Федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В данной работе объектом исследования являются правоотношения, которые являются конституционными. Федеративное устройство РФ обозначим целью курсовой работы. Предметом исследования – российский федерализм.
Государство является сложным политическим образованием, у этого образования имеются различные функции, формы, принципы образования и т.д. При определении типа государства введем такое понятие как форма государства. Форма позволяет узнать, как построено управление, кто и как правит, есть ли взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы использует власть для управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...…3
1 Глава 1. Конституционно правовой статус РФ
1.1 Российская Федерация – это федеративное государство.…………………..……..4
1.2 Элементы конституционно правового статуса РФ…………………………….…..7
1.3 Единая денежная и кредитная система……………………………………………...9
1.4 Наличие единых вооруженных сил…………………………………………..……..9
1.5 Абсолютная правосубъектность РФ………………………………………….……10
2 Глава 2. Становление и развитие РФ
2.1 Конституция 1918 г………………………………………………………………....12
2.2 Конституция РСФСР 1925 г.…………………………………………………….....13
2.3 Новая Конституция 1937 г………………………………………...………………..13
2.4 Конституция РСФСР 1978 г……………………………………………….……….15
2.5 Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г………………………….………….17
3 Глава 3. Федеративное государство
3.1 Отличия федеративного государства от унитарного…………………….……….18
3.2 Понятие федерации…………………………………………………………………20
3.3 Автономия в РФ………………………………………………………….………….22
3.4 Принцип федерализма………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….………25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………….…………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Конституционное право России. Федеративное устройство3.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное  Собрание (парламент) РФ состоит также  из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект федерации в Совете Федерации имеет по два представителя).

Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность в  федерации осуществляют союзные  государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

    1. Понятие федерации.

Федерация - это такая форма устройства государства, в котором территориальная  организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные  части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы  государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или  наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства  как федерации выглядят следующим  образом:

1) федерация - это всегда совокупность  обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два  уровня территориальной организации  государственной власти: федеральная  государственная власть и государственная  власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются  самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной  и региональной государственной  властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится  регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование  и целостность единого государства:  принятие и изменение федерального  законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

6) к ведению субъектов федерации  относится регулирование отношений  в тех сферах, которые наиболее  целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают  конституционно-правовые и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами - это договорно-правовая федерация, если нет - конституционно-правовая.

 

    1. Автономия в РФ.

Автономия - это предоставление части  государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены  по национальному признаку. Различаются  два основных вида национальной автономии - национально-территориальная и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории.

Национально-культурная автономия  сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.  

 Национально-территориальные автономии  разделяются на политические  и административные. Политическая  автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда - конституции), наличие собственных  законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.)

 

 

    1. Принцип федерализма.

 Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых  строится российский федерализм.

 Государственная целостность  Российской Федерации. Государственная  целостность - неотъемлемый признак  суверенного государства. Государственная  целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

Единство системы государственной  власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

 

 

Равноправие и самоопределение  народов в Российской  Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.

 

 

 

Заключение

Итак, мы рассмотрели  развитие федеративного устройства России, проанализировали федеративное устройство современной России, а  также рассмотрели принципы федеративного  устройства России.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

Принципы устройства федеративного государства относятся  к основополагающим конституционным  основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Автономия

один из способов децентрализации  власти в унитарном государстве

2

Акт юридический

документ, издаваемый государственным  органом и содержащий общенормативные или индивидуальные предписания, документы, составленные в предусмотренном законом порядке и порождающие определенные правовые последствия

3

Государственный аппарат 

в науке конституционного права  система органов, практически осуществляющих функции государства

4

Демократия

форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и  законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство  граждан, неотчуждаемость прав человека

5

Конституция

представляет собой закон или  группу законов, обладающих высшей юридической  силой

6

Плюрализм

в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных  принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни

7

Субъект федерации

государственное образование в  составе федерации

8

Федерализм

одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации

9

Федеральный округ

в ряде государств с федеративным устройством особая административно-территориальная  единица, на территории которой размещается  столица федерации

10

Федерация

форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью


 

Список использованных источников

Информация о работе Федеративное государство