Федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В данной работе объектом исследования являются правоотношения, которые являются конституционными. Федеративное устройство РФ обозначим целью курсовой работы. Предметом исследования – российский федерализм.
Государство является сложным политическим образованием, у этого образования имеются различные функции, формы, принципы образования и т.д. При определении типа государства введем такое понятие как форма государства. Форма позволяет узнать, как построено управление, кто и как правит, есть ли взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы использует власть для управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...…3
1 Глава 1. Конституционно правовой статус РФ
1.1 Российская Федерация – это федеративное государство.…………………..……..4
1.2 Элементы конституционно правового статуса РФ…………………………….…..7
1.3 Единая денежная и кредитная система……………………………………………...9
1.4 Наличие единых вооруженных сил…………………………………………..……..9
1.5 Абсолютная правосубъектность РФ………………………………………….……10
2 Глава 2. Становление и развитие РФ
2.1 Конституция 1918 г………………………………………………………………....12
2.2 Конституция РСФСР 1925 г.…………………………………………………….....13
2.3 Новая Конституция 1937 г………………………………………...………………..13
2.4 Конституция РСФСР 1978 г……………………………………………….……….15
2.5 Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г………………………….………….17
3 Глава 3. Федеративное государство
3.1 Отличия федеративного государства от унитарного…………………….……….18
3.2 Понятие федерации…………………………………………………………………20
3.3 Автономия в РФ………………………………………………………….………….22
3.4 Принцип федерализма………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….………25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………….…………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Конституционное право России. Федеративное устройство3.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальные образования  и государство являются особыми субъектами гражданского права. Понятие государства в РФ -это определенная система, центром которой является Российская Федерация в целом, а ее составными частями субъекты Российской Федерации: автономные образования, республики в составе федерации, края, области и приравненные к ним административно-территориальные образования.

 

 

 

 

2 Становление и развитие РФ.

    1. Конституция 1918 г.

Конституция РСФСР 1918 года — первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России).

III Всероссийский съезд Советов  в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти и поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить к новому съезду Советов основные положения Конституции РСФСР, однако в связи с усложнением внутреннего положения и обострением международной обстановки работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов в заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она в основном утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года. Однако статья 25 Конституции 1918 года действовала вплоть до 1937 года в связи с тем, что на неё прямо ссылалась статья 20 Конституция РСФСР 1925 года.

 

    1. Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 года — конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России).

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). Новая Конституция отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Были несколько изменены и задачи — в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, где ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то в Конституции 1925 года конечной целью было «осуществление коммунизма» и ничего не говорилось о других странах.

В первоначальном виде содержала 6 разделов, 8 глав и 89 статей. В данную Конституцию вносилось несколько  изменений, связанных с изменениями  административно-территориального деления  и реорганизации органов советского управления.

 

    1. Новая Конституция 1937 г.

Конституция РСФСР 1937 года — третья конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Советской России).

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении  Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Состояла из 14 глав и 151 статьи.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

В Конституцию СССР, как и Конституцию  РСФСР, были включены все права и  свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

Они сохранили, как и прежние, классовую  сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст. 2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Как и в советской Конституции 1936 года была установлена новая система государственной власти: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК были упразднены, а новый орган - Верховный Совет РСФСР - избирался напрямую населением страны (а не нижестоящими Советами, как до этого избирался Съезд Советов).

Конституция РСФСР провозгласила  завершение строительства основ социализма.

Впервые в Конституцию РСФСР  была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.

Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.

Конституция окончательно утвердила  приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских  органов приостанавливать или опротестовывать  акты союзных органов.

 

    1. Конституция РСФСР 1978 г.

Конституция РСФСР 1978 года — четвёртая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

По структуре и содержанию соответствовала  новой Конституции СССР. В отличие  от предыдущей Конституции новая  Конституция РСФСР стала значительно  более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей

Конституция СССР 1978г. Брежневская  конституция “развитого социализма”  несколько изменила словесное оформление оставшейся неизменной тоталитарной сущности режима. Многословие и расплывчатость формулировок, наряду с некоторым их внешним смягчением, отражают усилия ее авторов создать видимость перемен в положениях Основного закона страны.

Глава, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, не только переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный  “государство и личность”, но и  увеличилась почти вдвое по количеству статей (с 16 до 31). Теперь обязанностям граждан, вместо четырех статей, было посвящено одиннадцать. При этом была изменена и редакция обязанностей граждан, закрепленных в Конституции 1936г. Так, обязанность “соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития” была дополнена обязанностью “с достоинством нести высокое звание гражданина СССР” (ст.59). Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность дополнена “долгом” гражданина СССР “бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру”. “Враги народа” исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что “лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону” (ст.61). Обязанность трудиться сохранилась, а “уклонение от общественно полезного труда” было признано несовместимым с “принципами социалистического государства”. Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст.64 устанавливает, что “долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства”. Если в соответствии с текстом этой статьи можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданину, то сделать вывод о том, какие действия нужны, чтобы выполнить эту обязанность, практически невозможно. То же самое можно сказать и о ст.65, которая обязывает гражданина “уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка”.

Кроме того, данная норма  конституции пытается сделать предметом  правового регулирования человеческие эмоции (“уважение”, “непримиримость”), что в принципе невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, но не их чувства и эмоции.

Анализ текстов советских  конституций, помимо всего сказанного выше, подчеркивает то обстоятельство, что ныне действующая Конституция РФ, несмотря на некоторые ее пробелы и иные дефекты, является первым юридическим документом в истории России, который действительно является Конституцией, чьи положения могут оказывать и оказывают реальное влияние на социальную жизнь.

 

 

    1. Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г.

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.[2]

Проектов новой Конституции  было подготовлено много. Главными из них являлись два:

проект Конституционной  комиссии

проект Конституционного Совещания, созванного по решению Президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

 

3 Федеративное государство.

    1. Отличия федеративного государства от унитарного.

В теории государства  и права государственное устройство подразделяется на унитарное (простое) и сложное (федерация, протекторат).

Унитарное государственное устройство предполагает существование единого государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и потому не включающее в себя никаких государственных образований.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные, судебные органы, которые осуществляют верховное  руководство местными органами.

Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводятся обязательная для всех административно территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

 В-третьих, составные части  унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.

В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

В-пятых, в унитарном государстве  все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство  имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные  образования. Примером сложного государства  может служить федерация.

 В строго научном смысле  федерацией (федеративное от познелат. -  объединение, союз) называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральная конституция устанавливает, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность», и в чем они ее утратят2.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов (США – 50 штатов), кантонов (Швейцария – 23), земель (ФРГ – 16) и т.д.
  2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и  судебная власть принадлежит федеративным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
  3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Так, в Федеративной Республике Германия, земли имеют свои законодательные органы: однопалатные ландтаги (в Баварии – двухпалатный), правительство во главе с премьер-министром и земельные суды.
  4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  5. Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. (Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция  первой в мире федерации – США, возникли разногласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты – Палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен двумя сенаторами.

Информация о работе Федеративное государство