Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование федеративного устройства Германии и США в новое время.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, принципы и признаки федеративного устройства;
- рассмотреть особенности федеративного устройства США по Конституции 1787 года;
- описать особенности федеративного устройства Германской империи по Конституции 1871 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ,
ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ……………………………………………6
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА США
ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА…………………………………….13
2.1 Предпосылки, причины, исторические условия, особенности
процесса становления американского федерализма………………13
2.2 Государственное устройство США по Конституции 1787 г.
Основные тенденции развития федерализма в США………………19
ГЛАВА III ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ
ИМПЕРИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА……………………….23
3.1 Исторические условия становления федеративного устройства
Германии. Эволюция форм объединения страны в XIX веке..……23
3.2 Государственное устройство Германской империи по
Конституции 1871 г………………………………………………..…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..40

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 69.78 Кб (Скачать файл)

Пруссия осуществляла свою власть через верхнюю  палату империи. Председателем палаты был по положению канцлер империи  — прусский министр, назначаемый  по воле прусского короля. Это давало Пруссии преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении Конституции требовалось  всего 14 голосов, между тем Пруссия  была представлена в верхней палате первоначально 17 депутатами, затем  их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта, касающегося  перемен в армии и флоте, а  также налогов и сборов. Неудивительно, что депутаты мелких государств нередко  отказывались присутствовать на заседаниях бундесрата.

Депутаты  нижней палаты парламента (рейхстага) избирались сначала на три года, а с 1887 г.— на пять лет. Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая его власть была сравнительно небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, его, чуть отредактировав, утверждал бундесрат в качестве указа.

Неоднократные попытки рейхстага установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались  поражением: бундесрат и правительство  блокировали все, что носило признаки либерализма в отношениях между  законодательной и исполнительной властями. Таким образом, разделение властей на законодательную и  исполнительную в той или иной степени признавалось Бисмарком  и его окружением, но системы сдержек  и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано  вплоть до Веймарской конституции 1919 г.

Статья 20 Конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права. Бисмарк, вынужденный ввести этот институт в Конституцию, считал всеобщее голосование вредным и  опасным. Эта опасность компенсировалась установлением открытого голосования, обеспечивающего, по словам Бисмарка, наибольшее влияние людей просвещенных, благоразумие которых диктуется  стремлением к надежной охране собственности.

Введение всеобщего избирательного права было продиктовано чисто политическими или, лучше сказать, внешнеполитическими обстоятельствами: Бисмарк решил лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение воли объединенных народов; нужно было показать монархической Европе, что объединение Германии одобрено народом.

Можно сказать, что досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением верхней палаты (бундесрата), и это происходило не один раз.

Имперское правительство было представлено единственным лицом — канцлером. Кабинета министров  не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом вопросов, находились в подчинении канцлера, были практически его заместителями  по тому или иному ведомству. Подводя  основу для такой организации  верховной исполнительной власти, Бисмарк  писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести... только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием», т. е. совет (кабинет) министров [7, с.95].

Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо вопросов внутренней и внешней политики, руководства  вооруженными силами, средствами сообщения  и связи оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным  и гражданским правом, законодательством  о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, имевших преимущества перед законами областей.

Реакционная и абсолютистская по своему духу и  заложенным в нее идеям, Конституция  1871 г. была полна юридических несообразностей. Так, император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся Конституции, финансов и военного дела.

По своему социально-политическому содержанию Конституция 1871 г. была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и быстро развивающимся прусско-германским капиталом. Причем господствующее положение в Союзе продолжало оставаться, как и до принятия конституции, у помещиков и клерикалов-церковников.

В создавшейся  ситуации не могло быть и речи о  ликвидации все еще полуфеодального  землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще. Крепостничество, отступая под натиском времени, приспособлялось  — феодальные формы эксплуатации крестьянства заменялись капиталистическими, тем более что законом 1850 г. прусский крестьянин получал возможность выкупа себя и своего имущества из крепостной кабалы.

Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. Промышленная революция в Германии в целом  началась сравнительно поздно, но при  этом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических  процессов. Индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта  развитых стран, а промышленность строилась  на базе современных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Решение всех задач, стоящих перед государством, из центра практически невозможно, а в некоторых случаях и  нецелесообразно. Поэтому территория государства после достижения определенного  порога численности населения и  размеров площади делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления.

Федерация – сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Основная  отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней  высших государственных органов  – федерации в целом и субъектов  федерации. Субъектами федерации являются государства или государственные  образования.

Территория  федерации состоит из территорий субъектов федерации. Правом сецессии, т.е. одностороннего выхода они не обладают, что находит отражение в конституциях, тем самым обеспечивается единство и целостность федеративного  государства.

Другим  существенным признаком федеративного  государства является наличие общефедерального гражданства и гражданства субъекта федерации.

В зависимости  от способа возникновения и характера  учредившего федеративное государство  акта различают договорные и конституционные  федерации.

