Федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В данной работе объектом исследования являются правоотношения, которые являются конституционными. Федеративное устройство РФ обозначим целью курсовой работы. Предметом исследования – российский федерализм.
Государство является сложным политическим образованием, у этого образования имеются различные функции, формы, принципы образования и т.д. При определении типа государства введем такое понятие как форма государства. Форма позволяет узнать, как построено управление, кто и как правит, есть ли взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы использует власть для управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...…3
1 Глава 1. Конституционно правовой статус РФ
1.1 Российская Федерация – это федеративное государство.…………………..……..4
1.2 Элементы конституционно правового статуса РФ…………………………….…..7
1.3 Единая денежная и кредитная система……………………………………………...9
1.4 Наличие единых вооруженных сил…………………………………………..……..9
1.5 Абсолютная правосубъектность РФ………………………………………….……10
2 Глава 2. Становление и развитие РФ
2.1 Конституция 1918 г………………………………………………………………....12
2.2 Конституция РСФСР 1925 г.…………………………………………………….....13
2.3 Новая Конституция 1937 г………………………………………...………………..13
2.4 Конституция РСФСР 1978 г……………………………………………….……….15
2.5 Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г………………………….………….17
3 Глава 3. Федеративное государство
3.1 Отличия федеративного государства от унитарного…………………….……….18
3.2 Понятие федерации…………………………………………………………………20
3.3 Автономия в РФ………………………………………………………….………….22
3.4 Принцип федерализма………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….………25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников……………………………………….…………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Конституционное право России. Федеративное устройство3.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…3

  1. Глава 1. Конституционно правовой статус РФ
    1. Российская Федерация – это федеративное государство.…………………..……..4
    2. Элементы конституционно правового статуса РФ…………………………….…..7
    3. Единая денежная и кредитная система……………………………………………...9
    4. Наличие единых вооруженных сил…………………………………………..……..9
    5. Абсолютная правосубъектность РФ………………………………………….……10
  2. Глава 2. Становление и развитие РФ
    1. Конституция 1918 г………………………………………………………………....12
    2. Конституция РСФСР 1925 г.…………………………………………………….....13
    3. Новая Конституция 1937 г………………………………………...………………..13
    4. Конституция РСФСР 1978 г……………………………………………….……….15
    5. Конституция РФ принятая 12 декабря 1993 г………………………….………….17
  3. Глава 3. Федеративное государство
    1. Отличия федеративного государства от унитарного…………………….……….18
    2. Понятие федерации…………………………………………………………………20
    3. Автономия в РФ………………………………………………………….………….22
    4. Принцип федерализма………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….………25

Глоссарий………………………………………………………………………………...27

Список использованных источников……………………………………….…………..29

Приложения………………………………………………………………….…………...31

Введение

 

Выбор темы федеративное устройство, обусловлен тем, что в  настоящее время федеративная система  существует в нескольких десятках стран  мира - это достаточно весомая часть всех стран мира, почти треть населения, практически это самая сложная организация территориального устройства. Такая организация требует постоянного контроля для решения существующих в таких государствах проблем.

В данной работе объектом исследования являются правоотношения, которые являются конституционными. Федеративное устройство РФ обозначим целью курсовой работы. Предметом исследования – российский федерализм.

Государство  является сложным политическим образованием, у этого образования имеются различные функции, формы, принципы образования и т.д. При определении типа государства введем такое понятие как форма государства. Форма позволяет узнать, как построено управление, кто и как правит, есть ли взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы использует власть для управления. Понятие о форме конкретного государства дает анализ его составных частей:

- формы правления;

- государственного устройства;

- государственно-правового режима.

Вероятно, самыми важными являются первые две составные части, а третья имеет субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, какой режим в государстве, демократический или другой. По отношению к другому государству, это особенно трудно сделать, т.к. ты не проживаешь в нем, не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Основная часть

1 Конституционно правовой статус РФ.

 

    1. Российская Федерация – это федеративное государство

Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Основное значение в определении правового статуса Российской Федерации, а также ее субъектов принадлежит Конституции РФ. Существует Федеративный договор от 31 марта 1992 г. между государством и субъектами о перераспределении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов.

После подписания трех Договоров между федеральными органами власти и органами власти республик в составе федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и автономной области, автономных округов их тексты были одобрены VI Съездом народных депутатов России. Затем при составлении текста Конституции Российской Федерации в него были включены договоры, в редакции от 21 апреля 1992 г.

В состав Российской Федерации  входят 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

В РФ имеется несколько видов субъектов:

- по национально-территориальному принципу - республики (государства);

- по территориальному принципу - края, области, города федерального значения (государственные образования);

-автономная область,  автономные округа - национально-государственные территориальные образования.

РФ является суверенным государством. В федеративных государствах вопрос суверенитета решен одинаково: федерация в целом суверенна, а ее субъекты нет.

В понятии  суверенитета присутствует понятие о территории, т. е. о пространстве земли, воды, воздуха.

Согласно Конституции РФ решение всех вопросов, касающихся защиты России от посягательств извне, сосредоточивается  исключительно в руках федеральных властей.

