Форма государства и ее составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства.
Достижение поставленной в работе цели возможно путем решения следующих задач:
1. проанализировать формы правления как составную часть формы любого государства;
2. изучить признаки и виды монархии;

Содержание работы

Введение 3
1. Форма государства и ее составляющие 5
1.1. Форма государственного правления 6
1.2.Форма государственного устройства 8
1.3. Политический режим 9
2. Монархия как форма правления 12
2.1. Признаки монархии 12
2.2. Виды монархии 14
2.3. Преимущества и недостатки монархии 18
3. Монархия в настоящее время 21
3.1. Перспективы монархии в современном мире 21
3.2. Монархическое движение в России 23
Заключение 26
Список используемых источников 28

Файлы: 1 файл

курсовая-монархия.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Факультет _______________________________________________

Кафедра _________________________________________________

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

По  дисциплине__________________________________________________________

 

Студента _____________________________________________________________________

(фамилия, имя,  отчество)

 

 

 

На тему: ______________________________________________________

           _______________________________________________________________

 

 

Автор работы:      

___________________     ___________________

           (ФИО)        (подпись)

 

Научный руководитель:     

___________________     ___________________

(ученая степень, звание, ФИО)      (подпись)

 

 

Дата сдачи:

«____»______________200__г.

 

Дата  защиты:

 «____»_____________200__г.

 

Оценка: __________________

 

 

 

 

Москва 2011 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Великий русский историк  Н.М. Карамзин писал: "Самодержавие - палладиум России"1, имея в виду храм, колыбель или хранилище Святых Даров. Один из первых русских революционеров-демократов А.И. Герцен назвал монархию "проклятием" своей родины, сравнив с библейским чудовищем Левиафаном, захватывающим все больше и больше земель. Тема монархии имеет многовековую историю. Связано это с тем, что монархия – одна из самых древних форм правления (Древние Рим, Китай, Восток). Противоречивое же отношение к ней актуально и в современном обществе.

Актуальность  проблемы исследования. В Конституции Российской Федерации, в главе 1, имеющей заголовок «Основы конституционного строя», статья 1 провозглашает Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Основы означают то главное, на чем строится все государство. Конституционный строй представляет собой систему государственного и общественного устройства. Конституция Российской Федерации была принятой принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, тем самым народ выразил согласие с такой формой государственно-политического устройства, при которой народ является единственным источником власти, с такой формой правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами.

Тем не менее, в последнее  время много говорится о восстановлении монархии в России. В сети Интернет с каждым годом появляется все больше электронных ресурсов, провозглашающих идеалы Православной Самодержавной монархии. Так же в настоящее время существуют порядка двадцати периодических изданий, посвященных деятельности российских монархистов и Российского Императорского Дома.

За последние  пятнадцать лет проблему реставрации  отечественного самодержавия неоднократно обсуждали иерархи русской православной церкви - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, священник Тимофей, иеромонах Дионисий, государственные служащие, историки, философы, юристы и общественные деятели – В.Н. Катасонов, О.А. Платонов, Ю.С. Пивоваров, М.П. Рачков и др.).

Объектом настоящей работы являются формы государственного управления, в частности монархия как одна из форм государственного правления.

Целью настоящей работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства.

Достижение поставленной в работе цели возможно путем решения  следующих задач:

  1. проанализировать формы правления как составную часть формы любого государства;
  2. изучить признаки и виды монархии;
  3. осветить современное состояние монархии в мире, и в России в частности.

1. Форма государства  и ее составляющие

Форма государства –  это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

Следует отметить, что  все три стороны (свойства) формы  государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик.

От формы государства  в значительной степени зависит  сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.2

Если категория  «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» - кто и как правит в обществе, как утроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Организационно-правовая форма институтов власти, их назначение, средства и методы, которые используются при этом, должны быть понятными обществу, соответствовать существующей политической культуре, дабы не вызвать реакции отторжения.3

1.1. Форма государственного  правления

Форма правления  характеризует способ организации  высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением.4

Эту сторону  государства определяют: 1) структура  и полномочия высших органов власти страны; 2) порядок их образования  и взаимоотношений между собой; 3) степень участия населения в  формировании этих органов и влияния  на принимаемы ими решения.

Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. И др.) Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.5

Таким образом, все государства по форме правления  подразделяются на монархии и республики. В монархии высшая власть полностью  или частично сосредотачивается  в руках единоличного главы государства - монарха. Верховная власть монарха обычно не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике все высшие органы государственной власти избираются гражданами или формируются другими органами на определённый срок. Подробнее признаки и виды монархии мы разберем позже. Сейчас остановимся подробнее на республике.

Республики  в зависимости от способа организации  высших органов государственной власти, порядка их формирования и взаимодействия между ними и с населением  подразделяются на несколько разновидностей.

Истории известны демократические республики (Древняя Греция), аристократические республики (Древний Рим), города-республики (Новгородская боярская республика - "Господин Великий Новгород"). Основными разновидностями современной республики являются президентская и парламентская республики, всё большее распространение получает смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) республика, для некоторых государств характерны суперпрезидентская и советская формы правления.6

В президентской  республике (США) главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти является президент, он избирается внепарламентским путём (прямыми или косвенными выборами), формирует правительство, которое не несёт политической ответственности перед парламентом, и не имеет права распускать парламент.

В парламентской  республике (Италия, Германия) президент  является номинальным главой государства, его роль в осуществлении государственной власти невелика, исполнительную власть возглавляет глава правительства, правительство формируется по принципу парламентского большинства и несёт политическую ответственность перед парламентом, вместе с тем в определённых случаях возможен досрочный роспуск парламента главой государства.

Существуют  и другие республиканские формы  правления. Смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) республика (Франция, Россия) сочетает черты президентской республики - избрание президента населением (или другим внепарламентским путём), формирование правительства президентом, и черты парламентской республики - организационное обособление правительства, наличие главы правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом, кроме того, для смешанной республики характерен широкий круг полномочий президента.

1.2.Форма государственного  устройства

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  устройство государства (административно-территориальное  или национально-территориальное) и  характер взаимоотношений между  его составными частями и центральной властью.7

Сегодня различают  три основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное  и конфедеративное.

Унитарное государство  – единое государственное образование. К его характерным признакам относится: на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы; в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами; в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства; существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

Унитарные государства  очень различны между собой, их можно  разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на: централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти.

Федерация –  это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением.

По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. К ним относятся: система высших органов государственной власти представлена как на федеральном, так и на региональном уровне; территория государства состоит из территории всех его субъектов; в федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Конфедерация  – форма объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления.

Отношения между  членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют не ограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства.8

1.3. Политический  режим

Политическим режимом государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Иначе говоря, политический режим отражает степень развития демократии в стране.9

Основными политическими  режимами являются демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

Демократия  – политический режим, при котором  единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно: признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.

Информация о работе Форма государства и ее составляющие