Целостность и безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических вопросов государственной целостности и национальной безопасности.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотрение понятия и содержания целостности государства;
2. Рассмотрение понятия национальной безопасности государства и национальных интересов России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Понятие и проблемы целостности государства…………..………5
1.1. Понятие и содержание целостности государства …………….….……….5
1.2. Проблемы государственной целостности России ……………….……….11
Глава 2. Роль государства в обеспечении национальной безопасности..17
2.1. Понятие национальной безопасности государства………………..……17
2.2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации…..……….21
2.3. Обеспечение национальной безопасности в современных условиях……24
Заключение……………………………………………………………..……….29
Список используемых источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

В то же время функция по обеспечению безопасности – это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они владеют нужными силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных обстановок, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

Значимую роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», указами Президента, другими нормативными правовыми актами.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, социума и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.

Стержневой задачей Совета Безопасности является определение жизненно значимых интересов социума и государства, устранение внутренних и внешних угроз объектам безопасности и разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации. Он готовит рекомендации Президенту по принятию оперативных решений, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным общественно-политическим, экономическим, военным, экологическим, другим последствиям, по организации их ликвидации.

Совет Безопасности возглавляет Президент РФ, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально. Совет Безопасности образует межведомственные комиссии – свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному либо, территориальному признаку на непрерывной либо временной основе. Комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граждан и социальной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасности; по охране здоровья населения; по экологической безопасности. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в разных сферах. В соответствии с правом он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.

Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение права, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов РФ. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности.11

 

 

2.2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

 

Угроза - это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака. Во-первых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность. Во-вторых, угроза понимается, как намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-третьих, это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-четвертых, это динамически возросшая опасность.

Опасность - вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам. Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различие между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к единице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность может существовать, а угрозы не будет, и в определенных условиях опасность может достигнуть характера угрозы.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер.

Угрозы природного характера - это возможность нанесения существенного ущерба в результате природных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т.д. Природа порождает угрозы через действие космических и земных сил - механических, физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы (факторы) проявляются вне и независимо от сознания, стихийно и поэтому часто именуются природными стихиями. Но природа и сама подвергается опасности в результате все возрастающего воздействия на нее общества, созданной им техники и технологии. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которые уже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей, человеческого общества.

Угрозы техногенного характера связаны с определенной опасностью в процессе функционирования технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасность представляют также запуски космических объектов, авиакатастрофы, аварии судов, взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.

Угрозы социального характера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которые порождают наибольшее число угроз и для самих себя и для окружающей среды через действия различных социальных сил - наций, классов, партий, группировок, силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядка выступают такие человеческие качества, как незнание (некомпетентность), неумение, беспечность, безответственность. Еще в большей мере такую роль играют прямой злой умысел (преступные намерения), общий аморализм, деградация личности, а порой и психические расстройства. В качестве наиболее характерных деструктивных сил общества можно выделить преступный мир, политических экстремистов, вышедшие из-под общественного контроля военнизированные формирования, терроризм.

Деструктивную роль играют, с одной стороны, паралич власти, а с другой - политический произвол, властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградация значительной части общества и т.п. Их действия могут быть сознательно планируемыми (преступления против личности, общества, государства, государственные перевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.п.), но они могут быть и относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемые результаты.

В настоящее время угрозы безопасности могут носить и комплексный характер, например, разрабатывается оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов. Нетрудно заметить, что эти глобальные источники угроз являются одновременно и объектами угроз. Каждая из трех названных областей может быть источником угрозы для двух других и для самой себя. Соответственно, каждая из них выступает и в качестве объекта угрозы, подвергаясь ей со стороны двух других областей и со стороны самой себя.12

Каковы же основные угрозы национальной безопасности России?

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельных государств, особенно США и их союзников, и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия, страны Балтии и др.); распространение оружия массового уничтожения и средств его доставк; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (Афганистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др.); притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Япония и др.).

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

2.3. Обеспечение национальной безопасности в современных условиях

 

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

1) своевременное прогнозирование и обнаружение внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2) реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

4) подъем экономики страны, проведение самостоятельного и общественно ориентированного экономического курса;

5) преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

6) обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

7) улучшение системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, образование слаженных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение общественно-политической стабильности социума;

8) обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

9) обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

10) подъем и поддержание на довольно высоком уровне военного потенциала государства;

11) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

12) принятие эффективных мер по обнаружению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

13) радикальное совершенствовании экологической ситуации в стране.

14) обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.13

Результативные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в зарубежной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Переход к эффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного образования оптимальных механизмов организации производства и реализации товаров и услуг в целях максимально потенциального роста благосостояния общества и каждого гражданина. На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.

Немаловажное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, упрощение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности. Главные задачи - опережающее становление конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных специальных технологий в гражданское производство, введен механизм обнаружения и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Приоритет экономических факторов в общественной сфере принципиально значим для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для становления механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом значимо проведение социально справедливой и экономически высокоэффективной политики в области распределения прибылей. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации определенных мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует последующего улучшения законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения строгого его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и территориальной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую устойчивость. Совокупный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей становление Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Информация о работе Целостность и безопасность государства