Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование федеративного устройства Германии и США в новое время.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, принципы и признаки федеративного устройства;
- рассмотреть особенности федеративного устройства США по Конституции 1787 года;
- описать особенности федеративного устройства Германской империи по Конституции 1871 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ,
ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ……………………………………………6
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА США
ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА…………………………………….13
2.1 Предпосылки, причины, исторические условия, особенности
процесса становления американского федерализма………………13
2.2 Государственное устройство США по Конституции 1787 г.
Основные тенденции развития федерализма в США………………19
ГЛАВА III ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ
ИМПЕРИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА……………………….23
3.1 Исторические условия становления федеративного устройства
Германии. Эволюция форм объединения страны в XIX веке..……23
3.2 Государственное устройство Германской империи по
Конституции 1871 г………………………………………………..…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..40

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 69.78 Кб (Скачать файл)

Штаты не всегда были свободны от протекционистских  тенденций. То есть порой они предпринимали  попытки отойти от общей конституционной  схемы, проводя законы к выгоде своих  собственных жителей и убыткам  для соседних штатов. В 19 веке некоторые города и штаты пытались при помощи жестких налогов задушить мелких торговцев, прибывших из других городов или штатов, или установит специальный грабительский тариф для «иностранных» корпораций (то есть корпораций других штатов). Закон Вирджинии от 1866 года, например, требовал, чтобы агенты «иностранных» страховых компаний получали лицензии; компании были обязаны размещать обязательства только с помощью казначея штата. Верховный суд поддержал последний закон главным образом на том основании, что «определение политики страхования не относится к области регулирования торговли», а значит, и «междуштатной торговли», которую штатам запрещено регулировать. В более позднее время протекционистские меры находили все меньшую поддержку в судах. Они потерпели и экономический провал. Границы между американскими штатами были так же слабы.

Эти границы  не имеют особого значения и с  других точек зрения. В отличие  от Европы они никогда не являлись серьезными культурными барьерами. Границы отдельного штата (за исключением Гавайев) проведены по линейке Восточные штаты на карте в основном очерчены прямыми линиями: Вайоминг и Колорадо вообще являются прямоугольниками, четкими и правильными. Висконсин и Миннесоту, Кентукки и Огайо, Миссури и Иллинойс разделяют поля, но даже эти природные просторы не отделяют одну цивилизацию или один язык от другого. Северная Дакота и Южная Дакота являются самостоятельными штатами, но не разными культурами. Они действительно имеют различия в уголовных кодексах, законах о разводах, о деликтах, различные судебные системы и процедуры, различия в правовой культуре, по крайней мере в деталях, сохраняются во времени. Но вообще-то эти различия не слишком принципиальны и вряд ли затрагивают чьи-нибудь интересы, кроме адвокатов. В любом случае эти различия не сопровождаются различиями в экономической и социальной структурах двух Дакот.

Если  рассматривать картину в целом, то правовые различия между штатами  становятся довольно незначительными. Прежде всего все они одна страна. Законы штатов, если можно так выразиться, являются местными диалектами одного общего языка (в некоторых аспектах лишь Луизиана является исключением). Речь человека с сильным бостонским акцентом довольно непохожа на речь южанина, но тем не менее они могут без  особых проблем понять друг друга. В  юридическом плане граница с  Канадой гораздо более четкая, чем прямая линия между Северной и Южной Дакотой.

Конституция не позволяла федеральному правительству  сосредоточить все рычаги власти в единых руках. Она раздавала  власть постепенно. Федеральное правительство могло регулировать торговлю «с иностранными государствами, между отдельными штатами и индейскими племенами». Слова статьи «между отдельными штатами» означали ведение пограничной торговли между штатами. Но в начале 19 века подобный вид торговли был скорее исключением, чем правилом. В основном коммерция была местным занятием.

Кроме того, Конгресс предпринимал попытки прибрать к своим рукам даже управление торговлей внутри штатов, и Верховный суд вплоть до Нового курса рассматривал власть Конгресса весьма узко, чтобы позволить проявить штатам их «экстремизм», но достаточно узко по нынешним стандартам. Например, правительство предприняло попытку разрушить монополию так называемого Сахарного треста. Эта компания уже поглотила практически большинство более мелких компаний по производству сахара и наметила еще четыре, приобретение которых сосредоточило бы в ее руках 98% мощностей по производству сахара в стране.

