Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование федеративного устройства Германии и США в новое время.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, принципы и признаки федеративного устройства;
- рассмотреть особенности федеративного устройства США по Конституции 1787 года;
- описать особенности федеративного устройства Германской империи по Конституции 1871 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ,
ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ……………………………………………6
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА США
ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА…………………………………….13
2.1 Предпосылки, причины, исторические условия, особенности
процесса становления американского федерализма………………13
2.2 Государственное устройство США по Конституции 1787 г.
Основные тенденции развития федерализма в США………………19
ГЛАВА III ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ
ИМПЕРИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА……………………….23
3.1 Исторические условия становления федеративного устройства
Германии. Эволюция форм объединения страны в XIX веке..……23
3.2 Государственное устройство Германской империи по
Конституции 1871 г………………………………………………..…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..40

Файлы: 1 файл

Курсовой.docx

— 69.78 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ,

              ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ……………………………………………6

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА США

               ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА…………………………………….13

            2.1 Предпосылки, причины, исторические  условия, особенности

                 процесса становления американского  федерализма………………13

            2.2 Государственное устройство США по Конституции 1787 г.

                Основные тенденции развития  федерализма в США………………19

ГЛАВА III ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕРМАНСКОЙ

              ИМПЕРИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1871 ГОДА……………………….23

            3.1 Исторические условия становления  федеративного устройства

                 Германии. Эволюция форм объединения  страны в XIX веке..……23

            3.2 Государственное устройство Германской  империи по

                 Конституции 1871 г………………………………………………..…31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...…..40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  федеративного устройства государства  как нельзя актуальна в современном  мире. В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только чуть более 20 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно - их значение для современного общества неоценимо.

Из этих государств одно является всемирным банковским центром (Швейцария), 3 входят в «большую восьмерку» (США, Канада, Германия, Россия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (США, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно- территориального устройства, большинство из них возникло в 20 веке (кроме Швейцарии(1291), США(1787) и Германии (1871)). Но за свое более чем столетнее существование они уже успели заявить о себе в мире и перехватить пальмовую ветвь прогресса.

Каждая  из федераций имеет свои особенности  государственно-правового развития. Однако можно выявить и общие  черты, характерные для всех федеративных государств.

Одной отличительной, вполне очевидной особенностью американской правовой системы является тот факт, что она организована на федеральной основе. Федеральная система — это такая форма организации правительственной и правовой систем, при которой центральное общенациональное правительство распределяет власть между штатами, областями или отдельными землями, каждая из которых в определенной степени является суверенной в своих правах. В мире существует некоторое количество стран, организованных на федеральной основе. В качестве наиболее типичного примера можно привести северного соседа США — Канаду. Австралию также можно отнести к федеральной республике. То же будет верно и для Швейцарии.

Соединенные Штаты являются одним из наиболее ярких примеров стран с реальной федеративной структурой. Общенациональное правительство заседает в Вашингтоне, но правительства пятидесяти штатов, составляющих федерацию, отнюдь не являются его тенью. Каждый штат имеет свое правительство, ответственное за свое население и территорию. Внутри своих  сфер они являются вполне суверенными  — то есть имеют возможность осуществлять полный контроль.

Федерация - традиционная для Германии форма  государственного устройства. Германия как единое государство существует сравнительно недолго. В середине XIX в. на территории Германии располагались десятки независимых государств. В 1871 г. прежние независимые государства стали единым, введена федеративная форма устройства государства, которая существовала до прихода германских нацистов.

Целью данной курсовой работы является исследование федеративного устройства Германии и США в новое время.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие, принципы и признаки федеративного устройства;

- рассмотреть особенности федеративного устройства США по Конституции 1787 года;

- описать  особенности федеративного устройства  Германской империи по Конституции  1871 года.

Объектом исследования являются общественные отношения в области  федеративного устройства США и Германской империи. Предмет исследования – федеративное устройство и исторические условия его становления.

Структура курсовой работы соответствует целям работы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В процессе подготовки и  выполнения настоящей работы изучалась  учебная и специальная литература по истории государства и права зарубежных стран, анализировались конституционные нормы изучаемого периода.

При написании курсовой работы в качестве методов исследования использовались формально-юридический, изучения национальных конституций, обобщения.

 

ГЛАВА I ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ

 

Федерация (foedus (лат.) – союз) – сложное союзное  государство, части которого обладают признаками государственности.

Термины «федерация», «федеративное государство» употребляются для характеристики государства многими конституциями (Аргентины, ФРГ, Пакистана и др.). Иногда как идентичные употребляются  термины «союз» (Индия), «соединенные штаты» (Мексика, США), «федеративная  республика» (Бразилия, Германия).

В современном  мире насчитывается, по данным В.Е. Чиркина, 24 государства с федеративной формой государственного устройства, по мнению другого исследователя Ю.Ф. Мельникова таких государств - 22.

