Федеральное собрание – парламент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – проанализировать современный конституционно-правовой институт российского парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения. Кроме того, необходимо проанализировать источники литературы по данной теме и отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма 5
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 7
2.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 7
2.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ЧЕРТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК ПАРЛАМЕНТА 10
2.2.1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 11
2.2.2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ 19
2.2.3. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 29
2.2.4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН 32
2.2.5. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 36
Глава 3. Проблемы становления и дальнейшего развития Федерального Собрания РФ. 43
Заключение 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и так далее.

Двухпалатная  структура Федерального Собрания предполагает значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100).

2.2. Характерные признаки и черты  Федерального Собрания как парламента

 

Впервые в  Конституции нашего государства  закрепляется статус одного из органов  государственной власти (Федерального Собрания) как парламента. Какие  же признаки и черты характеризуют  Федеральное Собрание как парламент?

Во-первых, Федеральное  Собрание РФ является представительным органом государственной власти РФ. Как представительный орган Федеральное  Собрание выступает выразителем  интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан России. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной  системой.

Во-вторых, Федеральное  Собрание является парламентом РФ потому, что именно этот орган (и только он) наделён правом осуществлять законодательную  власть на федеральном уровне, то есть принимать федеральные законы.

В-третьих, российский парламент обладает такой типичной для парламентов демократических  государств функцией как контрольная. Например, Федеральное Собрание принимает (утверждает) федеральный бюджет и  осуществляет парламентский контроль за его исполнением, утверждает указы  Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает  на соответствующие должности кандидатуры, предлагаемые Президентом РФ.

В-четвёртых, Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом. Конституционное  закрепление Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что оно является парламентом Российской Федерации, поскольку только парламенту демократического государства свойственно такое качество, как постоянная деятельность в пленарном составе.

         И, наконец, признаком, характеризующим  Федеральное Собрание РФ как  парламент, является его внутренняя  структура, то есть наличие двух палат с разным правовым статусом, разветвлённой системой постоянных и временных комитетов, комиссий и других рабочих органов палат Федерального Собрания. Именно подобное структурирование характерно для учреждений, именуемых парламентом.

2.2.1. Федеральное Собрание как представительный орган государственной  власти

 

        Федеральное Собрание характеризуется  как представительный и законодательный  орган РФ, что уже раскрывает  основное назначение данного  парламентского учреждения.

  Представительным  органом Федеральное Собрание  РФ является потому, что оно  представляет интересы всего  многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Качество легитимного представительного  органа обеспечивается периодическим  переизбранием членов обеих палат  Федерального Собрания на свободных  демократических выборах.

           Являясь носителем суверенитета  и единственным источником власти  в РФ, её многонациональный народ  в результате выборов (прямых  и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное  Собрание часть государственной  власти, доверяет им от имени  народа осуществлять эту государственную  власть.

Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они достаточно полно учитывают и отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов Российской Федерации, всех социальных слоев российского общества.

Порядок  формирования     Совета   Федерации   в   настоящее  время установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший  возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом  государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации  правом избирать и быть избранным  в органы государственной власти.

Совет Федерации  Федерального Собрания РФ является палатой, обеспечивающей представительство  субъектов РФ в законодательном  органе федеративного государства. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта РФ - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного  органов государственной власти.

Член Совета Федерации — представитель от представительного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании этого органа путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным  лицом на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.

Полномочия  члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации  решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия  члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

         Выборы депутатов Государственной  Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от  18 мая 2005 года.

Депутаты  Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.

Проведение  выборов в сроки, установленные Конституцией РФ и федеральным законом, является обязательным. Выборы назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. В случае если Президент РФ не назначит выборы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Как отмечалось, Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами страны, считаются приписанными к этому округу. Этот порядок избрания депутатов Государственной Думы впервые введен в действие на выборах в Думу в 2007 г. 3

Ранее депутаты избирались по различным системам: половина палаты избиралась по одномандатным  округам (один депутат от каждого округа — так называемая мажоритарная система), а другая половина — по единому федеральному избирательному округу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система).

Изменение закона исходит из того, что новый порядок  выборов даст значительный стимул становлению в стране прочной партийной системы, приведет к сокращению числа мелких политических партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональных групп кандидатов.

Для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей при выборах депутатов  Государственной Думы образуются избирательные участки.

Основанием  для включения гражданина в список избирателей является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Подготовку  и проведение выборов депутатов Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

Кандидаты в  депутаты выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Все 450 депутатов избираются по партийным спискам.

Политическая  партия вправе выдвинуть в составе  своего списка гражданина, не являющегося членом данной партии (таких лиц должно быть не более 50%). Поэтому каждый гражданин вправе обратиться в региональное отделение партии с предложением включить его в список.

Список политических партий, имеющих право в соответствии с законами принимать участие в выборах, в том числе выдвигать федеральные списки, составляется федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о регистрации политических партий (Министерство юстиции РФ). Эти списки представляются в избирательные комиссии.

Решение о  выдвижении списка принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Выдвижение осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов. Федеральный список разбивается на региональные группы, которые образуются пропорционально численности избирателей. Региональная часть каждого списка должна охватывать все субъекты РФ, а в общефедеральную часть списка включается не более трех кандидатов. Всего же в списке должно быть не более 450 человек.

В поддержку  списка партии ее участники собирают подписи избирателей (не менее 200 тыс.) или вносят избирательный залог (15% от предельных расходов из средств избирательного фонда). Но те партии, которые уже представлены в Думе, от того и другого освобождены. Центральная избирательная комиссия регистрирует списки кандидатов и передает их в СМИ.

Граждане  РФ, политические партии вправе проводить  предвыборную агитацию в допускаемых  законом формах и законными методами. Предвыборной агитацией признаются призывы голосовать за или против федерального списка, за или против кандидатов либо против всех списков кандидатов, выражение предпочтения какой-либо партии, описание последствий избрания тех или иных кандидатов, распространение информации о кандидатах позитивного и негативного характера и др. Установлен ряд ограничений, а также сроки окончания предвыборной агитации.

Государство гарантирует свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с законом, всем политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения агитации. В целях проведения предвыборной агитации политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе использовать государственные телерадиокомпании. Все это направлено на создание равных условий для предвыборной агитации всех кандидатов.

Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета.

Не допускаются  пожертвования в избирательные  фонды со стороны иностранных  государств и граждан, лиц, не имеющих гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30%, международных организаций и международных общественных движений, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений и др.

Информация о работе Федеральное собрание – парламент Российской Федерации