Целостность и безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических вопросов государственной целостности и национальной безопасности.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотрение понятия и содержания целостности государства;
2. Рассмотрение понятия национальной безопасности государства и национальных интересов России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Понятие и проблемы целостности государства…………..………5
1.1. Понятие и содержание целостности государства …………….….……….5
1.2. Проблемы государственной целостности России ……………….……….11
Глава 2. Роль государства в обеспечении национальной безопасности..17
2.1. Понятие национальной безопасности государства………………..……17
2.2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации…..……….21
2.3. Обеспечение национальной безопасности в современных условиях……24
Заключение……………………………………………………………..……….29
Список используемых источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Есть народ как этнос и народ как демос; этнос очень редко (особенно в российских условиях) тождествен демосу, и, следовательно, право народов-этносов на самоопределение - нонсенс, потому как этнос не есть субъект права в различии от средневековья, когда он был, по сути, сословием. Народ-демос, проживающий на данной территории, в границах исторически сложившегося региона, имеет полное право на самоопределение, т.е. на выделение данного региона в независимую административную единицу и на дальнейшее изменение статуса этой территории вплоть до образования нового субъекта федерации либо даже суверенного государства. Безусловно, при соблюдении законов, интересов меньшинств, прав человека, демократических принципов. Единица суверенности - все, без изъятия, население данного региона, правда реально там могут главенствовать определенный этнос либо религиозная община.6

 

1.2. Проблемы государственной целостности России

 

В связи с событиями в Чечне в период 1-й и 2-й Чеченский кампаний, событиями августа 2008 в Северной Осетии, повысился интерес депутатов Государственной Думы Российской Федерации к вопросам укрепления территориальной целостности России. Поиски конституционных путей разрешения возникающих в этой связи проблем вынуждают еще раз обращаться к тексту Конституции РФ, к анализу содержащихся в ней понятий «территория», «территориальная целостность», «суверенитет», «самоопределение народов».

Напомним, что Конституция РФ1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: «территория» и «суверенитет». Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство – это суверенное государство. Целая глава Конституции РФ была посвящена характеристике основных свойств суверенного государства: автономность и свободное осуществление всей полноты власти на территории страны; целостность и неотчуждаемость территории Российской Федерации; солидарность территорий Российского государства и др.7

В Конституции РФ 1993 года все эти признаки суверенного государства отсутствуют. В первой статье Конституции РФ даже не упоминается при определении Российской Федерации, что она является суверенным государством. Представление «суверенное государство» вообще отсутствует. Правда, в преамбуле Конституции РФ говорится о возрождении «суверенной государственности России», а в статье 4 – о «суверенитете Российской Федерации», но эти выражения имеют иное содержание. Не фиксируется в Конституции РФ и положение о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно п. 1 ст. 66 Конституции РФ состав территории Российской Федерации, образуют цельную территорию цельного государства. А раз так, то стало доступным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации. И события показали, что такая вероятность энергично применялась на практике при утверждении конституций в субъектах Федерации.

Нужно, в этой связи, остановиться подробнее на самом представлении «территория». В разных словарях и других источниках под территорией воспринимается: пространственная сфера, географический район; находящаяся под юрисдикцией (суверенитетом) государства часть земной поверхности (включая сушу, территориальные воды, недра, воздушное пространство); административно-территориальная единица - составная часть государства для осуществления государственной власти на местах; регион, местность; особая зона, сделанная для реализации специфических задач государства; земля, поверхность суши; сфера жизнедеятельности, сфера обитания населения и другие.8

Все эти определения, так или иначе, находят свое отражение в Конституции и в ряде федеральных законов. Но правовой статус их не разграничивается, что открывает широкую дорогу для различного рода путаницы вокруг этих определений. Особенно в конституциях субъектов Федерации, о чем уже говорилось. Особенно недопустимой является неясность, неопределенность начальных базовых представлений в Конституции РФ. К сожалению, текст Конституции РФ изобилует такими неясностями. Приведем только несколько примеров.9

В соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских селениях и на других территориях. Вопрос о территории местного самоуправления связывается с общественно-экономическими факторами: термин «селение» обозначает не административную, а социально-экономическую категорию. Но как же тогда увязать такое толкование с понятием «территория»? Вернее было бы говорить о «территории городских и сельских селений».

В отличие от предшествующих конституций, Конституция РФ 1993 года не дает представлений «государственная территория».

Под территорией государства в теории государства понимается закономерно находящаяся под его суверенитетом поверхность земли (в том числе земельных, водных, минеральных ресурсов под ними, а также воздушное пространство над ними.). И когда п. 3 ст. 4 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, это означает не только безопасность внешних границ государства, но и целостность государства, недопустимость разделения на независимые части государственной территории. Россия - не сумма частей, а единое, целостное государство. И понятие государственной территории выражает политическую природу и сущность государства, которое не может иметь территорию, принадлежащих к различным субъектам власти. Российская Федерация не обладает всей полнотой государственной власти на всей территории Федерации, а никакая другая власть, на территории России не может, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции РФ, присваивать власть федеральных органов, а тем более ставить себя над ними.

Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению России территорию Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (п. 1 ст. 4 Конституции РФ). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории.

Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации, где подчеркивается п. 3 ст. 5 Конституции РФ: «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти». Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Впрочем, вопрос о частной собственности на землю остается дискуссионным. Нет определенной позиции и по вопросу о праве собственности на леса, воды, недра и иные природные объекты. Обычаи и правовая наука объединяют использование этих ресурсов с государственной собственностью как наиболее полно рассматривающий интересы социума. К сожалению, Конституция РФ и тут не вносит ясности. Еще раз подчеркнем, что п. 1 ст. 67 Конституции РФ определяет, по существу, понятие государственной территории Российской Федерации. В ней говорится, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Иными словами – сухопутные, водные и воздушные пространства. Определяя состав территории России, Конституция не упоминает, впрочем, недра, природные ресурсы, находящиеся под сухопутной и водной территорией.

Механизм высокоэффективной реализации природных и других территориальных ресурсов выводится за пределы разумных экономических отношений. Рыночные структуры используют территориальные ресурсы только как средство извлечения прибыли без контроля отрицательных последствий для соответствующей территории (ухудшение экологической атмосферы, перекосы в становлении производства и общественной сферы, и др.). Государственная целостность включает в себя несколько элементов – не только территорию, но и солидарность комплексов имущества, прежде всего, государственной (федеральной) собственности: единое гражданство, единую государственную власть, единые бюджет и налоги и др. Подменяя государственную целостность территориальной, субъектам Федерации, прежде всего, республикам и округам проще объявить собственностью все, что находится на «их» территории: землю, природные ресурсы, объекты производственной и общественной инфраструктуры. Так оно и сделано в Конституциях «суверенных» государств.

Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению России территорию Российской Федерации. Территория Российской Федерации – неотъемлемый признак государства. Впрочем с помощью договоров, различного рода соглашений между федеральной властью и субъектами Федерации, Российская Федерация все больше превращается в договорную, а не конституционную Федерацию, а это означает перевоплощение Российской Федерации в конфедерацию.

В Конституции РФ 1993 года резко ослаблены, причем осмысленно, правовые гарантии территориальной целостности Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей по охране территориальной целостности государства, закрепленных в ст. 125 Конституции РФ. Все его действия свелись к рассмотрению индивидуальных претензий. Именно в этом он видит свою «демократичность», уход от политической «заангажированности».

Органы государственной власти Российской Федерации также не принимают, о чем свидетельствует чеченский кризис, действенных мер по охране суверенитета и государственной целостности Российской Федерации. Ослаблены функции контроля за соблюдением законности со стороны прокуратуры Российской Федерации, Государственной Думы, судебных органов. Соответствующие составы преступлений имеются в Уголовном кодексе Российской Федерации.

В завершении главы можно сделать вывод что, целостность государства и его суверенитет - это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубину столетий, от того что они возникли тогда, когда появилось и само государство. Они неразрывно связаны не только с политикой, экономикой социума, его правовой направленностью, ментальными, духовными, культурными характеристиками. С возникновением наций, национальных движений, национальных государств, органически сливаются и с национальным вопросом. Сохраняя свое общественное значение, объективную природу, они единовременно приобретают и национальный колорит, национальную окраску.

В Конституции РФ резко ослаблены, причем осмысленно, правовые гарантии территориальной целостности Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей по охране территориальной целостности государства.

 

Глава 2. Роль государства в обеспечении национальной безопасности

 

2.1. Понятие и содержание национальной безопасности государства

 

Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова обозначает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Значительным в оценке степени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы, насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом нужно исключительно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением вероятности прогрессивного становления личности и социума.

Можно выделить следующие условия, выполнение которых нужно для обеспечения общественной безопасности:

1) устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;

2) стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;

3) устоявшийся, «нормальный» политический процесс, полагающий высокую степень законности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неотвратимых конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;

4) отсутствие либо достаточная слабость нелегально существующих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Впрочем, судебная власть стоит в нем в определенной мере особняком. Безусловно, суд – стержневой гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглавляет президент, то из нее автоматически должен быть исключен суд. Этого требует правило распределения властей. Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в границах которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.

Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, которые владеют правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности; равновесия интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Главнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др. Обеспечение безопасности государства базируется на отчетливом разграничении полномочий между органами, принадлежащими к разным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках.10

Информация о работе Целостность и безопасность государства