Форма государства: понятие и элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение понятие формы государства и её элементов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уяснить сущность понятия «форма государства», рассмотреть основные подходы к определению формы государства;
- определить факторы, влияющие на форму государства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………………….…с.2
РАЗДЕЛ 1. Понятие и элементы формы государства
1.1 Сущность понятия «форма государства», основные подходы к определению......…..с.4
1.2 Основные элементы формы государства....................……….………….............…....с.6
1.3 Факторы, влияющие на форму государства................................…………….…….…с.8
РАЗДЕЛ 2. Характеристика основных элементов формы государства
2.1 Форма правления.....................................................................…………………....….с.10
2.2 Форма государственного устройства.....................................................................…с.14
2.3 Политический режим..................................................................………………….....с.20
РАЗДЕЛ 3. Форма российского государства
3.1 Форма правления в России.......................................................................................с.25
3.2 Форма государственного устройства России.............................................................с.26
3.3 Политический режим Российского государства........................................................с.27
Заключение…………………………………………………………………..........................с.29
Список использованных источников литературы………………………………….…........с.30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на те (1).docx

— 105.15 Кб (Скачать файл)

     Форма государственного устройства – это совокупность устойчивых взаимоотношений между центральными, региональными и местными органами государственной власти. Эти отношения, будучи устойчивыми, отражают степень централизации государственной власти. Именно централизация государственной власти определяет порядок формирования, компетенцию и ответственность государственных органов «по вертикали», являясь вторым формообразующим элементом устройства государственной власти. В тех государствах, где существуют органы местного самоуправления, они, как правило, не входят в систему органов государственной власти. Отношения органов местного самоуправления и государственных органов вышестоящего уровня сильно влияют на форму государственного устройства, следовательно, эти отношения являются формообразующими. Обычно выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство, каждое из которых имеет свои разновидности.

     Некоторые теоретики государства и права употребляют термины «государственно-правовой режим», «политико-правовой режим», «государственно-политический режим». Ни один из этих терминов нельзя считать объективно отражающим суть проблемы. Первый термин является внутренне противоречивым, поскольку любое государство использует не только законодательные, правовые, но и наоборот, внеправовые методы. Более того, государство может вообще творить произвол, хотя и вынуждено принимать законы, но оно может им не следовать. Иногда государство, наоборот, не может следовать принятым законам, поскольку возникает ситуация непредвиденная, не урегулированная законодательством.

     Второй термин — «политико-правовой режим» также во многом неточен. Политика представляет собой такую сферу деятельности, которую государство стремится урегулировать законами и иными нормами права, но добиться полного правового регулирования политических отношений оно не в силах. В современном постсоциалистическом, государстве любая политическая сила, получившая большинство в парламенте, способна изменить любой закон, ограничивающий её. Более того, в политике нет раз и навсегда, и не может быть установленных правил.

     Третий термин «государственно-политический режим» несёт в себе элемент тавтологии, поскольку общеизвестно, что государство есть главный элемент политической системы. Любое воздействие государственной власти на общественные отношения есть одновременно политическое воздействие.

     В связи  с этим склонен согласиться  с мнением профессора В.Н. Протасова,  который понимает политический режим в широком и узком смысле. В широком — как всю политическую атмосферу общества, определяемую взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества, в узком — как государственный режим как совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти7. Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

1.3 Факторы, влияющие на форму государства

     Форма государства  складывается под действием множества  факторов. В первую очередь, на неё влияют особенности исторического развития, традиции, политико-правовые идеи, национальный состав населения, внешние факторы.

     Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Или, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

     Один и тот же режим может быть при разных формах правления. Так, по форме правления Англия — конституционная монархия, ФРГ и Италия – парламентские республики, США и Франция — президентские республики, но политический режим в этих странах один и тот же — буржуазная демократия. Или, например, в 1930-е годы республиками официально именовались и Германия, и Франция, и Советский Союз, но государственный режим у них был разным.

     В то же время прослеживаются и такие зависимости: изменение политического режима влечёт изменение формы государства и наоборот — реорганизация государства с точки зрения формы правления и государственного устройства влечёт изменение режима функционирования государственной власти.

    Очевидно, для того, чтобы понять закономерности этих взаимосвязей, нужно не просто рассматривать соотношение формы правления, формы государственного устройства и политического режима, а принимать во внимание всю политическую ситуацию в стране, учитывать мощное влияние на политический режим институтов гражданского общества.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

     2.1 Форма правления

     В литературе нет однозначного определения понятию «форма правления» («форма правления государства», «форма государственного правления»).

     Профессор Анатолий Борисович Венгеров понимает форму правления в узком (структура и взаимоотношения высших органов государства, а именно главы государства, парламента и правительства) и в широком (способ организации и взаимоотношений органов государства между собой и их прямые и обратные связи с населением) смыслах8.

     Профессор Людмила Александровна Морозова полагает, что форма правления раскрывает три главные характеристики государства: 1) организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании; 2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; 3) компетенцию этих органов9.

     Сравнительный анализ названных подходов к определению понятия формы правления государства еще только предстоит сделать учёным-юристам. Здесь же лишь отмечу, что многие авторы разграничивают государства по форме их правления на монархии и республики.

     Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие, единодержавие. Учёные по-разному дают определение понятия этому термину. Так профессор Валерий Васильевич Лазарев считает, что монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству10. По мнению профессора Валерия Николаевича Протасова, монархия – форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу – монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т.п.), который наследует её как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия11.

