Энергетическая безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы по дисциплине «Экономика и управление системами теплоэнергоснабжения» является освоение методики экономической оценки деятельности энергетического предприятия для оценки приемлемости тех или иных технических решений в области теплоэнергетики с точки зрения оптимальности технико-экономических показателей работы энергетического предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Задание 1
2.2 Задание 2
2.3 Задание 3
2.4 Задание 4
2.5 Задание 5
2.6 Задание 6
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ
3.1 Задача 1
3.2 Задача 2
3.3 Задача 3
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

курсач эконом андрзян.docx

— 450.26 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ЗАДАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА 

2 ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ 

2.1 Задание  1

2.2 Задание  2

2.3 Задание  3

2.4 Задание  4

2.5 Задание  5

2.6 Задание  6

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ

3.1 Задача 1

3.2 Задача 2

3.3 Задача 3

Заключение

  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы обусловлена  тем, что энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание  самого понятия энергетической безопасности государства (ЭБГ), а в ряде случаев  значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания  этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между  поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики  без энергетики означает также невозможность  преодоления проблем, которые давно  признаны мировым сообществом как  глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что  энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы  безопасности.

На данный момент в мировом  сообществе существует понимание того, что углеводородные ресурсы, являющиеся на данный момент базовыми, могут быть исчерпаны через определенное время. Соответственно страны-поставщики, так  же, как и все остальные, будут  постепенно приходить к необходимости  изменения структуры своего топливно-энергетического  баланса, уделяя все большее внимание альтернативным источникам энергии.

Сохранение ситуации, при  которой 2 млрд. людей не имеют доступа  к энергетическим ресурсам, грозит гуманитарными катастрофами, ростом напряженности в мире, появлением новых конфликтов и усугублением имеющихся глобальных проблем. И  именно в рамках международного механизма  по обеспечению энергетической безопасности возможен выход за пределы исключительно  торгово-финансовых энергетических взаимоотношений  отдельных стран, и создание системы  устойчивого обеспечения энергетическими  ресурсами всех стран.

Основной сферой деятельности данной инстанции должно стать обеспечение  глобальной энергетической безопасности путем предотвращения и разрешения конфликтов в данной сфере, а также  путем управления глобальным сбалансированным энергетическим потенциалом. Для этого  необходимо достижения максимально  широкого согласия стран, которые на данный момент в качестве поставщиков  или потребителей имеют устойчивый доступ к энергетическим ресурсам. Ключевой целью управления глобальным энергетическим потенциалом должно стать как поддержание энергетической ресурсной базы планеты, так и  ее справедливое распределение. В ближайшее  время на первый план в этом направлении  выйдет задача обеспечения энергетическими  ресурсами тех стран, которые  пока не имеют к ним устойчивого  доступа и лишены возможности  обеспечить это за счет слабости экономики  или иных факторов.

Международный механизм глобальной энергетической безопасности мог бы стать той инстанцией, которая  от имени международного сообщества управляла как подобными международными энергетическими центрами, так и  иными организациями или формами, нацеленными на создание глобального  сбалансированного энергетического  потенциала.

Цель изучения дисциплины - освоение методики экономической  оценки деятельности энергетического  предприятия.

 Важными задачами в  процессе изучения дисциплины  являются: овладение методикой экономической  оценки деятельности энергетического  предприятия для оценки приемлемости тех или иных технических решений в области теплоэнергетики с точки зрения оптимальности технико-экономических показателей работы энергетического предприятия.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды  ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам  экономической безопасности, статьи, опубликованные в периодических  изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Целью данной курсовой работы по дисциплине «Экономика и управление системами теплоэнергоснабжения» является освоение методики экономической оценки деятельности энергетического предприятия для оценки приемлемости тех или иных технических решений в области теплоэнергетики с точки зрения оптимальности технико-экономических показателей работы энергетического предприятия.

Задачами данной курсовой работы является энергетическая безопасность государства, оценка деятельности предприятия, определение оптимальной толщины изоляции, выбор наиболее эффективного метода использования оборудования, способы начисления амортизации, определение себестоимости транспортировки тепловой энергии, расчет целесообразности модернизации турбины, оценка эффективности капиталовложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА

 

Энергетическая безопасность подразумевает состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами  приемлемого качества, а также  защищенности от нарушений стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения.

В данном разделе будут  приведены цитаты великих ученых, влиятельных политиков и общественных деятелей об энергетической безопасности государства.

Президент Белоруссии Лукашенко А.Г. «Энергетическая безопасность сродни независимости государства. Идет реализация концепции энергетической безопасности, по уменьшению удельного веса природного газа в топливно-энергетическом балансе, производстве тепловой и электрической энергии. Подготовка и строительство в Беларуси АЭС. Одним из важнейших инструментов выполнения названной концепции является Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов энергетической системы Беларуси. Министерство энергетики определено координатором деятельности по выполнению этой программы».  [7]

Российский государственный  деятель и экономист Илларионов А.Н. «Энергетическая безопасность - фантом, который появляется вместе с вмешательством государства в ту или иную отрасль. По мнению Илларионова, лучше всего проблема энергетической безопасности лечится, если устранить государство из затронутой им отрасли. Он добавил, что можно, напротив, увеличить долю государства в отрасли - и обеспечить себе знакомство с проблемой энергетической безопасности на сколь угодно долгий срок». [8]

Президент Российской Федерации Путин В.В. «Энергобезопасность в любом государстве рассматривается в качестве гарантии суверенного развития нации. Эта энергобезопасность прямо влияет на решение самых разных задач, прежде всего, конечно, социально-экономических, и на конкурентоспособность экономики в целом».

