Россия - федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Проблемы многоплановых и противоречивых процессов развития истории человечества, особенно возникновения государства и разных форм его устройства и управления, составляли предмет исследования многих поколений ученых и особой заботы государственных деятелей. Актуальность этих проблем на всех этапах развития истории постоянно возрастала, а в XX в — стала приоритетной. В ряду проблем первостепенную значимость приобретают вопросы федерализма.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие понятия федеративного устройства
1.1 Понятие, сущность федеративного государства. Форма государственного устройства РФ
1.2 Территориальная организация государственной власти в РФ
1.3 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ
Глава 2. Общие проблемы федеративного устройства РФ
2.1 Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации
2.2 Экономическое неравноправие субъектов РФ
2.3 Проблема суверенитета республик входящих в состав РФ
Заключение
Список использованных источников 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Россия федеративное государство.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: народный, национальный и государственный. Что следует понимать под народным суверенитетом?

Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.

Применительно к народному суверенитету верховенство означает, что выше народной власти нет никакой иной власти, что это

- власть, в последней высшей инстанции. Верховенство проявляется в полноте народной власти, регулирующей самый широкий круг общественных отношений, которые занимают определяющее положение ко всем иным властным отношениям.

Все другие властные регуляторы общественных отношений в конечном итоге являются производными от власти народа, под- отчетными и подконтрольными ей. От практической реальности этого положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве и обществе.

Под национальным суверенитетом мы понимаем верховное, неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации[10].

Верховенство национального суверенитета означает, что никто, кроме самой нации, не может определять ее судьбу как внутри, так и вне себя. Наиболее четко и полно верховенство проявляется в праве наций на самоопределение, признаваемое и отстаиваемое в мировом сообществе и в России. Но из этого не следует вывода о том, что нация может не считаться с объективными историческими, политическими, экономическими, военными и иными реалиями.

Государственный суверенитет - это главный атрибут государства, верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Суть верховенства государственного суверенитета заключается в том, что только государству принадлежит верховное право решать свои внутренние и внешние дела; никакая иная государственная власть не может их решать, за исключением тех случаев, когда на это есть ее добровольное согласие. Вместе с тем в цивилизованном мировом сообществе ни одно государство под флагом суверенитета не может и не имеет права нарушать общепризнанные принципы и нормы международного права и творить произвол

Неотчуждаемость суверенитета — наиважнейший элемент его содержания. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство.

Однако неотчуждаемость суверенитета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением суверенитета.

Таким образом, необходимо рассматривать провозглашение суверенитетов республик, с точки зрения единства суверенитета Р.Ф.

Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем являются народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим.

Важным элементом содержания суверенитета является независимость Суверенитет - категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. дозировка суверенитета исключена. Всякое дозирование суверенитета есть свидетельство его отсутствия у дозируемой стороны. Именно поэтому трудно согласиться с выдвигаемой некоторыми политиками и учеными «теорией ограниченного суверенитета».

Единство суверенитета не сеть тождество народного, национального и государственного суверенитетов, так как: во-первых, они отличаются субъектами; во-вторых, внутреннее их содержание и объем - не одинаковы; в-третьих, имеются различия в формах их реализации Таким образом, развитие парада суверенитетов» в субъектах Р.Ф. ведет к выходу из страны, в связи с чем необходимо выяснить каким образом такой переход может быть осуществлен, особенно с учетом событий на С. Кавказе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для того чтобы прекратить, конфликты и коллизии и отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, улучшить благосостояние народа, на мой взгляд необходимо, по крайней мере, решить две ключевые проблемы:.

1. Проблема суверенитета республик и право свободного выхода из состава Федерации приобрела особую остроту, недооценивать и игнорировать ее весьма опасно. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация.

Думается, что республики упорно не желают отказаться от закрепления в конституциях суверенитета скорее из-за далеко идущей политической перспективы, чем ради бессмысленных амбиций. Если дело дойдет до практической реализации суверенитета, то Россию ожидает участь СССР; угроза ее распада только отступила, а не канула в лету.

Суверенитет республик — это мина замедленного действия, заложенная под здание Российской Федерации.

Нет такого государства в мире, которое не беспокоилось бы о своем существовании. Предложенные меры снимут опасность выхода республик из состава Федерации. Ведь ни одна федерация стран мира не предоставляет своим субъектам право выхода из состава страны.

2. Поскольку политические и экономические проблемы в Российской Федерации слиты воедино, то важнейшей для Экономического развития России является отказ от асимметричного устройства Российской Федерации:

А) В настоящее время принципы федеративного устройства России не учитывает экономические взаимосвязи между предприятиями расположенными на территориях различных субъектов РФ, что в свою очередь приносит ощутимый вред предприятиям созданным и получившие свое развитие в СССР как единые территориальные промышленно-финансовые комплексы.

