Федеральная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучение деятельности федеральной службы в РФ. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: изучить общую характеристику исполнительной власти, организацию и деятельности федеральной службы на федеральном уровне в Российской Федерации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
3


1. Общая характеристика органов исполнительной власти……………..
5


2. Понятие и виды федеральной службы…………………………………
15


3. Характеристика основных видов федеральных служб………………..
20


Заключение…………………………………………………………………
24


Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГМУ08-2 Пономарёвой Юлии.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений. В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

1.                 Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

2.                 Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следователь­но, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законо­дательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти)[7].

3.                 Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

4.                 Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнитель­ной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

5.                 Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий[8].

6.                 Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомер­но, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

7.                 Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие сред­ства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности. Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный ме­ханизм ее реализации. Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структур­ных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориаль­ные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъ­ектов государственного управления.

Таким образом, органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на: федеральные, субъектов Федерации, территориальные, Межтерриториальные. Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России[9].


2. Понятие и виды федеральной службы

 

Федера́льная слу́жба — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту  или  Правительству России. Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

      Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД)

o        Федеральная миграционная служба (ФМС)

      Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

      Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД)

o        Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, по Указу Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1315 — Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

      Министерство обороны Российской Федерации

o        Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

o        Федеральная служба по оборонному заказу

o        Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

o        Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (введено по Указу Президента РФ от 14.05.2010 № 589)

o        Федеральное агентство специального строительства

      Министерство юстиции Российской Федерации

o        Федеральная служба исполнения наказаний

o        Федеральная служба судебных приставов

      Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

      Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

      Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

      Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

      Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

      Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

      Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное медико-биологическое агентство

 Министерство культуры Российской Федерации: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (упразднена Указом Президента РФ от 08.02.2011 № 155), Федеральное архивное агентство

 Министерство образования и науки Российской Федерации: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271), Федеральное агентство по образованию (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 № 271).

 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию.

 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

 Министерство регионального развития Российской Федерации

 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, по Указу Президента РФ от 03.12.2008 № 1715 —Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям (упразднено Указом Президента РФ от 25.08.2010 № 1060), Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство связи.

 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

 Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: Федеральное агентство по делам молодёжи, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту (упразднено Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2008 № 1445)

 Министерство транспорта Российской Федерации: Федеральная аэронавигационная служба (упразднена по Указу Президента Российской Федерации от 11.09.2009 № 1033), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

 Министерство финансов Российской Федерации: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора (присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2011 № 270), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба).

 Министерство экономического развития Российской Федерации: Федеральная служба государственной статистики, Федеральная регистрационная служба, по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство геодезии и картографии (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847), Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (присоединено к Росреестру по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (упразднено Указом Президента РФ от 05.10.2009 № 1107)

 Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Информация о работе Федеральная служба