Истоки культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Истоки культуры – в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть лишь части символического круга, в котором живет человек. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности: в символической вселенной, которая порой заслоняет от нас реальность.

Файлы: 1 файл

1 структурносимволический.docx

— 14.05 Кб (Скачать файл)

Вариант№4

1Вопрос

Это самая молодая и  самая влиятельная современная  школа в культурологии. Она объединяет лингвистов, специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в  силу присущей ему способности к  символизации, а через нее и  к взаимной информации. 

Из многочисленных представителей этой школы следует выделить ее патриархов – Э. Кассирера и К. Леви-Строса.  

Эрнет Кассирер(1874–1945) – немецкий философ, автор труда «Философия символических форм». В основе его концепции культуры – человеческая способность к массовой, систематической символизации. По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков, ибо знак или символ – не просто оболочка мысли, но и ее необходимый инструмент. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или другую информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют на века, образуя огромный мир культуры.  

Истоки культуры – в  способности человека творить некий  искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными  символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть лишь части символического круга, в котором живет человек. По сравнению с другими живыми существами человек находится в  ином измерении действительности: в  символической вселенной, которая  порой заслоняет от нас реальность.  Духовный прогресс делает все более непроницаемой для здравого смысла сеть символов. Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем, между европейским ученым и дикарем Южной Америки. «Цивилизационный» человек имеет дело не с реальными вещами, а с их символами, взаимодействуя с ними посредством языковых форм, художественных образом, религиозных обрядов, мифических символов. Исходя из этого Кассирер называет человека не мыслящим (Homo sapiense), а символическим (Homo simbolicum). Таким образом, человек из существа естественного, живущего инстинктами и чувствами, постепенно превращается в искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру, подчиненную оторванному от реальности абстрактному мышлению. Осмыслению этой проблемы на примере племен Южной и Северной Америки посвятил свои работы французский этнограф, философ и культуролог Клод Леви-Строс  

Леви-Строс – создатель  структурной антропологии – науки, в основе которой лежит использование  некоторых приемов структурной  лингвистики и информатики при  анализе культуры первобытных племен. Вслед за К.Г.Юнгом, он верил в  существование некоего «коллективного бессознательного», глубоко запрятанного в человечестве и представляющего  собой первооснову любой культуры. Проведя этнографические исследования во многих странах «третьего мира», ученый отверг европоцентризм и расизм, стремясь показать ложность понятия  «дикарь», выявить силу и своеобразие  мышления примитивного человека, заложившего  еще в эпоху неолита основы технического прогресса. По мнению Леви-Строса, «первобытный народ не является отставшим или задержавшимся в своем развитии народом», он «в той или иной области может проявлять такие способности к изобретательству…, которые оставляют достижения цивилизационных народов далеко позади».. 

Французский этнограф доказывает необходимость восстановления в  человеке единства чувственного и рационального  начал, утраченного в результате развития цивилизации. 

При оценке общей пропорции  «природного» и «социального» в  поведении цивилизационного человека Леви-Строс, вслед за Кассирером, признает чрезмерную роль формализма и условностей  во взаимоотношениях людей, решающее влияние  на их поступки символических форм, традиций, ритуалов и, прежде всего  языка, порождающего все общественные институты. Человек, по мысли Леви-Строса, живет условностями и мифами, все  больше отдаляющими его от реальной жизни. Таким образом, культура становится все более непроницаемой преградой, отделяя одних людей от других и используется «для оправдания в  глазах все более сокращающегося меньшинства его претензий быть единственной человеческой цивилизацией. Такая цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного мнения о себе, является гнилой с самого своего рождения».

 


Информация о работе Истоки культуры