Б) Основная система функционирования государства — это Экономическая система, в том числе налоговая система, система распределения природных ресурсов и т.д. Существующая экономическая система РФ, основанная на принципах заключения федеральным властям отдельных договоров с каждым из субъектов РФ - это не только неравные условия для каждого из субъектов РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и прежде всего отсутствие перспективы экономического становления слабых регионов.

В) Экономическое и политическое равенство регионов сломает искусственно созданные многочисленные государства с малочисленными титульными нациями, реально уравняет в правах граждан независимо от национальной принадлежности, обеспечит им широкие • права культурно-национальной автономии, будет способствовать экономической интеграции, объединению материально-финансовых ресурсов и рациональному их использованию, ускорению выхода страны из глубокого общего кризиса.

Г) Нельзя не учитывать и существенное сокращение количества президентов, глав правительств, министров, губернаторов, уполномоченных президента, депутатов и т. д., что позволит сэкономить стране ни один миллиард рублей.

Д) Необходимо в полном объеме уравнять в правах все субъекты федерации, создать механизм оптимального сочетания, сбалансирования общефедеральных и республиканских интересов.

Сейчас сделать это невозможно: субъекты Федерации по форме и своему статусу формально и реально являются неравноправными; асимметричное федеративное устройство России начисто исключает их равноправие.

 

 

Список использованных источников

 

1.      Конституция Российской Федерации. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2009. – 48 с.

2.      Конституция Республики Татарстан//Сборник кодексов, документов, договоров. – М.: Белые альвы, 2003. – 766с.

3.      Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.92 № б/н По делу о проверке конституционности декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР”

4.      Указ Президента РФ от 12.03.96 № 370 Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами госуд. власти и органами госуд. власти субъектов РФ и о взаимной передаче осуществления части.. .(с изменениями от 25.11 .96г.)

5.      Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.92 Ы б/н По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».

6.      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан об экономическом сотрудничестве Соглашения между государственными органами и (или) другими субъектами права от 25.05.94 № б/н1

7.      Постановление (определение) Президиума Верховного Суда России от 29.04.98 № б/н Полномочия, отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации (ст.71 Конституции Российской Федерации), не могут быть переданы субъекту Российской Федерации на основании договора (Извлечение)

8.      Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.96 № 16-П По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации».

9.      Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 0 недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года?4 27-ФЗ) (с изменениями на 2 января 2000 года), О. порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О недрах».

10. Закон РФ от 30.12.95 № 225-ФЗ О соглашениях, о разделе продукции (с изменениями на 7 января 1999 года)

11. Бондарь Н.С., Зинченко С.А. Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. - М., 1993, № 3.

12. Выдрин И.В., Коктов А.Н. Муниципальное право России. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. – 368 с.

13. Григонис Э., ГригонисВ. Конституционное право России. Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

14. Грызлов Б. Прямая речь. – М., 2003. – 48 с.

15. Зиновьев А.В. «Конституционное право России «проблемы теории и практики», М.С-П. Издательский Торговый дом «Герда -2000.

16. Еженедельная газета «Атна» от  26.02.1994 г.

17. Конституционное право. Энциклопедический словарь./Под ред. А.С. Авакьян. – М.:Проспект, 2000.

18. Костырев В.И., Биккинин И.А. Основы знаний о государстве, праве и законодательстве. – Уфа, 1994. – 176 с.

19. Прудников А.С., Еремян В.В. Муниципальное право России. – М.: Книжный мир, 2005. – 243 с.

20. Федеративный договор: Документы, Комментарий / Л.Ф.Болтенкова, Г.А.Гаджиев, Б.С.Крылов и др.;— М.: Республика, 1992.

21. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 480 с.

22. Юридический словарь-справочник / Под ред. Крутских В.Е.. – М.: «Феникс», 2003.- 544с.                                                                                                                                                 

2

 



[1] Юридический словарь-справочник / Под ред. Крутских В.Е..- М., 2003. – С. 531.

[2] Прудников А.С., Еремян В.В. Муниципальное право России. – М., 2005. – С. 14.

[3] Постановление Пленума ВС РФ. – 1992, № 28.

[4] Прудников А.С., Еремян В.В. Муниципальное право России. – М., 2005. – С. 49.

[5] Постановление Пленума ВС РФ «О проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» – 1992, № 28.

[6] Федеративный договор: Документы, Комментарий / Л.Ф.Болтенкова, Г.А.Гаджиев, Б.С.Крылов и др. – М., 1992. – С. 56.

[7] Выдрин И.В., Коктов А.Н. Муниципальное право России. – М., 2000. – С. 311.

[8] Там же. – С. 313-314.

[9] Бондарь Н.С., Зинченко С.А. Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. - М., 1993, № 3. – С. 86.

[10] Костырев В.И., Биккинин И.А. Основы знаний о государстве, праве и законодательстве. – Уфа, 1994. – С.25.


Информация о работе Россия - федеративное государство