Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить экономическое содержание и значение внебюджетных фондов
2) изучить особенности функционирования внебюджетных фондов в Российской Федерации
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ и определить перспективы их развития.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 440.74 Кб (Скачать файл)

В прежней редакции закона страхователями работающих граждан выступали работодатели – учреждения, предприятия и организации. Страхователями неработающего населения  являлись органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2011 года граждане получили возможность свободного выбора страховой  медицинской организации. Теперь компаниям  необходимо выстраивать работу с  конкретным человеком, благодаря этому  создаются основы для развития конкуренции  на страховом рынке.

На 1 января 2011 г., в системе ОМС  функционировало 95 страховых медицинских  организаций (СМО). За прошедший год  их количество уменьшилось до 89. При  этом 70% населения застрахованы в 10 СМО. Все еще остается достаточно много мелких компаний, которые не могут обеспечить работу по улучшению  качества медицинских услуг, защите прав граждан, качественно выполнять  другие свои обязательства: организовать круглосуточную работу многоканального  телефона, привести на дом полис  человеку, который нуждается в  этой услуге по состоянию здоровья.

На сегодня приняты меры для  повышения эффективности работы страховых медицинских организаций  – повышены требования к уставному  капиталу, минимальное значение которого с 1 января 2012 года увеличится с 30 млн. до 60 млн. рублей, что определит естественный процесс сокращения и укрупнения компаний.

С 1 мая 2011 года введен в обращение  полис обязательного медицинского страхования. В первую очередь они  выдаются новорожденным, людям, которые  сменили фамилию, имя, отчество или  страховую медицинскую организацию. Остальным гражданам нет необходимости  менять полис в срочном порядке. По закону полис обязательного медицинского страхования «старого» образца  остается действующим до 1 января 2014 года.

Увеличивается число медицинских  организаций в системе обязательного  медицинского страхования. В 2010 году их было 8 162, в 2011 г. – 8252, в 2012 г. – 8 543. Также возрастает число негосударственных медицинских организаций в системе ОМС: в 2010 году участвовало 618 негосударственных медицинских организаций, в 2011 г. – 642, в 2012 г. – планируется 739. В 2013 году число негосударственных медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф. Увеличение количества медицинских организаций усиливает конкуренцию на рынке обязательного медицинского страхования и расширяет для застрахованных граждан возможности выбора.

Принят Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке  расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование  неработающего населения» []. С принятием закона появились финансовые гарантии обеспечения системы обязательного медицинского страхования платежами на неработающих граждан, что послужит выравниванию условий оказания медицинской помощи в регионах. Ожидаемое дополнительное поступление средств в систему – порядка 300 млрд. рублей.

К 2015 году общий объем средств  ОМС возрастет с нынешних 547 млрд. рублей до 1,406 трлн. рублей, или около 10 тыс. рублей на каждого застрахованного.

Введение нового закона совпало  с реализацией программы модернизации здравоохранения, направленной на повышение  качества медицинского обслуживания населения  по трем основным направлениям:

- модернизация материально-технической  базы лечебных учреждений;

- внедрение в здравоохранение  современных информационных систем;

- внедрение стандартов медицинской  помощи и повышение доступности  оказания медицинской помощи   в амбулаторном звене.

В 2011-2012 годах системе обязательного  медицинского страхования на программы  субъектов Российской Федерации  выделено 620 млрд. рублей. Программа  реализуется во всех субъектах Российской Федерации, запланировано приобретение медицинского оборудования, современно оснащенных автомобилей скорой медицинской помощи.

С 1 января 2012 г. начнет внедряться единая универсальная электронная карта.  В ней будет зафиксировано право человека  на большинство социальных гарантий, в том числе будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования. В Российской Федерации будет создана единая база застрахованных граждан, которая поможет исключить дублирование страхования, отказы гражданам в получении медицинской помощи на другой территории. Персонифицированный учет позволит осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования и определять потребности в объемах медицинской помощи.

Федеральный фонд ОМС дополнительно  финансирует медицинские услуги, которые оказываются по стандартам в субъектах Российской Федерации, доводя их финансовое обеспечение до необходимого уровня. Эти средства направляются на заработную плату медицинских  работников и лекарственные  средства в стационарном звене.

В рамках программы модернизации здравоохранения, узкие специалисты, работающие в  поликлиниках, также начнут получать доплату к заработной плате. Размер доплаты в среднем составит 5-6 тыс. руб. Выплаты коснутся 240 тыс. врачей-специалистов и средних медицинских работников. Это позволит привлечь врачей узкой  специальности в амбулаторное звено  и повысить доступность поликлинической  помощи для населения.