Согласно  положениям акта Шермана, подобную ситуацию можно было квалифицировать как  монопольную, однако Верховный суд  занял иную позицию: Конгресс имеет  власть над «торговлей», а Сахарный трест занимался лишь производством  продукта, а отнюдь не торговлей. Естественно, что монополия производства неминуемо  перерастает в монополию торговли, однако Суд и этот факт принял к  сведению.

В настоящее  время такой буквальный подход к  прочтению Конституции полностью  отвергнут. Федеральное правительство  осуществляет практически полный контроль над экономикой страны, и наличие  правовых ограничений почти не влияет на его деятельность. В настоящее  время торговля между штатами  стала преобладающей; и как Конгресс, так и Суд свели к минимуму роль статьи о торговле между штатами  в вопросе ограничения власти федерального правительства. Начало этому  процессу было положено в 1930-х годах, и к сегодняшнему дню он продвинулся  весьма далеко.

 

2.2 Государственное устройство  США по Конституции 1787 г. Основные  тенденции развития федерализма  в США

 

Урегулирование  отношений между штатами, как субъектами федерации, с одной стороны, и центральной властью - с другой, оказалось едва ли не самым трудным делом Конституции. Развиваясь сначала как английские колонии, затем как независимые государства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел свои особенности государственного устройства, только ему присущие традиции. Неоднородны были штаты по социальному и расовому составу населения. Исторически сложилось так, что дворяне - эмигранты поселялись на юг от реки Потомак, а крестьяне и ремесленники - на север от нее.

В результате на юге возникали крупные плантаторские хозяйства, обслуживаемые руками негров - рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождались капиталистические отношения. На Севере преобладали республиканские традиции, действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Юге господствовали монархические порядки, губернатор назначался королем. Тем не менее, штаты пошли на объединение.

Необходимость подобного шага была осознана первоначально для совместной борьбы за независимость, а впоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую роль в этом процессе сыграла Конституция США 1787 года. Опираясь на принцип «дуалистического федерализма», Конституция устанавливает сферу исключительной компетенции Федерации путем перечисления вопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные вопросы были отнесены к ведению субъектов федерации. Кроме того, Конституция предусматривает ограничения полномочий Конгресса, власти штатов и отдельно рассматривает вопрос «Штаты и союзное правительство».

Из практики применения Конституции США можно  выделить:

а) сферу  совпадающих полномочий (т.е. входящих в компетенцию и федерации, и  штатов): налоги, займы, судебная система, банки и т .д.;

б) сферу, где запрещены действия и федерации, и штатов: обложение налогом экспроприированных товаров, жалование дворянских титулов, позже - рабовладение;

в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов, неодинаковых косвенных налогов, предоставление привилегий в области торговли одному штату в ущерб другому, изменение  границ штатов без их согласия, позже - ограничение применения Билля о  правах;

г) сферу, где запрещены только действия штатов: вступление в международные договоры, принятие законов, нарушающих договорные обязательства, лишение граждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнение федеральных законов.

В полномочия штатов были включены: организация  собственного правительства и все  местные дела, в том числе полиция  и суд, уголовное, гражданское и  процессуальное законодательство, торговля внутри штата и рабочее законодательство, собственные Вооруженные Силы.

Конституция разрешила правительству федерации  военное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов  мятежа и беспорядков. Таким образом  были разграничены сферы деятельности федеральных и местных органов  власти, определены сферы, где решения  федеральных органов имели приоритет над решениями магистратур.

Согласно  Конституции, решение о принятии в союз новых штатов принимает Конгресс. Главным арбитром, разрешающим любые спорные вопросы между федеральными органами власти и штатами, а также между самими субъектами федерации, Конституция определила Верховный суд. В дальнейшем единство федерации в США подверглось серьезному испытанию во время гражданской войны 1861 - 1864 гг. между рабовладельческим Югом и промышленным Севером. Но, в результате победы Севера, федеративное устройство страны было не только сохранено, но и упрочено. Решением Верховного суда в 1868 году федерация была объявлена нерасторжимым союзом, право сецессии (выхода) было отвергнуто. Так была окончательно закреплена роль принципа федерализма, как стабилизирующего фактора в жизни общества, основы единства нации, государственного устройства США.

