Истоки пацифизма. Пацифизм в Германской Империи.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:40, реферат

Описание работы

Для начала, по нашему мнению, необходимо указать, что обозначает слово «пацифизм» и каковы его истоки, ведь для того, чтобы лучше понять сущность пацифизма, необходимо знать, когда, где и при каких обстоятельствах зародилось данное понятие.

Содержание работы

Истоки пацифизма. 3
Пропаганда пацифизма в немецком обществе. 8
Методы и условия пацифистской пропаганды. 8
Школа. 8
Молодежное движение. 9
Университеты. 9
Пресса и пацифизм. 10
Армия и пацифизм. 11
Список использованной литературы. 14

Файлы: 1 файл

Пацифизм, реферат.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Истоки пацифизма. Пацифизм и общество Германской Империи».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

Оглавление

Истоки пацифизма. 3

Пропаганда пацифизма в немецком обществе. 8

Методы и условия пацифистской пропаганды. 8

Школа. 8

Молодежное движение. 9

Университеты. 9

Пресса и пацифизм. 10

Армия и пацифизм. 11

Список использованной литературы. 14

 

 

Истоки  пацифизма.

Для начала, по нашему мнению, необходимо указать, что обозначает слово «пацифизм» и каковы его истоки, ведь для того, чтобы лучше понять сущность пацифизма, необходимо знать, когда, где и при каких обстоятельствах зародилось данное понятие.

Пацифизм  (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) - антивоенное движение, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального характера. Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая правомерность справедливых освободительных войн. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций, без устранения социально-экономических и политических условий, порождающих войны.1

Впервые слово «пацифизм» было употреблено  в начале ХХ века на одном из конгрессов по вопросам мира. С данного момента  слово употреблялось как антитеза понятию «война» и стало реалией  мировой политической лексики. Несмотря на то, что понятие «пацифизм» впервые было употреблено только в ХХ столетии, формулировка этого слова зародилась тысячи лет назад.

Вопреки распространенному мышлению о том, что истоком истинного  миротворчества является христианство, фундамент пацифизма был заложен  еще в античном мире, и отразил  свойства греко-римской философии.

Хочется подчеркнуть, что еще в  глубокой древности человечество в  лице своих величайших мыслителей и  поэтов пришло к выводу, что главное  естественное, т.е. природное, состояние  – это мир, согласие, гармония, а  состояние войны нередко имеет  результатом уничтожение, прекращение  существования. Мир мыслился и как лучшее и необходимейшее условие для жизни человека и человеческого сообщества.2

Что же породило целый ряд политических теорий, связанных с миром и  гармонией в греческих полисах  и эллинистических государственных  образованиях?

Несомненно, важнейшей причиной были практически не прекращавшиеся войны, которые охватывали каждую сторону  жизни людей. Поэтому и начали складываться представления о том, является ли война справедливым способом достижения желаемого, о тяготах  войн и о благах мира, о всевозможных способах сохранения мира.

Возьмем, к примеру, крупнейшую военную  державу – Древний Рим. Несмотря на военный статус, мир здесь почитался  как высочайшая ценность. Примером этому может послужить «золотой век» императора Августа, который слыл гарантом мира. Римляне создали разработанную  систему мирных политических договоров  и детально выстроили систему  мер, обеспечивающих государственный  мир, включая юридические и политические гарантии, обеспечение безопасности, внутренней и внешней, регламентацию  действий армий, отношение к противникам, предотвращение или подавление гражданских  войн, обеспечение прав гражданина и т.п.3

Интересно то, что еще в 1 в. до н.э., в годы, предшествующие правлению  Августа, великий полководец и правитель  Древнего Рима, «полубог», как его  называли, Юлий Цезарь уделяет внимание культу Милосердия, а его современник, Цицерон, развивает понятие «humanitas». Цицерон полагал, что главное, чем должен человек руководствоваться в жизни – это соответствие жизни достоинству, доблести. Данную традицию позднее продолжили и поддержали такие философы, как Макробий и Боэций.

Несомненно, еще одним важным истоком  пацифизма является христианское учение. Само формирование христианского пацифизма  неизменно связано именно с ранним христианством. Ветхий Завет, пронизанный  идеей «браней господних», борьбы против язычников, тем не менее, основой  своей имеет идею мира….4  Однако раннехристианское учение понимает мир не как состояние вне военных конфликтов, а как исконный союз между Богом и человеком, как высший закон существования человечества. Впрочем, такой мир не исключает войну, его проявление относится, прежде всего, к народам, которые заключили божественный союз. К народам, выпавшим из этого союза, Второзаконие или книги Судей призывают быть беспощадными.

