Федеральное собрание – парламент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – проанализировать современный конституционно-правовой институт российского парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения. Кроме того, необходимо проанализировать источники литературы по данной теме и отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма 5
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 7
2.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 7
2.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ЧЕРТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК ПАРЛАМЕНТА 10
2.2.1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 11
2.2.2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ 19
2.2.3. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 29
2.2.4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН 32
2.2.5. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 36
Глава 3. Проблемы становления и дальнейшего развития Федерального Собрания РФ. 43
Заключение 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

Согласно  Конституции РФ обе палаты образуют комитеты и комиссии, которые осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания и др.

Совет Федерации  образует комитеты: по конституционному законодательству; по правовым и судебным вопросам; по делам Федерации и  региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по обороне и безопасности; по бюджету; по финансовым рынкам и  денежному обращению; по международным  делам; по делам Содружества Независимых  Государств; по регламенту и организации  парламентской деятельности; по методологии  реализации конституционных полномочий; по социальной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и  экологии; по экономической  политике,  предпринимательству и собственности; по делам молодежи и спорту; по промышленной политике; по естественным монополиям; по природным ресурсам и охране окружающей среды; по аграрно-продовольственной  политике; по делам Севера и малочисленных  народов.

Созданы также  Постоянные комиссии по информационной политике и по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, имеющие равные права с Комитетами.

Государственная Дума образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду, социальной политике и делам ветеранов; по бюджету и налогам; по кредитным организациям и финансовым рынкам; по экономической политике,  предпринимательству и туризму; по собственности; по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; по энергетике, транспорту и связи; по обороне; по безопасности; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по Регламенту и организации работы Государственной Думы; по информационной политике; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и детей; по аграрным вопросам; по природным ресурсам и природопользованию; по экологии; по делам общественных объединений и религиозных организаций; по делам национальностей; по культуре; по физической культуре, спорту и делам молодежи; по проблемам Севера и Дальнего Востока.

В Государственной  Думе создаются депутатские объединения: фракции и депутатские группы. Фракциями именуются группы депутатов, избранные по спискам политических партий. Партийные фракции и депутатские группы часто объединяются между собой для голосования по тому или иному вопросу.

Проводимые  палатами парламентские слушания позволяют  выяснить отношение специалистов, ученых, заинтересованных должностных лиц к какому-либо вопросу. Согласно Регламенту Думы на парламентских слушаниях депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Подготовка слушаний возлагается на комитет (комиссию) палаты. По их итогам могут быть приняты рекомендации.

В организации  работы палат важную роль играют аппараты, создаваемые в каждой палате. Структура  и штаты Аппарата утверждаются самими палатами. Основными задачами Аппарата являются: правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности палаты, правовое и организационное обеспечение межпарламентских связей.

 

 

 

Глава 3. Проблемы становления и дальнейшего  развития     Федерального  Собрания РФ.

 

Сегодня не вызывает сомнений, что парламентаризм как эффективное воплощение представительной власти в нашей стране пока еще  находится на стадии становления. Поэтому  возникает немало проблем, связанных  с формированием палат Федерального Собрания, эффективностью законотворческой деятельности парламента, уровнем профессионализма парламентариев и так далее.

           В научной литературе и на  страницах печати существуют  разные точки зрения на то, каким должно быть Федеральное  Собрание. Например, нередки высказывания, что «Федеральному Собранию, законотворческой деятельности не хватает качества и темпа».9

Учеными и  политиками крайне неоднозначно оценивается  принцип формирования Совета Федерации. Многие из них  отмечают, что сделан важный шаг к формированию постоянно  действующей, профессиональной «верхней» палаты российского парламента, что чрезвычайно важно с точки зрения становления и дальнейшего развития российского парламентаризма.         