Российская Федерация осуществляет законодательную деятельность на основе Конституции. Являясь государством, РФ имеет свою Конституцию. Поскольку Россия является федеративным государством, конституции республик в ее составе, не должны противоречить федеральной Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории. Законы любые другие правовые акты ее субъектов (так же, как и самой федерации) не должны противоречить Конституции.

Для обеспечения функционирования Российской Федерации необходимо проводить централизованное регулирование. Необходимо соответствие федерального и республиканского законов, а также всех других актов Российской Федерации и ее субъектов. Иначе правовая система Российской Федерации будет разбалансирована и станет источником политической дестабилизации.

В Российской Федерации  главенство имеет Конституция Российской Федерации и федеральные законы на всей территории России. Только при наличии указанного положения можно говорить о наличии суверенитета, так как самостоятельная и независимая власть проявляется в возможности решать все вопросы государственной жизни, составляющей исключительную компетенцию федерации.

Наличие гражданства является  важным государственно-правовым признаком суверенного государства. В РФ установлено федеральное гражданство, которое приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Оно является единым и равным для всех независимо от оснований его приобретения.

Гражданство имеет федеративную природу. Это свидетельствует о том, что гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином республики в ее составе, на территории которой он проживает. В случае утраты гражданства Российской Федерации автоматически прекращает республиканское гражданство.

В Российской Федерации построены единые Вооруженные силы. ВС РФ находятся в системе обеспечения обороны и безопасности.

Федерацией определяются: военная доктрина, структура, организация ВС. Республики в составе Российской Федерации не вправе создавать свои вооруженные силы либо какие-либо иные воинские формирования.

В Российской Федерации имеется государственная федеральная собственность, также имеется единая денежная, кредитная система и единое экономическое пространство.

 

    1. Элементы конституционно правового статуса РФ

 

РФ – федеративное государство, созданное по воле её многонационального народа.

Прежде всего, РФ характеризуется  суверенитетом, т.е. обладанием всей полнотой власти на своей территории, относительной  самостоятельностью в международных  отношениях, недопустимостью вмешательства во внутренние дела РФ извне.

Территориальное единство: РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории её субъектов. Это пространственный предел власти РФ; на эту территорию распространяется суверенитет РФ.

Единое гражданство: РФ определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, порядок разрешения споров между РФ и её субъектами по вопросам гражданства, а также осуществляет защиту прав граждан РФ за границей.

Наличие общих для  всей Федерации органов гос. власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральная Прокуратура.

Наличие единой федеральной  системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты гос. органов субъектов РФ, акты местных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Наличие собственности  РФ

Единая денежная и  кредитная система: официальная  денежная единица, порядок эмиссии  наличных денег, организация и регулирование денежного обращения, единые правила кредитования и кредитных расчётов.

Единые Вооружённые  Силы: РФ определяет структуру и  организацию ВС, разрабатывает и  проводит оборонную политику РФ.

Устанавливается государственный  язык, хотя в тоже время признаются равные права народов России на сохранение, развитие и гос. поддержку их языков.

Право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое, РФ представляет интересы РФ в целом и каждого субъекта. У РФ – исключительное право объявлять войну и заключать мир.

Государственные символы  РФ: флаг, герб, гимн, столица.

Исключительная компетенция  РФ и вопросы совместного ведения  с субъектами РФ.

 

    1. Единая денежная и кредитная система

Следующая характеристика конституционно – правового статуса РФ это наличие единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя:

    • денежную единицу;
    • порядок эмиссии наличных денег;
    • организацию и регулирование денежного обращения.

Официальной денежной единицей РФ является рубль. Это  установлено Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

 Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

    1. Наличие единых вооруженных сил

Один из важных элементов конституционно – правового статуса РФ это наличие единых Вооруженных Сил, в обязанности которых входит защита суверенитета и территориальной ценности РФ. Субъекты и республики не имеют право создавать свои ВС. Согласно Конституции Верховным Главнокомандующим ВС РФ является Президент Российской Федерации.

Определяет структуру  и организацию Вооруженных Сил Российская Федерация, а также разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации. 

Основным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право внешних сношений с иностранными государствами, посредством реализации которого она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта.

 

    1. Абсолютная правосубъектность РФ

Сама РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, это коллективные образованиями, которые обладают признаками, необходимыми субъектов гражданского права.

В Конституции Российской Федерации, уставах и конституциях субъектов РФ, уставах муниципальных  образований и других нормативных актах публичного права определяется организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, а также наличие компетентных органов и подчиненных подразделений.

У Российской Федерации имеется федеральная собственность у субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и иных муниципальных образований. Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности.

По своим обязательствам законодательно закреплен и признак ответственности. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования имеют возможность выступления от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК).

При характеристике правосубъектности Российской Федерации, субъектов,  федерации, муниципальных образований закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования  составляют особую самостоятельную  группу участников гражданских правоотношений1. При этом РФ, субъекты являются государственными образованиями, а систему местного самоуправления составляют муниципальные образования.

Информация о работе Федеративное государство