В зависимости  от степени влияния на государственное  устройство территориального и национального  факторов различают федерации, построенные  по территориальному принципу, по национальному  принципу, по национально-территориальному принципу.

В зависимости  от конституционно-правового статуса  субъекта, входящих в состав федеративного  государства, различают симметричные и асимметричные федерации.

Федеративная  форма государственного устройства имеет широкое распространение  в современном мире, чрезвычайно разнообразна и сложна, в отличие от унитарной и конфедеративной форм государственного устройства.

Развитие американского федерализма  происходило в основном в результате влияния конкретной политико-правовой практики. Основным способом изменения  содержания федеративных отношений  являлись решения судебных органов (прежде всего Верховного суда США) по конкретным делам.

Развитие американского федерализма происходило, при сохранении общей тенденции к централизму, неравномерно; в истории федеративных отношений США можно наблюдать периоды как увеличения, так и уменьшения реальных полномочий федерального правительства.

Содержание  федеративных отношений в США  изменялось под влиянием конкретной политико-правовой и социально-экономической  ситуации. Если в конце XVIII и XIX веках  основные проблемы были связаны прежде всего с разграничением компетенции  между федерацией и штатами (дуалистический федерализм), то к началу XX в. федерализм начинают интерпретировать как принцип управления социально-экономическими процессами (кооперативный и экономический федерализм).

Несмотря  на то, что многие попытки объединения  Германии, такие как Рейнский союз (1806 - 1813 гг.), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 г., были не очень удачными, ее воссоединение в единую Германскую империю все-таки состоялось. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк (1815-1898). Сам факт объединения, несмотря антидемократичность его пути, был прогрессивным, так как устранял препятствия к экономическому развитию страны.

В ходе работы была исследована конституция Германии 1871 года. Данная конституция является одним из важнейших документов Германии периода XIX века. Она объединила мелкие королевства в мощную державу, однако, большую власть в принятии государственных решений и выборе политических направлений получила Пруссия.

Для принятия конституции 1871 года необходимо было создать  благоприятные условия. Первым шагом  Отто фон Бисмарка, канцлера Пруссии, стал Датско-Прусский конфликт. Поводом  послужили разногласия по поводу королевств Шлезвиг и Гольштейн. Пруссия при помощи Австрии военным  путем добилась контроля над ними. Однако Бисмарк понимал, что Австрия  слишком сильная держава, и, чтобы  в дальнейшем поставить Пруссию  в Германской империи на первое место, он выбирает поводом для нападения  на Австрию дележ герцогств Шлезвиг  и Гольштейн. В ходе этой войны  пострадала не так Австрия, как ее союзники, которые отдали Пруссии  часть своих земель во владение. Таким образом, все необходимые  действия для создания Германской империи  были выполнены.

В 1871 г. Была принята конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию северо-германского союза, а также учла договоры с южно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций.

Главой  государства признавался император, у которого был исключительный статус. Императора мог контролировать канцлер. Основной закон закреплял принцип  контрасигнатуры - указы императора нуждались в подписи канцлера. Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем  бундесрата. Союзный совет (бундесрат) занимал второе место по объему политических полномочий после кайзера. Этот орган  имел законодательные и административные полномочия. Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе всеобщих выборов с тайной подачей голосов, находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом.

Объединение германии стало важнейшим шагом  для ее экономического и политического  развитию. Промышленная революция в  германии в целом началась сравнительно поздно, но при этом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических процессов.

Таким образом, рассмотрев особенности федеративного  устройства США и Германии в новое  время, мы сможем проследить эволюцию федерализма в истории государства  и права, использовать прошлый опыт при анализе современных историко-правовых процессов в мире.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бабун Р. В. Американский федерализм и местное самоуправление // Регион: экономика и социол. – 1994. – № 1. – С. 103–130.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 624 с.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Проф. К. И. Бытыра. – 1999. – 495 с.

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашенинниковой Н.А. проф. и Жидкова О.А.- М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 1998. – 712 с.

5. Конституции зарубежных стран: Сборник. / Сост. В.Н Дубровин.– М.: Юрлитинформ, 2003. – 321 с.

6. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Юристъ, 1999. – 592 с.

7. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2003. - 238 с.

8. Медведев Н.П. Политическая регионалистика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 176 с.

9. Органы власти штатов и местные органы управления в США / Отв. ред. Шамберг В. М. – М.: ИМЭиМО, – 1990. – 137 с.

10. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 287 с.

11. Серегин А.В., Скоков А.М. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – Ростов–н./Д, 2006. – 235 с.

12. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: Пер. с англ./ Под общ. ред., с предисл. Н.Н. Яковлева, коммент. О.Л. Степановой. – М.: Издательство «Весь мир», 2000. – 592 с.

13. Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ): Учеб. пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2000. – 344 с.

14. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2005. – 320 с.

15. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – 448 с.

Информация о работе Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г