Одним из первых святых, освоивших  комплекс идей, связанных с войной и миром, являлся Августин. Августин дал объяснение тому, почему люди вступают в конфликты и начинают войны. По его мнению, способствует этому  жажда человека к Божественной любви, которую невозможно обрести. Не понимая  истинных причин своих метаний, люди вступают в противоречия между собой. Августин, который проповедовал поиск  мира как справедливости, сам оправдывал справедливость войны за веру, выступая тем самым в роли теолога.

Итак, исходя из вышесказанного, мы видим, что христианская доктрина давала религиозное  оправдание как концепции войны, так и концепции мира. Однако самым главным для христианина являлся тот мир, который означал личностные отношения между Богом и человеком.

Перейдем к более позднему периоду  – раннему Средневековью.

В раннем средневековье складываются в определенную систему и получают конкретное воплощение идеи «Христова  воинства», справедливой войны как  крестового похода за веру, положенные затем в основу идеологии рыцарства. Не случайно монархи называют себя «христовыми воинами», а войны  против народов, принявших христианство не по ортодоксальному обряду (например, остготов), или против язычников  ведутся под лозунгами борьбы за истинную веру. 5 Важно то, что христианство воспринималось народами не только как государственная религия, но и как особое отношение к Богу и человеку, как регулятор отношений между людьми.

К XI веку церковь развернула широкую борьбу за Божий мир – можно сказать, первое пацифистское движение в Европе. Последователи Божьего мира говорили о прекращении распрей, насилия и ненависти, об объединении в единое сообщество – христианский мир. По всей Европе устраивались съезды духовных лиц, которые клялись хранить и пропагандировать Божий мир. Однако, как и следовало ожидать, клятвы стали все чаще нарушаться, а большинство людей не воспринимали данную идею всерьез. Исходя из этого, ревнители Божьего мира несколько ослабили свои призывы и требования, ввели временные божьи перемирия (прекращение военных действий на время Рождества и Пасхи, к примеру). Данная идея оказалась более действенной.

Несомненно, в борьбе за Божий мир мы можем обнаружить характерные черты пацифизма, которые в дальнейшем получили развитие. Здесь мы говорим об отрицании войны и поддержании мира, о развитии договоров и дипломатии между государствами, о сохранении союза между Богом и человеком, об объединении в борьбе за мир.

Средневековый мир оставался в сущности миром войны. Однако над этим военным и несправедливым миром в качестве Абсолюта парила идея высшего мира и высшей справедливости. 6 Именно во время Средневековья начинают появляться всевозможные концепции ненасилия и сохранения мира. Здесь и учения Фомы Аквинского, который говорил о важности обретения мира и единства, и Данте, развившего идею мирового государства, в котором должна царить справедливость, и Пьера Дюбуа, выступавшего в качестве идеолога мира.

XV век принес ренессансные  идеи мира, в которых очень  своеобразно преломились пацифистские  воззрения предшествующих эпох, отразившие не только новое  состояние умов, но прежде всего  иное состояние общества и  конфигурации власти. Он стал  веком поисков европейского мира. Уже, казалось, брезжила его возможность,  столь последовательно осмысленная  в трактатах и проектах «вечного  мира». Однако когда папа Пий  II, поверив в возможность реализации  этой идеи, захотел призвать христианских  монархов для заключения всеобщего  мирного договора, они остались  глухи к его миротворчеству. Идея  всеобщего мира еще не имела  реальной почвы. 7

 

 

Пропаганда  пацифизма в немецком обществе.

Методы и условия  пацифистской пропаганды.

Несомненно, главным для осуществления своих  идеалов большинство пацифистов считало «просвещение». Все отношения  между обществом и пацифизмом строились вокруг развернутой движением кампании антивоенной пропаганды. Представление о том, какими конкретно средствами пацифизму следует завоевывать на свою сторону общественное мнение, с течением времени менялось.

На Юге  Германии, который стал центром пацифистского  движения, данная деятельность восприняла черты традиционного уклада жизни. Здесь активно распространялась пацифистская литература, устраивались традиционные семейные вечера, лекции. Однако данная форма пропаганды являлась архаичной, что заметили многие активисты  пацифистского движения, так как  она не была нацелена на массовую аудиторию  и не была финансово подкреплена. Именно поэтому пацифисты ввели  в свою практику рассылку воззваний  к определенным категориям населения, пацифисты стали считаться с  нюансами. Оптимистический взгляд раннего пацифизма на природу человека сменился уверенностью в том, что "большинство людей не идеалисты, и каждый должен стараться поставить их эгоистические интересы на службу великим целям. Впервые, таким образом, пацифисты стали учитывать в своей пропагандистской кампании фактор иррационального и возможность сознательной манипуляции массами.8

Школа.