Научный деятель  в сфере экономики и политик Прохоров М.          «В условиях стремительного роста населения во всем мире энергетическая безопасность становится одной из важнейших мировых проблем. Энергетика будущего будет сочетать в себе традиционные и новые виды энергии - ветер, солнце, водород». [10]

    Заместитель министра энергетики Р.Ф. ШишкинА.Н.: «Энергетическая безопасность - это увеличение доли ГЭС, АЭС и ВИЭ , рост среднего КПД ТЭС на угле и газе , а также снижение уровня потерь в электрических сетях.  Все поставленные задачи должны быть реализованы при условии сдерживания роста тарифов на электроэнергию». [11]

Ученый Мазур И.И.: «Глобальный характер проблем энергетической безопасности диктует необходимость создания всемирной системы управления энергоресурсным балансом в интересах всего человечества».

Региональный  советник по энергетике Европейской  экономической комиссии ООН Е. В. Надеждин считает, что энергетическая безопасность — это "состояние общества, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутреннего характера и влияния дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать необходимый уровень национальной энергетической безопасности, устраняя и компенсируя негативное влияние этих факторов".

Вячеслав Шишкин, ведущий эксперт бывшего РАО "ЕЭС  России", определяет энергетическую безопасность как "защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов".

Председатель  правительства РФ Медведев Д.А. - Россия верит в хорошую перспективу своей инициативы о создании международной сети центров по обогащению урана. По словам президента РФ, реализация этой инициативы "не только помогла бы продвинуться в решении проблемы "энергетической бедности", но и укрепила бы режим нераспространения ядерных технологий". "Нам не менее важно было бы сформулировать режим равного и недискриминационного доступа к ядерным технологиям", - подчеркнул Медведев. Он указал, что "мирная ядерная энергетическая альтернатива должна быть доступна и другим странам, в том числе - развивающимся", сообщает "Интерфакс". [9]

Директор Института  проблем нефти и газа РАН, академик А. Дмитриевский определяет глобальную энергетическую безопасность как "стремление мирового сообщества обеспечить жизнедеятельность всех государств с помощью такого действенного инструмента, как открытый рынок нефти и газа, как справедливое желание каждого продавца и каждого покупателя защитить свои национальные интересы".

Николай Чуркин, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной  политике и природопользованию считает, что энергетическая безопасность – одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Она трактуется как защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов.             Эти угрозы определяются не только внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, но и собственно состоянием и функционированием всего энергетического сектора страны. А потому энергетическая политика является одним из главных звеньев в обеспечении национальной безопасности любого государства. Факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России. Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся «хронической болезнью» (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении, нерациональное природопользование и др.), что реально влияет на энергетическую безопасность регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефте­продуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны. Необходимо подчеркнуть, что Россия располагает практически всеми видами природных ресурсов и занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов. В то же время природно-ресурсный потенциал страны используется с низкой эффективностью: энергетические затраты на единицу продукции в среднем превышают показатели многих развитых стран в 2,5-3 раза, а при производстве единицы ВВП расход многих видов природных ресурсов значительно выше, чем еще 10 лет тому назад. Несмотря на общее снижение хозяйственной активности и масштабов природопользования, удельная природоемкость и, следовательно, относительная сырьевая ориентированность экономики России возросла. Низкую эффективность использования энергии необходимо повышать за счет последовательного улучшения ее следующих главных характеристик: способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости; способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса; устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.                                                                            

Важнейшими принципами обеспечения  энергетической безопасности являются: гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера; контроль со стороны государства, федеральных органов исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства; восполняемость исчерпаемых ресурсов топлива (темпы потребления этих ресурсов должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии); диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя); учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды); предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности); создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта; максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования;  использование отходов в качестве альтернативных устойчивых источников энергии. Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем.

Во-первых, необходимо осуществить  модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической  базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы (обычно в новых регионах и худших природно-геологических условиях).

Предусматривается, что в  текущем десятилетии из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь  технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учетом продления сроков их службы), а в  дальнейшем – их коренная реконструкция  и создание новых мощностей с  использованием лучших отечественных  и соответствующих нашим условиям зарубежных технологий.                                                             

Во-вторых, потребуется изменение  структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования  возобновляемых источников, а также  рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная  Сибирь и Дальний Восток, Европейский  Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов. Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК станет единство целей и методов государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с законодательством предусматриваются следующие особенности управления энергетикой в центре и на местах. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают нормативно-правовую базу функционирования ТЭК и взаимоотношений в сфере топлива и энергии, в директивном порядке осуществляют координацию и контроль деятельности федеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают технические регламенты, стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организуют государственный надзор за их соблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ. Ситуация в сфере энергобезопасности обостряется тем, что в ближайшие годы истекают сроки действия долгосрочных контрактов, определявших систему энергетических отношений России и Запада на протяжении последних десятилетий. Да и великое наследство бывшего СССР – инфраструктура вывоза энергоносителей – ветшает прямо на глазах. Износ магистральных газопроводов сегодня близок к критическому. По данным самого Газпрома, около 14% трубопроводов служит свыше 33 лет и фактически подлежит списанию, еще 20% построены более 20 лет тому назад.

Информация о работе Энергетическая безопасность государства