Внедрение стандартов оказания медицинской  помощи связано с переходом на одноканальное финансирование здравоохранения  через систему обязательного  медицинского страхования в 2013 году. Оплата медицинской помощи будет  осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций за исключением  капитального строительства и дорогостоящего медицинского оборудования. 

Бюджет  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на очередной  финансовый год и двухлетний плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд.рублей (на 555,7 млрд.рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд.рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд.рублей.

Существенное  увеличение объема бюджета Фонда  по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по сравнению  с 2011 годом обусловлено направлением с 2012 года в бюджет Фонда страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование неработающего населения, которые ранее направлялись в  бюджеты территориальных фондов; направлением с 2012 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан по тарифу 2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных фондов.

 

 

3.3 Перспективы развития Фонда социального  страхования

 

Управление системой обязательного  социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ[].

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка  и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также  пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования  начал выплаты по возмещению вреда  пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[].

С 1 января 2005 года на Фонд возложена  задача по реализации Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" []  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета  государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным  законом, контролирует использование  средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования  между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются  и реализуются государственные  программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

30 ноября 2011 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписал Федеральный закон №372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [].

Бюджет  Фонда на 2012 год и два последующих года предусматривает значительный рост доходов и расходов по сравнению с предыдущими периодами (рис. 7)

Рис.7. Динамика доходов и расходов ФСС РФ в период с 2004 по 2010 г.г.

 

Так в период с 2004 по 2006 г. доходы фонда  ФСС превышали его расходы, начиная  с 2007 г. наблюдается тенденция роста  расходов, бюджет фонда ФСС стал дефицитным, дотационным. С проводимой политикой государства по улучшению качества жизни своих граждан, повышения уровня социальных гарантий, совершенствованию социального страхования и охраны здоровья работников, расходы фонда ФСС выросли в 3,5 раза (по сравнению с 2004 годом).

Согласно отчету об исполнении бюджета ФСС РФ за 2010 год, доходы бюджета Фонда составили 463 776 664,6 тыс. рублей (в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 109 081 943,2 тыс. рублей, из ФФОМС - 17 500 000,0 тыс. рублей). Общий объем расходов утвержден в сумме 491 199 295,2 тыс. рублей.

Таким образом, бюджет Фонда в 2010 году исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 27 422,6 млн. рублей.

Среди основных направлений расходования средств бюджета:

  • расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (353 610,7 млн. рублей);
  • расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (54 905,3 млн. рублей);
  • расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (10 852,7 млн. рублей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Расширение деятельности государства  привело к созданию значительного  количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность  даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении  различных фондов. Среди них ведущую  роль заняли социальные фонды. В Российской Федерации они представлены тремя  фондами: Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования РФ и Фондом социального страхования РФ. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Создание института внебюджетных социальных фондов вывело финансирование социальной сферы за рамки бюджетной  системы. С помощью выделения  социальных средств во внебюджетные социальные фонды предполагалось снять зависимость обеспечения социальной сферы от бюджета, дефицит доходов которого особенно болезненно сказывался на отраслях, финансируемых в сметном порядке из различных звеньев бюджетной системы. Однако формальное выделение средств в указанные внебюджетные фонды не решило социальных проблем. Тем не менее, рост поступлений во внебюджетные фонды показывает, что в стране ведется политика, направленная на увеличение доходов внебюджетных фондов.

Порядок расходования средств, зачисляемых во внебюджетные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

В отношении страхователей государственные органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 В настоящее время в системе социального обеспечения существует немало проблем.

Во-первых, не оправдала себя распределительная  пенсионная система, основанному на солидарности поколений.

Во-вторых, система медицинского страхования, разделенная на обязательно медицинское страхование и добровольное медицинское страхование приводит к тому, что здравоохранение на данный момент больше заинтересована в больных, чем в здоровых гражданах. От этого страдает качество медицинских услуг.

         Механизм финансирования социальной сферы через внебюджетные фонды в условиях не сформировавшейся еще рыночной инфраструктуры, «отголосков»  экономического кризиса и инфляционного развития не только не препятствует неэффективному использованию мобилизуемых средств, но и, напротив, создает определенные дополнительные возможности для их отвлечения на иные, не имеющие отношения к задачам внебюджетных фондов цели.

         Также нельзя обойти стороной  и вопрос, касающийся дефицитности внебюджетных фондов. С 1 января 2012 года вступают в силу изменения, внесенные в Закон о страховых взносах. Изменения коснулись, в первую очередь, ставки страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов. 
Если в текущем году совокупная ставка страховых взносов составляет 34%. Из них 26% работодатели платят в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

Информация о работе Внебюджетные фонды, их структура и источники формирования