Россия - федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Проблемы многоплановых и противоречивых процессов развития истории человечества, особенно возникновения государства и разных форм его устройства и управления, составляли предмет исследования многих поколений ученых и особой заботы государственных деятелей. Актуальность этих проблем на всех этапах развития истории постоянно возрастала, а в XX в — стала приоритетной. В ряду проблем первостепенную значимость приобретают вопросы федерализма.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия федеративного устройства
1.1 Понятие, сущность федеративного государства. Форма государственного устройства РФ
1.2 Территориальная организация государственной власти в РФ
1.3 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ
Глава 2. Общие проблемы федеративного устройства РФ
2.1 Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации
2.2 Экономическое неравноправие субъектов РФ
2.3 Проблема суверенитета республик входящих в состав РФ
Заключение
Список использованных источников 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Россия федеративное государство.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Стр.

Введение

Глава 1. Общие понятия федеративного устройства

1.1 Понятие, сущность федеративного государства. Форма государственного устройства РФ

1.2 Территориальная организация государственной власти в РФ

1.3 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ

Глава 2. Общие проблемы федеративного устройства РФ

2.1 Политическое неравноправие субъектов  Российской Федерации

2.2 Экономическое неравноправие субъектов РФ

2.3 Проблема суверенитета республик входящих в состав РФ

Заключение

Список использованных источников

3

 

 

6

8

 

 

13

 

22

23

25

30

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы многоплановых и противоречивых процессов развития истории человечества, особенно возникновения государства и разных форм его устройства и управления, составляли предмет исследования многих поколений ученых и особой заботы государственных деятелей. Актуальность этих проблем на всех этапах развития истории постоянно возрастала, а в XX в — стала приоритетной. В ряду проблем первостепенную значимость приобретают вопросы федерализма.

Основные принципы федерализма и иных форм государственного устройства закреплены в конституциях соответствующих стран, составляющих основу их стабильного и эффективного развития. Однако в многочисленных странах мира завершающееся столетие ознаменовалось коренными социально-политическими преобразованиями, ростом национально-освободительного движения и крахом колониализма. Эволюционно-революционные процессы мировой истории, развитие межгосударственных отношений и социально-политических институтов ряда стран обусловили создание и разрушение ряда федеративных государств. Но основной тенденцией современного развития мировой истории все же является процесс интеграции и возникновения новых межгосударственных образований. А в процессе интеграции и дезинтеграции многонациональных государств возникают новые проблемы внутреннего и международного характера, требующие поиска научно обоснованных путей решения.

Сложные процессы в федеративном государственном устройстве происходят и в современной России, которая прошла эволюцию своего становления от объединения единоплеменных территорий, добровольного или насильственного присоединения иных народов до образования и распада Российской Империи и Советского Союза.

По проблемам реформирования Российской Федерации вот уже более десяти лет ведутся бурные дебаты. В начале так называемой перестройки они велись в контексте "обновления Российской Федерации", а после развала СССР — "устройства собственно Российского государства". Вопросы реформирования Российской Федерации постоянно обсуждаются в научной литературе, в палатах Федерального Собрания и на парламентских слушаниях, на конференциях и международных симпозиумах, в научных изданиях и студенческих аудиториях. В центре дискуссий находятся вопросы по проблемам договорного или конституционного характера Российской Федерации, национально-государственной и административной организации субъектов Федерации, равноправия и асимметричности их конституционного статуса, суверенитета Федерации и суверенности ее субъектов, правового статуса малочисленных народов и национальных меньшинств, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, опасности развала Российского государства, разных моделей его территориального устройства и преобразования субъектов Федерации, федерально-региональных и межнациональных конфликтов.

Обсуждение названных и других проблем федерализма в научной литературе и на различных симпозиумах показывает несовпадение мнений по многим вопросам. Думается, что в значительной мере это объясняется следующими основными причинами:

а)   отступлением  от сложившихся за  последние два  столетия  в теории  и  международной  практике  общих принципов политической и правовой природы федерализма,

б) сложностью социально-экономических и политических процессов, происходящих в России после развала СССР,

в)   подчинением  решений  практических  вопросов  федеративного  устройства  Российского  государства  конъюнктурной политической целесообразности и т. п.       

Таким образом, исходя из актуальности цель данной работы заключается в изучении и анализе проблем, связанных с рассмотрением России как федеративного государства.

Задачей работы является:

- выяснение  сущности федеративного государства;

- анализ разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

- рассмотрение современных проблем, связанных с федеративным устройством России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждый из которых разделен на подразделы, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие понятия федеративного устройства

1.1 Понятие, сущность федеративного государства. Форма Государственного устройства РФ

 

Федеративное устройство - это обусловленное социально - экономической сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на государства, национально- государственные и политико-территориальные образования, определяющие форму государственных связей между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются следующими признаками:

1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус.

2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые действуют на его территории и должны соответствовать федеральному законодательству.

3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В России действует единая правовая и судебная система.

4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.

5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.

6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного парламента.

7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право свободного выхода из федерации.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как единого целого с его составными частями и их правовое положение[1].

Согласно (Ст. 1 Конституции РФ) Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Государственным языком (Ст. 68 Конституции РФ) Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация (Ст. 69 Конституции РФ) гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

 

1.2 Территориальная организация государственной власти в РФ

 

Российская Федерация (Ст. 5 Конституции РФ) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

а) Республики:

Республика (государство) в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство.

Статус республики (ст. 66 Конституции РФ) определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

Республики (ст. 68 Конституции РФ) вправе устанавливать свои государственные языки, В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

В составе РФ находятся (21) республика (Ст. 65 Конституции Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия и Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики.

Б) Края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в составе РФ: край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Статус (Ст. 66 Конституции РФ) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области[2].

Вышеуказанные положения Конституции РФ на мой взгляд четко определены Конституционным судом РФ на примере дела «О проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»[3].

Суть дела заключается в том, что в Магаданская область не была согласна с выделением Чукотского автономного округа в самостоятельный субъект РФ, на что Конституционным судом РФ было в своем постановлении было вынесены следующее:

«1. Развитие федеративных отношений в России в настоящее время осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением конституционного статуса объектов федерации.

Согласно статьям 71 и 84 Конституции РСФСР в редакции от 12 апреля 1978 года автономный округ находился в составе края или области. Содержавшиеся в Конституции положения были развиты в Законе РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об автономных округах РСФСР».

Соответствующие нормы названного Закона устанавливали, что план экономического и социального развития автономного округа является составной частью плана экономического и социального развития края, области, а бюджет автономного округа является составной частью бюджета края, области. Закон закреплял право краевого, областного Совета народных депутатов отменять решение окружного Совета в случае несоответствия его законодательству, а также предусматривал, подотчетность исполнительного комитета окружного Совета народных депутатов исполнительному комитету краевого, областного Совета. Тем самым правовое положение автономного округа характеризовалось административно-территориальной подчиненностью по отношению к краю или области.

Информация о работе Россия - федеративное государство