мнения  народа, но и от финансовых  возможностей тех или иных  партий, необходимых для проведения  избирательных кампаний. Осуществление  государственного управления производится  на основе принципа разделения  властей. Государственные решения  принимаются большинством голосов.

     В государственном  управлении используется децентрализация:  центральная власть берёт на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

     Недемократический режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, в том числе в сфере экономики; запрещением оппозиционных партий и других организаций; ограничением роли выборных государственных органов и неадекватным усилением роли исполнительных органов; сосредоточением большинства властных полномочий в руках главы государства или правительства; высокой степенью централизации исполнительной власти, когда большинство чиновников нижних инстанций являются статистами в процессе управления; упором в государственном управлении на методы принуждения.

     Можно выделить несколько разновидностей недемократического режима, например деспотический (страны Древнего Востока), при котором правитель обладает неограниченной властью, имеющей божественное обоснование, а всё государственное управление основано на безусловном подчинении ему. Но отличительным признаком этого режима является видимость легитимности, народной поддержки. От него отличают тиранический режим, при котором правитель узурпирует власть, но существует широкая оппозиция, которая подавляется жестокими репрессиями. Такой государственный режим, по мнению В.В. Оксамытного, также нелегитимен27.

     Ещё одной разновидностью недемократического режима является тоталитарный. Для него характерны господство одной идеологии, наличие сильного легитимного лидера, развитая карательная система. В рамках этого режима общественная жизнь и экономика милитаризируется, происходит тотальное принудительное вовлечение практически всего населения в различные государственные, партийные, военные или государственно-общественные организации. Происходит инфильтрация всего государственного аппарата членами правящей партии, влекущая за собой сращивание партийных и государственных организаций. Происходит либо полное обобществление собственности (жёсткая форма тоталитаризма), например Германия 1933—1945 гг., СССР, либо она частично сохраняется, но берется под контроль государства (мягкая форма тоталитаризма).

     В категорию  разновидностей недемократического  режима входит и авторитарный. Авторитарный режим имеет своим отличительным признаком концентрацию и государственной, и вообще политической власти в одних руках. Это могут быть отдельный харизматический лидер, правящая партия, группировка, хунта. Определяющий принцип такого режима — «можно все, кроме политики». От тоталитарного такой режим отличается тем, что при нём не происходит огосударствления экономики, культуры, социальной сферы. Государство не пытается вторгаться в личную жизнь граждан, существует определенный уровень автономии и хозяйствующих субъектов. Для решения отдельных вопросов власть может прибегать и к внеправовым методам, но только в крайнем случае и на короткое время. Преобладают административно-командные методы управления. Иногда в рамках этого режима существует «декоративная» оппозиция, могут формально закрепляться права и свободы личности, политический плюрализм, наличествовать местное самоуправление, отдельные элементы гражданского общества. Наличие или отсутствие последних дает основания выделять «мягкий» и «жёсткий» авторитаризм.

     Однако разделение государственных режимов на демократический и антидемократический имеет два недостатка. Во-первых, трудно согласится с тем, что отсутствие отдельных элементов демократического режима автоматически переводит существующий государственный режим в разряд антидемократического. Так, в условиях демократического режима на выборах в парламент политическая оппозиция потерпела сокрушительное поражение и исчезла возможность политически оппонировать власти. Можно ли и нужно ли назвать возникший режим антидемократическим? Можно ли, например, назвать демократическим государственный режим США, где на политической сцене представлено только две партии, политические программы обеих партий совпадают в большинстве пунктов и различия в них может найти только специалист, но не рядовой избиратель? Ведь налицо отсутствие и реальной оппозиции власти, и политического и идеологического плюрализма.

     Во-вторых, как считают многие учёные, сама идея демократического режима является противоречивой28. Прежде всего из-за того, что демократия — это не просто механическая воля большинства, а учёт интересов и меньшинства. Реализация этого принципа предполагает наличие у всех граждан умения мыслить общезначимыми и общегосударственными, что есть следствие высокой политической и правовой культуры. В отсутствие этого демократия превращается в «пустой» рынок, где предметом купли-продажи выступают волеизъявление избирателей (через политические технологии), государственные должности (через взятки), внешне и внутриполитические решения всех органов власти, отдельные политики, чиновники и т.д. «Чистый» демократический государственный режим имеет не столько практическое, сколько ценностное значение, выступает как своеобразный ориентир развития всех элементов формы современного государства и общества29.

    

 

    

 

 

 

 

    

 

    

 

 

 

    

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

    

 

 

    

 

 

  1. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

     3.1  Форма правления в России

      Как известно, современная российская Конституция была принята в 1993 году. При её подготовке отчётливо выделялись многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе, о форме правления. Суть дискуссий сводилась к проблеме: президентская или парламентская республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники этой жёсткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX веке, изменяются, происходит взаимопроникновения элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные формы». Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти30.

     Сложная обстановка  перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряжённость  обусловили тот факт, что в  РФ в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

     Во-первых, налицо  дисбаланс между законодательной  и президентской властью, существенный  перевес последней, что в какой-то  мере нарушает необходимое равновесие, устойчивость государственной власти  в целом. 

     Во-вторых, наряду  с признаками президентской республики (это, в частности,  контроль  Президента за деятельностью  Правительства), данная форма имеет  (правда, незначительные), элементы  парламентарной республики, состоящие  в том, что Парламент может  выразить недоверие Правительству,  но это не влечёт правовых  последствий: решение об отставке  Правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с Парламентом. В России нижняя палата Парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же Парламент попытается настаивать и в течение трёх месяцев вторично выразит недоверие Правительству, то тем самым поставит себя под удар: согласно Конституции, Президент вправе выбрать и отправить Правительство в отставку, либо распустить нижнюю палату Парламента (Государственную Думу)31.

     Наконец, в-третьих,  уникальность России как федерации  не может быть отражённой в  механизме государственной власти, особенно с учётом того, что  в ряде её республик также существует институт Президентства.

     Прошло двадцать лет с момента принятия Основного Закона страны, начальный период был сложным, президентская форма правления прошла серьёзные испытания, однако теперь она стабилизировалась, по существу, система президентской власти в России – уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

    1. Форма государственного устройства России

     Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, ФРГ и других государств не имели успеха, поскольку расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны.

Информация о работе Форма государства: понятие и элементы