Другие считают, действующий принцип формирования Совета Федерации носит временный, промежуточный характер. Так, доктор юридических наук, профессор Исаков В.Б., на  международной научно-практической конференции заявил: «…Я считаю ошибкой государственной власти нынешнюю модель формирования верхней  палаты. Я считаю, что со временем Россия перейдёт к выборному формированию верхней палаты тоже. И тогда эта  модель обретёт законченность, стабильность. И будет существовать, на мой взгляд, достаточно долго в таком виде».  10

          Сотрудники сектора политологических  исследований Института   государства  и права РАН отмечают, что необходимо  «…дальнейшее реформирование порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (в рамках Конституции) на основе прямых выборов избирателями из числа кандидатур, выдвигаемых  региональными законодательными и исполнительными органами государственной власти».11

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая  предшествовала принятию действующей  Конституции РФ. В обществе имеются  силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его  в послушную, не играющую самостоятельной  роли ассамблею. Однако такие устремления  наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители  политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация  парламента может сильно подорвать  складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен  в глазах значительной части населения  страны, то этого нельзя сказать  о его идеологической роли. Существен  и тот факт, что в демократических  странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры.

Парламент выступает  и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих  политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые  в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия  на политическую жизнь страны. Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Но несмотря на отдельные существующие проблемы, - это жизненно необходимый для  демократии государственный орган, ибо он представляет интересы народа, защищает права национальностей, права и свободы граждан России. 

Важнейшее событие  этого года - выборы в Государственную  Думу. В результате выборов определен  уровень поддержки народом России проводимого политического курса  и стратегических планов. Это - формирование дееспособного гражданского общества, строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и  достойную жизнь людей, становление  свободного и социально ответственного предпринимательства, борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных  сил и правоохранительных органов, значимое укрепление роли России в  международных делах.

Выборы в  Госдуму впервые прошли по пропорциональной системе. В выборах приняли участие  только политические партии. При этом списки кандидатов распределились по региональным группам. Этот, по сути революционный, шаг, серьезно демократизировал избирательную  систему. Прежние выборы по одномандатным  округам не исключали проведения влиятельными региональными структурами  т.н. "своих" кандидатов с использованием административного ресурса. Новая  система значительно снижает  возможность применения подобных методов.

Новый порядок  выборов не только усилит влияние  партий на формирование демократической  власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно, будет укреплять  и улучшать качество российской политической системы.12

 

 

 

 

Заключение

 

В качестве заключения к данной работе хотелось бы отметить следующее: эффективность  государства во многом связана с  развитием системы демократического парламента.

«…Без представительного  органа – парламента – невозможны подлинное верховенство права, подлинное  участие граждан в управлении своей страной. Историческая роль и  предназначение парламента в том, чтобы  не допустить социальных потрясений, обеспечить динамичное развитие и стабильность общества...».13

Появление в России профессионального, постоянно  действующего представительного и  законодательного органа явилось итогом длительного и порой противоречивого  исторического развития института  народного представительства.

          Действующая Конституция 1993 года  коренным образом изменила роль  и функции законодательного органа  государственной власти Российской  Федерации. Если прежней Конституцией  за ним признавалось право  решения практически всех вопросов, относящихся к ведению Российской  Федерации, в новой Конституции  перечень вопросов, подлежащих рассмотрению  палатами Федерального Собрания, ограничен и четко очерчен.  Из сферы ведения парламента  исключены распорядительные функции.  Претерпели изменения также контрольные  функции законодательного органа.

 Дальнейшее  продвижение России по пути  создания гражданского общества  и правового государства приведет  к совершенствованию ряда институтов  и положений ныне действующей  Конституции Российской Федерации,  в частности, к  расширению  полномочий палат Федерального  Собрания.

Надо сказать, что Совет Федерации и Государственная  Дума функционируют на принципах  самостоятельности и независимости, федерализма и многопартийности, непрерывности деятельности, раздельной работы палат, открытости и коллегиальности.

Подводя итоги, можно сказать следующее.             

Федеральное Собрание является парламентом РФ. Федеральному  Собранию РФ присущи  свойственные парламентам демократических  государств характерные черты и  признаки. Федеральное Собрание является представительным и законодательным, постоянно действующим, профессиональным органом государственной власти, обладающим контрольной функцией и  имеющим двухпалатную структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

 

2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

 

3. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919.

 

4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.04.2013) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6952.

 

5. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.1999, N 28, ст. 3466

 

6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1649.

 

7. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.04.2013) "О политических партиях" // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2950

 

8. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // "Собрание законодательства РФ", 20.06.1994, N 8, ст. 801.

 

9. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 22.03.2013)

"О Регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации" // "Собрание законодательства  РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 801.

Информация о работе Федеральное собрание – парламент Российской Федерации