В большинстве  своем они достаточно крупные  государства, расположенные на всех материках – Австрия, ФРГ, Россия, Индия, Малайзия, Нигерия, Танзания, США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия и т.д. После второй мировой войны количество федераций  значительно возросло. В последнее  время наблюдаются процессы, как  ликвидации, так и возникновения  федеративных государств. Любая федерация  – это сложное государство, состоящее  из государств-членов или государственных  образований. Субъекты, т.е. составные  части федерации, в большей или  меньшей степени обладают признаками самостоятельного государства, одновременно и федерация – единое суверенное государство. Для субъектов федераций  характерны некоторые общие признаки. Во-первых, они имеют собственные  правительства, формируемые обычно парламентами, а иногда - президентов. Во-вторых, субъекты федераций обычно имеют право собственного законодательства. Акты их парламентов тоже обычно называют законами. В–третьих, в федеральных  конституциях всегда проводится размежевание предметов ведения полномочий федераций  и ее субъектов. В отличие от форм политической автономии, где такого размежевания по существу нет, размежевание предметов ведения в федерации имеет более детальный характер, а субъекты обладают значительными полномочиями. В–четвертых, для федераций характерно особое представительство субъектов федерации в парламенте. В двухпалатном парламенте одна их палат формируется по признаку представительства субъектов и призвана отражать и защищать их специфические интересы. Такое представительство может быть равными по численности членов палаты от каждого субъекта федерации или неравными представители субъектов федерации могут избираться прямыми или косвенными выборами, или назначаться.

В Российской Федерации два представителя  каждого субъекта занимают свои места  по должности: одни от представительного  органа государственной власти, другой – исполнительной.

Как отмечалось выше, в современных условиях субъекты федерации государственным суверенитетом  по общему представлению не обладают и права выхода из федерации не имеют. Исключениями являются конституции  федерации Сент-Кристофер и Невис, а также Эфиопии. В этих государствах окончательное решение о выходе субъекта решает общефедеральный парламент. Существует пять различных способов такого разрешения, хотя они применяются  неодинаково. В некоторых конституциях принят только один способ (Россия), в  других они комбинируются (Мексика).

Первый  способ предполагает закрепление в  конституции исключительной компетенции  федерации. Вопросы, не вошедшие в этот перечень, относятся к исключительному  ведению субъектов федерации. Конституционные  формулировки могут быть различными.

Второй  способ - установление двух исключительных сфер: предметов ведения федерации и предметов ведения субъектов федерации. Такой же порядок, но с определенными особенностями применяется в Бельгии, где согласно поправкам к конституции, принятой к исключительной компетенции федерации относятся оборона, безопасность, внешние сношения, обеспечение правопорядка в стране. В ведении субъектов федерации находятся экономическое развитие регионов, энергетика, сельское хозяйство, общественный транспорт и др., они получают для своих нужд 40 % всех бюджетных средств.

Абсолютно точно осуществить разграничение  компетенции между федерацией и  ее субъектами по двухчленной схеме  очень сложно. Они разрешаются  Конституционным Судом (Бельгия) или  Верховным Судом (США). Практика судов  неоднозначна. Верховный Суд США  создал доктрину «подразумеваемых полномочий»  федерации, которая расширят компетенцию  последней. Вместе с тем в тех  странах, где более заметны тенденции  к децентрализации и в некоторых  новых федерациях акцент делается на расширение прав субъектов федерации. В частности это проявляется  в том, что некоторые субъекты федерации имеют торговые представительства  в ряде государств мира, но все они  открываются только с разрешения министерства иностранных дел. Они  решают только вопросы частного права, на них не распространяются нормы  дипломатического и консульского права.

При третьем  способе предметы ведения распределены по трем видам компетенции: исключительная компетенция федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, исключительная компетенция субъектов.

В связи  с этим при конструировании и  теоретическом осмыслении различных  моделей федеративных государств возникает  немало практических и теоретических  проблем.

Основная  отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней  высших государственных органов  – федерации в целом и субъектов  федерации. Парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята  следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в  нее входит равное количество депутатов  вне зависимости от численности  населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.

Субъектами  федерации являются государства  или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованиями. Так, в составе США 50 штатов, ФРГ – 16 земель, Швейцарии – 23 кантона и т. д.

Территория  федерации состоит из территорий субъектов федерации. Правом сецессии, т.е. одностороннего выхода они не обладают, что находит отражение в конституциях, тем самым обеспечивается единство и целостность федеративного  государства.

Охраной внешних границ федерации занимаются федеральные пограничные войска, обороной федеративного государства  – федеральные вооруженные войска.

Федеративные  государства характеризуется тем, что наряду с общефедеральной  Конституцией и законодательством  конституции и законы имеют и  субъект федерации.

Другим  существенным признаком федеративного  государства является наличие общефедерального гражданства и гражданства субъекта федерации.

Как отмечается в одном из учебных пособий по «устойчивый федерализм выполняет две взаимосвязанные главные функции: с одной стороны, он децентрализует публичную власть посредством ее разделения по вертикали и тем самым формирует полицентризм, гарантирующий демократические институты государства, провозглашенные в его конституции; с другой стороны, он интегрирует объединившиеся в федерацию государства и иные территориальные сообщества, обеспечивая их государственное единство. Тем самым формируется единое государственно–правовое объединение, отличающееся определенной политико-юридической самостоятельностью входящих в федерацию субъектов, наличием у них учредительной власти, не производной от власти «центрального государства» [6, с.119].

В случае отсутствия согласия, по каким- либо вопросам между «центром» и органами субъекта федерации остро встает проблема суверенности федеративных государств и субъектов федерации.

Информация о работе Федеративное устройство США 1787 г. и Германской империи 1871 г