Пацифисты ясно сознавали, что успех их дела невозможен без изменений в воспитании личности, начиная с семьи и  школы. Как справедливо подчеркивают историки пацифистского движения, его  сотрудничество с женскими организациями  имело одной из главных целей  именно воздействие через женщину  на атмосферу в немецкой семье.

Однако  наибольшее внимание пацифисты уделяли  пропаганде своих идеалов среди  детей и молодежи через школы, университеты и всевозможные молодежные движения. Причиной этому было то, что  в немецких школах преобладал воинствующий национализм и культ солдатчины. А вот классическое гуманитарное образование подвергалось постоянным нападкам. Пацифисты считали, что главной концепцией для воспитания ребенка является отсутствие насилия, воспитание в духе гуманизма, а также всестороннее взаимодействие с другими нациями. Также пересматривались школьные учебники по истории, пацифисты хотели изъять из учебников все, что могла неблагоприятно воздействовать на неокрепшие умы детей. Ошеломляющих успехов пацифисты все равно не достигли, но относительный прогресс в школах был. Неслучайна большая в процентном отношении доля в антивоенных организациях именно учителей средних школ. Возможно, большему прогрессу мешали чиновники, работающие в сфере образования, которые пытались запретить учителям-пацифистам преподавательскую деятельность и относились к ним враждебно.

Молодежное движение.

Молодежное  движение в современном смысле возникло в Германии на рубеже XX века. И сразу же стала ясна огромная потенциальная сила данного движения. Доказательством тому может послужить то, что в борьбу за новое поколение тут же включились различные политические силы, которые нацеливали молодежь на националистические и милитаристские взгляды.

В 1913 году Немецкое общество мира приняло резолюцию  с осуждением деятельности некоторых  милитаристских партий, насаждающих  в умах молодежи шовинизм и политические распри. Однако немецкая молодежь чувствовала себя выше антивоенного движения и видела в принадлежности к нему признак слабости.9 Этому способствовал культ силы, вылившийся в культ войны.

О самом сотрудничестве с пацифистами партийных молодежных групп известно немного. В частности позиция СНМД (Свободное немецкое молодежное движение) оказалась близка пацифистской, однако, на данное движение посыпались обвинения в антипатриотизме. В результате под этим давлением верх взяло умеренное крыло с лозунгом «нейтралитета».

Университеты.

С самого начала пацифисты не надеялись  на успех пропаганды политики в университетах, так как участие в антивоенном  движении считалось отсутствием мужской силы и воли, антипатриотизмом. Именно поэтому от общих призывов пацифисты стали переходить к работе со студенческими организациями. Здесь необходимо учесть огромный вес, который традиционно имели студенческие корпорации (т. н. "бурши", Burschenschaften) не только в академической среде, но и в общественной жизни Германии в целом. И все же только очень немногие студенческие корпорации изменили свое отношение к пацифизму. Подавляющее большинство не просто осталось на позициях, далеких от пацифистских, но примкнуло к лагерю их противников. Более того, пацифистские воззвания часто наталкивались на сопротивление со стороны университетской администрации и большинства профессорско-преподавательского состава. 

Пресса и пацифизм.

Прессе пацифистские лидеры придавали  огромное значение в своей борьбе, видя в ней самостоятельную общественную силу. Целью должно было стать удовлетворительное информационное освещение деятельности пацифистов и воспрепятствование появлению в печати "поджигательских" статей по внешней политике. В 1900 году при Немецком обществе мира была создана комиссия по прессе. Пацифистские организации стали создавать ежемесячные бюллетени для прессы, которые рассылались в огромное количество печатных изданий.

По мнению О. Ниппольда, немецкая пресса в отношении к пацифизму делилась на три неравные группы: шовинистическая, официозная и благожелательная к антивоенной идее.10 Большинство антипацифистской прессы составляли издания с резко шовинистическими статьями и пангерманистской направленностью.  Крупные официозные издания практически не печатали статьи, посвященные пацифистскому движению, объяснялось это тем, что официальные круги Германии мало внимания уделяли данному движению. Для большей части немецкой прессы в отношении миротворчества было характерно как раз такое равнодушие или намеренное замалчивание.  Однако существовали газеты, заинтересованные в объективной оценке пацифизма ("Пройсише Ярбюхер" (Берлин), или штутгартское "Дойче Ревю"). Здесь предоставлялось место для дискуссии между сторонниками и противниками пацифизма.

Информация о работе Истоки пацифизма. Пацифизм в Германской Империи.