     Монархические государства могут быть либо абсолютными, либо ограниченными.

     Монархия как форма правления имеет не юридическую, а религиозную природу, получает от неё легитимацию и государственный смысл. Монарх — лицо юридически безответственное, он не может быть привлечён к какой либо ответственности, не может быть отстранён от престола. В его руках сосредоточена вся полнота государственной власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, он единолично представляет государство на международной арене. Его деятельность и потребности финансируются из государственного бюджета. Он имеет право отмены приговора и помилования, право на особый церемониал, особый титул. Такую разновидность монархии принято называть абсолютной.

     Абсолютная монархия насчитывает более 4 тысяч. Лет. Она претерпевала значительные изменения, трансформируясь, приспосабливаясь к конкретным историческим условиям. В настоящее время государств с такой формой правления практически не осталось. Несмотря на то, что сейчас примерно одна шестая всех существующих государств имеет монархическую форму правления, речь идет не об абсолютной монархии, а двух её разновидностях — дуалистической и парламентарной. Однако им присущи главные признаки, свойственные любой монархии: наличие монарха, который занимает свою должность независимо от волеизъявления населения, хотя его полномочия могут быть сильно ограничены, он делит их с представительными и исполнительными органами власти государства.

     При дуалистической монархии наряду с монархом существует парламент, который осуществляет законодательную власть. Монарх не вправе вмешиваться в деятельность парламента, но сохраняет контроль над правительством. Он может единолично назначать и смещать министров и правительство. По мнению профессора Михаила Николаевича Марченко, «характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, законодательная – у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху»12. Эта форма правления существует в Марокко, Брунее, Бутане, Тонга, Иордании13.

     В парламентарной монархии власть монарха ограничена ещё существеннее. Парламент не только независим от монарха, но и назначает правительство. Политические партии, получившие большинство на выборах в парламенте, формируют правительство помимо монарха. Правительство ответственно исключительно перед парламентом. Юридически монарх вправе издавать законы, но они приобретают юридическую силу только после согласия (контрасигнации) представителя правительства либо премьер-министра. Сам монарх осуществляет церемониальные функции, иногда внешнеполитические функции. К государствам парламентарной монархии относятся: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония14.

     Между тем «не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, – о чем пишет профессор Людмила Александровна Морозова, – доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Австралия, Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель превращается, – полагает Л.А. Морозова, – в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система, – делает вывод Л.А. Морозова, – получила название системы кабинета, или министериализма»15.

     При республиканской форме правления в противовес монархии всё население участвует в формировании высших органов государственной власти, и власть в этом случае никогда не принадлежит одному лицу. Республика в переводе с латинского языка означает общественное дело. Для республиканской формы правления характерны следующие особенности:

     1) высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);

     2) ограничен срок полномочий представительных органов публичной власти;

     3) действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность органов публичной власти перед населением страны.

     Традиционно выделяют парламентарную и президентскую республиканские формы правления. Критерием выделения разновидностей республиканских форм правления является порядок формирования исполнительной власти.

     В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается населением и выполняет законодательную функцию от выборов до выборов. Он же формирует правительство, члены которого есть представители доминирующей в парламенте политической силы. Правительство ответственно только перед парламентом и может осуществлять исполнительную власть лишь до того момента, пока пользуется поддержкой парламента и населения. Правительство, как правило, возглавляет премьер-министр, который фактически выступает связующим звеном между правительством и парламентом, координируя их деятельность. При такой форме правления может быть и должность президента, который избирается парламентом и в законодательную деятельность не вмешивается: не обладает правом вето, не может отправить правительство в отставку. В основном он выполняет представительские функции, и его статус аналогичен монарху в парламентарной монархии с той лишь разницей, что он занимает должность срочно и выборно, а не пожизненно, как монарх. Такая форма правления существует в Венгрии, Германии, Индии, Италии, Польше16.

     Для президентской республики характерно чёткое отграничение законодательной и исполнительной властей друг от друга. В ней и президент, и парламент избираются населением независимо друг от друга. Президент формирует правительство, которое ответственно только перед ним. Парламент занимается законодательной работой, не может отправить в отставку правительство, но может начать процедуру отстранения президента от должности (импичмент), но только в том случае, если президент совершит уголовное преступление. К президентским республикам можно отнести США, Мексику, Финляндию.

     Профессор Виталий Васильевич Оксамытный выделяет также:

     1) суперпрезидентские республики (латиноамериканские, в которых глава государства явно доминирует в системе разделения властей и наделен широкими полномочиями, в том числе по изданию правовых актов на уровне законов; афроазиатские, которые являются, по сути, разновидностью монархических государств с авторитарным режимом власти);

     2) суперпарламентские республики (Израиль, в котором особые полномочия исполнительной власти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом);

     3) республики со смешанной формой правления, в которых сочетаются элементы президентской и парламентарной республик (Армения, Беларусь, Португалия, Украина, Франция)17.

     Профессор Людмила Александровна Морозова полагает, что «во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик». Например, в тех государствах, где президент является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, который утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несёт ответственность не только перед президентом, но и парламентом. «Смешанные республики, – пишет далее Л.А. Морозова, – устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.)». Некоторые республики, на взгляд учёного, «превращаются в «монархические». «Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР». По мнению Л.А. Морозовой, «в условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики» (Алжир, Нигерия). Она также считает, что «в настоящее время идет переосмысление  
понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархии (ОАЭ, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты»18.

Информация о работе Форма государства: понятие и элементы