На основе вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

Развитие американского федерализма  происходило в основном в результате влияния конкретной политико-правовой практики. Основным способом изменения  содержания федеративных отношений  являлись решения судебных органов (прежде всего Верховного суда США) по конкретным делам.

Развитие американского федерализма  происходило, при сохранении общей  тенденции к централизму, неравномерно; в истории федеративных отношений  США можно наблюдать периоды  как увеличения, так и уменьшения реальных полномочий федерального правительства.

Содержание федеративных отношений  в США изменялось под влиянием конкретной политико-правовой и социально-экономической  ситуации. Если в конце XVIII и XIX веках  основные проблемы были связаны прежде всего с разграничением компетенции  между федерацией и штатами (дуалистический федерализм), то к началу XX в. федерализм начинают интерпретировать как принцип управления социально-экономическими процессами (кооперативный и экономический федерализм).

 

ГЛАВА III ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА

 

3.1 Исторические условия становления  федеративного устройства Германии. Эволюция форм объединения страны  в XIX веке

 

Рейнский союз. К началу XIX в. Германия все еще оставалась, хотя и номинально, «Священной Римской империей германской нации», числившей в своем составе более 300 государств. Большинство из них было малоземельным и малочисленным по населению, так что путешественник менял «государства» каждый раз, когда ему меняли лошадей.

Среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, господствовавшая на обширном пространстве земель, населенных главным образом  славянами — поляками, хорватами, словенцами, чехами, а также венграми.

Все эти  государства считались находящимися в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство, неоднородное по своему составу, было в ленной зависимости  либо от князей, либо от императора. Городское  население состояло из так называемых патрицианских семей, возглавлявших  городские представительные учреждения, бюргеров и ремесленников — подмастерьев и учеников. Крестьяне были по большей  части крепостными. По сравнению  с Англией и Францией Германия находилась на более низкой ступени  экономического, социального и политического  развития.

Французская революция, «точно громовая стрела, ударила в этот хаос, называемый Германией» (Ф.Энгельс). Наполеон не оставил камня на камне от «Священной Римской империи германской нации». По словам Наполеона, эта империя вследствие многочисленных искажений, переходивших из столетия в столетие, «превратила германскую конституцию в тень ее самой... Все свидетельствовало об упадке столь сильном, что федеративная связь не доставляла никому надежного обеспечения, а для сильных была средством разногласия и раздора».

Наполеон  перекроил карту Германии: из 51 вольного города он оставил всего пять, остальные  передал десятку наиболее сильных  государств, положив начало дальнейшим территориальным переделам, произведенным  уже после поражения Франции  и отречения Наполеона (1815 г.).

Победа  над Наполеоном, в войне с которым (хотя и на вторых ролях) принимали  участие Австрия и Пруссия, дала Германии новый шанс создать единое государство, тем более вероятный, что «Священная Римская империя германской нации» была ликвидирована французским завоевателем.

Германский союз. Поражение Франции не восстановило архаической Германской империи. Вместо нее Парижским трактатом 1814 г. был образован так называемый Германский союз, состоявший из 34 государств — королевств, княжеств, герцогств и четырех вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Каждое из вошедших в Союз государств сохраняло свою независимость. Главенство в Союзе принадлежало Австрии.

Правящий  орган Германского союза —  Союзный сейм, названный «коллекцией мумий» (из-за своего состава), состоял из уполномоченных от всех германских государств (включая Австрию) и вольных городов. Сейм, как и действительный глава Союза всесильный австрийский министр Меттерних — одна из самых мрачных фигур политической реакции своего времени, заботился только о том, чтобы в Германии ничего не менялось.

Германский  союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Единственным связующим органом Союза был Союзный сейм, но уполномоченные строго придерживались инструкций своих правительств, тогда как для решения вопросов, касавшихся Германского союза, требовалось единогласие членов Сейма. Он заседал (редко) в полном составе (на так называемом пленуме — 69 голосов) или в узком (17 голосов). Все действительно важные вопросы решались, узким составом. Председательствовала в Сейме Австрия, в то время самое крупное государство Германского союза.

Информация о работе Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г